-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Чувашская Республика
Решение от 16 апреля 2012 года

В отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары

По делу № 24/05-АМЗ-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
16 апреля 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Котеева В.В. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
    при участии в деле заявителя – ИП Пекач Татьяны Геронтьевны,
    при участии в деле представителя ответчика – Васильевой Татьяны Юрьевны по доверенности от 10.01.2012 № 2,
    рассмотрела дело № 24/05-АМЗ-2012, возбужденное в отношении а отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары Чувашской Республики (г.Чебоксары, Московский проспект, д.33а) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта,
    Чувашское УФАС России 22.02.2012 поступило заявление ИП Пекач Т.Г. (далее – Заявитель) о нарушениях, по мнению Заявителя, прав субъектов малого и среднего предпринимательства Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом администрации г.Чебоксары (далее - Горкомимущество) при реализации преимущественного права выкупа по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (нежилое помещение площадью 29,0 кв.м, расположенное по адресу: г.Чебоксары, пр.Ленина, д.31, далее – объект, нежилое помещение).
    12.01.2012 заявитель обратилась в Горкомимущество с заявлением о реализации согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) преимущественного права на приобретение нежилого помещения в связи с тем, что осуществляет предпринимательскую деятельность на этих площадях с 2006 года, но получила отказ в связи с тем, что данное нежилое помещение находятся у нее в аренде менее двух лет на дату вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ и ИП Пекач Т.Г. не обладает преимущественным правом на их выкуп.
    Заявитель просит рассмотреть законность и правомерность отказа Горкомимущества, так как считает, что данным отказом нарушено действующее законодательство о праве выкупа арендуемых помещений и ее права, как индивидуального предпринимателя.
    На заседании Комиссии заявитель в полном объеме поддержал доводы, изложенные в заявлении.
    Горкомимущество письмом от 07.03.2012 № 956 сообщило Чувашскому УФАС России, что в связи с тем, что у ИП Пекач Т.Г. нежилое помещение находится в аренде с 10.11.2009 (договор от 25.11.2009 № 1598), ей отказано в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения. Также, представитель Горкомимущества на заседании Комиссии нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснила следующее.
    Действительно, с 2006 по 2008 годы нежилое помещение использовалось ООО «Имиджевое агентство «Профиль», учредителем которого являлась Пекач Т.Г., по договору субаренды.
    В 2008 году договор субаренды нежилого помещения был перезаключен с ИП Пекач Т.Г.
    «Договор аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г.Чебоксары по пр.Ленина, 31» между Горкомимуществом и ИП Пекач Т.Г. заключен только 25.11.2009 сроком с 10.11.2009, который в 2010 году продлен на 5 лет.
    Сообщила, что действие Федерального закона № 159-ФЗ не распространяется на субарендаторов и преимущественным правом могут воспользоваться только арендаторы. В подтверждение тому, Горкомимущество в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 24/05-АМЗ-2012 от 05.04.2012 № 05-07/2245 представило письмом от 11.04.2012 № 039-1630 копии Постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 № 17АП-9642/09 по делу № А60-24852/2009, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 № 02АП-8542/2010 по делу № А82-7208/2010, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 № 20АП-6561/11 по делу № А62-3526/2011, в которых суды пришли к выводу о том, что поскольку Федеральным законом № 159-ФЗ право выкупа недвижимого имущества предоставлено только арендаторам имущества, отвечающим признакам, указанным в статье 3 Закона, следовательно, у субарендаторов отсутствует преимущественное право на выкуп нежилого помещения.
    По причине того, что нежилые помещения находятся в аренде у ИП Пекач Т.Г. только с 10.11.2009, то ИП Пекач Т.Г. не подпадает под условия, определенные Федеральным законом № 159-ФЗ.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика, заявителя, установила следующее.
    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    - микропредприятия - 60 млн. рублей;
    - малые предприятия - 400 млн. рублей;
    - средние предприятия - 1000 млн. рублей.
    Согласно представленным ИП Пекач Т.Г. документам – субъект малого и среднего предпринимательства.
    С 20.03.2006 по 20.05.2008 нежилое помещение использовалось ООО «Имиджевое агентство «Профиль», учредителем которого являлась Пекач Т.Г., по договору субаренды от 20.03.2006 № 5183-с, заключенного между Горкомимуществом, ГУП ЧР «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии и ООО «Имиджевое агентство «Профиль».
    В 2008 году ООО «Имиджевое агентство «Профиль» было ликвидировано, в связи с этим договор субаренды нежилого помещения был перезаключен с ИП Пекач Т.Г. - договор от 09.07.2008 № 5183-с на период с 09.07.2008 по 08.07.2009.
    «Договор № 1598 аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г.Чебоксары по пр.Ленина, 31» между Горкомимуществом и ИП Пекач Т.Г. заключен 25.11.2009 на основании обращения ГУП ЧР «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии по переуступке права аренды нежилого помещения в пользу ИП Пекач Т.Г. сроком с 10.11.2009 (пункт 3 акта передачи помещения арендатору от 25.11.2009), который в дальнейшем, в 2010 году, на основании обращений ИП Пекач Т.Г. распоряжением Горкомимущества от 15.03.2010 № 324-р продлен на 5 лет, таким образом, в настоящее время ИП Пекач Т.Г. пользуется нежилым помещением, т.е. является арендатором нежилого помещения.
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
    Следовательно, ООО «Имиджевое агентство «Профиль» и ИП Пекач Т.Г. – группа лиц.
    Согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
    Таким образом, арендные (субарендные) отношения группы лиц с Горкомимуществом начались с 20.03.2006, т.е. более чем за 2 года до вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ, и с этого времени хозяйствующий субъект непрерывно владеет и пользуется нежилым помещением площадью 29,0 кв.м, расположенное по адресу: г.Чебоксары, пр.Ленина, д.31.
    Часть 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) устанавливает, что к договорам субаренды применяются правила, установленные для договоров аренды.
    Исходя из статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 05.08.2008) в соответствии с договором или договорами.
    Исключение из данного правила составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, перечисленные в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных).
    Из буквального толкования статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что преимущественным правом на приватизацию могут воспользоваться лишь арендаторы, субарендаторам такое право не предоставлено. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федеарации указывает на это в абзаце 6 пункта 1 своего информационного письма от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества.
    Существование общего положения, указанного в части 2 статьи 615 ГК РФ, не означает, что положения Федерального закона № 159-ФЗ распространяются и на субарендаторов. Данной позиции придерживается Минэкономразвития России в письме от 17.11.2008 № Д05-5090, где указано, что нормы, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ распространяется исключительно на случаи заключения договора аренды недвижимого имущества (часть 1 стать 3) и в отношении арендатора, являющегося стороной в данном договоре аренды.
    Договорные отношения субарендатора в отношении имущества по договору субаренды возникают не с собственником, а с арендатором имущества, следовательно, у собственника обязанности по отчуждению данного имущества договора субаренды возникнуть не могут.
    Таким образом, субарендатор не имеет преимущественного права на выкуп арендованного имущества.
    Данный вывод подтверждается судебной практикой:
    - Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 № 17АП-9642/09 по делу № А60-24852/2009;
    - Постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2009 № Ф09-10310/09-С6;
    - Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 по делу № А62-6465/2009);
    - Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 № 02АП-8542/2010 по делу № А82-7208/2010;
    - Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 № 20АП-6561/11 по делу № А62-3526/2011.
    Суды и Минэкономразвития России сошлись на том, что из части 2 статьи 615 ГК РФ следует: к договорам субаренды применяются положения ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение договора аренды, а также устанавливающие основания его действительности или недействительности.
    Таким образом, положения Федерального закона № 159-ФЗ, предусматривающие преимущественное право выкупа арендатором арендуемого имущества, не распространяются на субарендатора.
    Договор № 1598 аренды нежилого помещения от 25.11.2009, заключенный ИП Пекач Т.Г. с Горкомимуществом, действует с 10.11.2009, а до этого времени хозяйствующий субъект владел и пользовался нежилым помещением согласно договоров субаренды, заключенных с ГУП ЧР «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии.
    Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Горкомимущества при отказе ИП Пекач Т.Г. в реализации преимущественного права приобретения нежилого помещения отсутствуют признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Рассмотрение дела № 24/05-АМЗ-2012, возбужденного в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары Чувашской Республики, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.
    Председатель Комиссии
    В.В.Котеев
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    Н.Д.Иванов

    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.