-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Чувашская Республика
Решение от 29 июля 2011 года № 101-АМЗ-2011

О прекращении производства по делу о неправомерных действиях газоснабжающей компании

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
29 июля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2011 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель Комиссии:
    Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Члены Комиссии:
    Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
    Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
    Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы,
    при ведении протокола членом Комиссии Соколовой В.И.
    в присутствии:
    от заявителя - ТСЖ "Н.": В. - управляющий ТСЖ, Д. - член ТСЖ (доверенность от 18.07.2011 г.),
    от ответчика - ООО "Г.": Я. - начальник юридического отдела (доверенность N 08-01-13/052 от 19.01.2011 г.), Р. - заместитель генерального директора по экономике и финансам (доверенность N 08-01-13/170 от 18.07.2011 г.), С. - начальник отдела по реализации газа (доверенность N 08-01-13/166 от 15.07.2011,
    рассмотрев дело N 101-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО "Г." (<...>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России обратилось ТСЖ "Н." (<...>) с заявлением от 25.11.2010 г. о повторном рассмотрении заявления ТСЖ "Н." от 20.04.2010 о неправомерных действиях газоснабжающей компании - ООО "Г." (ранее до 17.01.2011 г. - ООО "Ч."), применяющей тарифы на газ не для населения, используемый ТСЖ на теплоснабжение.
    ТСЖ "Н." сообщает, что имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме и используется для обеспечения отопления жилого дома и подачи горячей воды в жилые помещения, находящиеся в доме. Отопление других зданий (сооружений) за счет указанной котельной не производится. При этом в жилом доме отсутствуют иные потребители тепловой энергии, кроме жильцов указанного дома.
    Заявитель просит решить вопрос об урегулирования разногласий, возникших по договору поставки газа N р59-5-4103 от 16.07.2007 по цене на газ, поставляемый на крышную котельную дома ТСЖ.
    На данное заявление ООО "Г." письмом от 14.07.2011 N 08-02-02/4366 пояснило, что на момент (25.11.2010 г.) поступления заявления ТСЖ "Н." в Чувашское УФАС России ТСЖ уже в течение 1 месяца получало природный газ по розничной цене для населения. Договор поставки газа N р59-5-4103/ТСЖ от 01.11.2010 г., подписанный обеими сторонами, был получен управляющим ТСЖ "Н." В. 29.10.2010 г., а проект договора был получен и подписан управляющим еще ранее. Данный договор заключен на срок с 01.11.2010 г. по 31.12.2010 г.
    15.12.2010 г. между ООО "Г." и ТСЖ "Н." заключен договор поставки газа N р59-5-4064/ТСЖ на срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г., пунктом 5.1. которого поставка природного газа осуществляется по розничным ценам.
    ООО "Г." отмечает, что факт поставки природного газа по розничным ценам для населения подтверждается решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2011 г., которым взыскана задолженность за поставленный природный газ в феврале - марте 2011 г.
    Представители ООО "Г." сообщили, что 05 октября 2010 г. по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации было поручено ФСТ России представить предложения по установлению розничных цен на газ, используемый для центрального отопления и реализуемый товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным организациям. На данное поручение ФСТ России письмом от 29.03.2011 N СН-2468/9 направила предложения, разработанные на основе проведенного анализа действующего законодательства и сформировавшейся правовой позиции арбитражных судов Российской Федерации. ФСТ России предлагает ограничить применение розничных цен на газ, реализуемый населению, только случаями поставки газа на котельные, находящиеся в долевой собственности жильцов многоквартирных зданий.
    Представители ООО "Г." указывают, что на настоящий момент новых нормативных правовых актов и методических рекомендаций по данному вопросу отсутствуют.
    На заседании Комиссии представители ТСЖ "Н." подтвердили, что с 01.11.2010 г. ТСЖ получает природный газ по розничным ценам, утвержденным постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики для населения на 2010 г. и 2011 г.
    Представители ТСЖ "Н." указывают, что 25.11.2010 г. обратились в Чувашское УФАС России с заявлением о принятия решения по взысканию суммы за предоставление услуг по транспортировке природного газа и суммы платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказанные ТСЖ по договору поставки газа N р59-5-4103 от 16.07.2007.
    В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что до 01.11.2010 г. по договору поставки газа N р59-5-4103 от 16.07.2007 ООО "Чувашрегионгаз" (ООО "Г.") поставляло ТСЖ "Н." газ для нужд крышной котельной многоквартирного дома. К объемам газа, поставляемым по указанному договору, применялись цены, установленные приказами Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Г." и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.11.2007 N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа".
    С 01.11.2010 г. указанный договор был расторгнут и между ООО "Ч." (ООО "Г.") и ТСЖ "Н." заключен новый договор поставки газа N р59-5-4103/ТСЖ, пунктом 5.1 которого цена на газ определяется нормативными документами Российской Федерации и Чувашской Республики об утверждении розничных цен на газ. Срок действия данного договора с 01.11.2010 г. по 31.12.2010 г.
    15.12.2010 г. на срок с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г. между ООО "Ч." (ООО "Г.") и ТСЖ "Н." заключен договор поставки газа N р59-5-4064/ТСЖ, пунктом 5.1. которого поставка природного газа также осуществляется по розничным ценам.
    Предметом указанных договоров договора является поставка ООО "Г." газа ТСЖ "Н.", который используется в качестве топлива для являющейся общей долевой собственностью членов ТСЖ крышной котельной, производящей в свою очередь тепловую энергию для нужд собственников жилого дома, находящегося на обслуживании ТСЖ. При этом, вырабатываемая указанной котельной тепловая энергия обеспечивает только собственников дома.
    Фактически, заключая договор газоснабжения, ТСЖ "Н.", действует в интересах и от имени собственников жилого дома, которые самостоятельно, с использованием собственного оборудования обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение своего дома, приобретая для этого газ.
    В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
    Несмотря на то, что газ подается в котельную, а не в жилые помещения, Комиссия оценив вышеуказанные обстоятельства, пришла к выводу о том, что, приобретая газ по данным договорам, истец предоставлял гражданам коммунальную услугу газоснабжения.
    К отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, подлежат применению Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 N 549 (далее - Правила N 549).
    Согласно пункту 1 указанных Правил, они регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Данные Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
    Необходимость применения Правил N 549 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
    Согласно пункту 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.
    Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
    Между тем, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ТСЖ отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ТСЖ подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
    Крышная котельная, эксплуатируемая ТСЖ "Н.", используется для теплоснабжения только одного дома и не может быть отнесена к объектам систем центрального отопления. Отсутствуют в деле и доказательства использования указанного оборудования в коммерческих целях.
    Таким образом, к объемам газа, приобретаемым ТСЖ "Н." для выработки тепловой энергии крышными котельными на коммунально-бытовые нужды граждан, должны применяться розничные цены для населения, данное подтверждается Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июля 2008 года и 26 марта 2009 года.
    Комиссия считает, что требования ТСЖ "Н." о решении вопроса по возмещению расходов по транспортировке газа и по оплате за снабженческо-сбытовые услуги несостоятельными, т.к. данное не входит в компетенцию антимонопольного органа.
    Согласно пунктам 1, 5.2, 6.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги и вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
    Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к заключению, что в договорах поставки газа N р59-5-4103/ТСЖ от 01.11.2010 г. и N р59-5-4064/ТСЖ от 15.12.2010 г., заключенных между ООО "Ч." (ООО "Г.") и ТСЖ "Н.", правомерно применены тарифы, утвержденные для населения.
    С учетом тех обстоятельств, что ТСЖ "Н." получало природный газ по розничным ценам для населения еще до обращения ТСЖ с заявлением в Чувашское УФАС России и требования о возмещении расходов по транспортировке газа, по оплате за снабженческо-сбытовые услуги не входят в полномочия антимонопольного органа, Комиссия считает возможным дело производством прекратить.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Дело N 101-АМЗ-2011, возбужденное в отношении ООО "Г." по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    В.И.СОКОЛОВА
    Г.Ю.ЛАНСКАЯ
    А.Р.ГАДИЛОВА