Чувашская Республика
Решение от 03 апреля 2012 года

В отношении ОАО «Текстильмаш»

По делу № 138-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
03 апреля 2012 года
    Резолютивная часть оглашена 20 марта 2012 г.
    Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2012 г. г. Чебоксары
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела№ 138-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Винокуровой Н.Ю. - заместителя руководителя, начальника отдела товарных рынков (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Новикова Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
    в отсутствие представители ОАО «Текстильмаш», ООО «Региональный аудит», ТУ «РОСИМУЩЕСТВО» извещенных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело по признакам нарушения ОАО «Текстильмаш» (428022, г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, д.1 ИНН 2127009350) и ООО «Региональный аудит» (42800, г. Чебоксары, ул. К. Воробъевых, д.16, офис 315, ИНН 2129023135) статьи 11, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В Чувашское УФАС России поступила жалоба ТУ РОСИМУЩЕСТВО по Чувашской Республике на признаки нарушения ОАО «Текстильмаш» Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении обязательного аудита.
    В жалобе указывалось, что на годовом общем собрании акционеров ОАО «Текстильмаш», проведенного 24 июня 2010 г., указанным обществом аудиторы утверждались большинством голосов, а не по итогам проведения конкурса и без представления акционерам вышеуказанных протоколов.
    ОАО «Текстильмаш» в обоснование выбора аудиторской организации предоставило копии протоколов конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации в 2010 и 2009 году. Как пояснило Общество, документы конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации в 2008 г. утрачены в следствии пожара, произошедшего в ночь 01.05.2009 года в административном здании по адресу: г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, д.1.
    Из представленных ОАО «Текстильмаш» документов было установлено, что в 2009-2011 гг. Обществом были заключены договоры на оказание аудиторских услуг с ООО «Региональный аудит». При этом объявление о проводившемся 15 апреля 2010 г. конкурсе не соответствует требованиям закона № 94-ФЗ. Объявление было размещено в газете «Чебоксарские новости» 13 апреля 2010 г. Представлены копии протокола конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2009 финансового года от 20.04.2009 г., протокола конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2009 финансового года от 30.04.2010 г. и протокола конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2010 финансового года от 30.04.2010 г. При этом, текст протокола конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2009 финансового года от 30.04.2010 г. совпадает с текстом протокола конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2010 финансового года от 30.04.2010 г. вплоть до подписей членов комиссии.
    Также установлено, что заявка на участие в конкурсе ЗАО АК «БИЗНЕС-ПАРТНЕР» подана 06 февраля 2010 г., заявка на участие в конкурсе ООО «Региональный аудит» датирована 08 апреля 2010 г. (исх. № 17 от 08.04.2010) содержит штамп входящей корреспонденции ОАО «Текстильмаш» от 15.03.2010 вх. № 262.
    Учитывая вышеизложенное, имелись основания считать, что конкурс по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита ОАО «Текстильмаш» не проводился.
    Таким образом, в действиях ОАО «Текстильмаш» и ООО «Региональный аудит» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
    Чувашское УФАС России по указанным фактам возбудило настоящее дело.
    На заседании комиссии представитель ОАО «Текстильмаш» нарушение антимонопольного законодательства не признал, пояснив, что обществом в рассматриваемом периоде проводились конкурсы по отбору аудиторских организаций, по итогам которых победителем стал ООО «Региональный аудит». Также представитель пояснил, что копии протоколов конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2009 и 2010 финансового года, предоставленные ранее, являются неточными в связи с тем, что копии были сняты с восстановленных документов, после пожара произошедшего в административном задании Общества.
    Касательно несовпадения даты заявки ООО «Региональный аудит» (08.04.2010) с датой, указанной в штампе входящей корреспонденции ОАО «Текстильмаш» (15.03.2010), представитель пояснил, что это произошло в связи с технической ошибкой в нумерации заявки ООО «Региональный аудит», датой заявки следует считать 15 марта 2010 г.
    Представители ООО «Региональный аудит» нарушения антимонопольного законодательства не признали, предоставив при этом письма ОАО «Текстильмаш» № 372 от 22.04.2009 и № 485 06.05.2010 (уведомления о том, что ООО «Региональный аудит» объявлен победителем по конкурсу в 2009 и 2010 гг.).
    Представитель ТУ РОСИМУЩЕСТВО пояснил, что Управлением направлялись письмом от 15.04.2010 разъяснения Росимущества от 08.04.2010 № ГН-13/8636 в адрес ОАО «Текстильмаш» о необходимости отбора аудитора на 2009, 2010 годы только на конкурсной основе, так как на момент направления разъяснений у Управления отсутствовала информация о проведении конкурса.
    Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчиков, Комиссия приходит к следующим выводам.
    1.Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в части созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок (ред. от 06.12.2011). До указанной редакции закона, рассматриваемые признаки нарушения, классифицировались п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
    Как следует из материалов дела между ОАО «Текстильмаш» и ООО «Региональный аудит» в рассматриваемом периоде были заключены договоры на оказание аудиторских услуг: № 19 от 22 апреля 2009 г., № 23 от 16 апреля 2010 г., № 9 от 24 февраля 2011 г.
    В 2009 г. ОАО «Текстильмаш» был проведен открытый конкурс на проведение независимого аудита, что подтверждается объявлением в газете «Чебоксарские новости» № 28 от 21 марта 2009 г. Согласно протоколу конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2009 финансового года от 24.04.2009 в конкурсе принимали участие ЗАО «Аудиторская компания «Бизнес-Партнер», ЗАО «Консалтинговая фирма «Аудит консалтинг», ООО «Региональный аудит». Победителем в конкурсе был объявлен ООО «Региональный аудит», предложивший наименьшую цену оказания услуги.
    Согласно выписке из протокола № 1 годового общего собрания акционеров ОАО «Текстильмаш» от 15.07.2009 ООО «Региональный аудит» была утверждена в качестве аудитора на 2009 г.
    В 2010 г. ОАО «Текстильмаш» был проведен открытый конкурс на проведение независимого аудита, что подтверждается объявлением в газете «Чебоксарские новости» № 25 от 13 марта 2010 г. Согласно протоколу конкурсной комиссии по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2010 финансового года в конкурсе принимали участие ЗАО «Аудиторская компания «Бизнес-Партнер», ЗАО «Консалтинговая фирма «Аудит консалтинг», ООО «Региональный аудит», заявка ЗАО «Аудиторская компания «Бизнес-Партнер» была отклонена, в связи с отсутствием финансового прдложения. Победителем в конкурсе был объявлен ООО «Региональный аудит», предложивший наименьшую цену оказания услуги.
    Согласно выписке из протокола № 1 годового общего собрания акционеров ОАО «Текстильмаш» от 24.06.2010 ООО «Региональный аудит» было утверждено в качестве аудитора на 2010 г.
    В 2011 г. извещением № 0415000001011000001, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05 мая 2011 года, ОАО «Текстильмаш» объявило о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 г. Одновременно опубликована конкурсная документация. Согласно протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по годовому аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Текстильмаш» за 2011 г. было рассмотрено две заявки ООО «Аудиторская компания «Эталон» и ООО «Региональный аудит». Победителем был объявлен ООО «Региональный аудит» набравший больший бал рейтинга.
    Согласно выписке из протокола № 1 годового общего собрания акционеров ОАО «Текстильмаш» от 29.06.2011 ООО «Региональный аудит» было утверждено в качестве аудитора на 2011 г. При этом количество акционеров проголосовавших против, составило 38,1 %.
    Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства для признания наличия или отсутствия нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции со стороны ОАО «Текстильмаш» и ООО «Региональный аудит», в связи с проведением ОАО «Текстильмаш» открытых конкурсов.
    4.Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
    В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об обязательном аудите» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
    Процедура проведения открытого конкурса регламентирована главой 2 Закона о размещении заказов.
    В части 1 статьи 20 Закона о размещении заказов под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
    В соответствии со статьей 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, начальную (максимальную) цену контракта, требования к содержанию заявок на участие в конкурсе, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе и другие сведения.
    На основании части 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
    По правилам, закрепленным в статье 26 Закона о размещении заказов, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе.
    Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
    В соответствии с частями 1, 2 в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.
    В частях 1.1, 2 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе
    На основании частей 1, 6 статьи 16 Закона о размещении заказов конкурная документация информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.
    Комиссией в ходе рассмотрения дело установлено.
    2.1.Публикацией в газете «Чебоксарские новости» от 21.03.2009 № 28 (4275) ОАО «Текстильмаш» объявило о проведении открытого конкурса на проведение независимого аудита. Срок подачи документов установлен в течение одного месяца со дня опубликования. Дата проведения конкурса – 20 апреля 2009 года по адресу: 428022, г. Чебоксары, проезд Машиностроителей, д. 1.
    Для участия в конкурсе заявки поступила от следующих аудиторских организаций – ЗАО Аудиторская компания «Бизнес-Партнер», ООО «Региональный аудит», ЗАО «Консалтинговая фирма «Аудит-Консалтинг».
    Победителем открытого конкурса признано ООО «Региональный Аудит» как набравшее наибольшее количество баллов.
    Как видно из представленных документов, конкурсная документация ОАО «Текстильмаш» не разрабатывалась. Информация о проведении открытого конкурса, его условиях, в том числе критериев оценки конкурсных предложений, результатах торгов на официальном сайте не размещалась.
    Процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией ОАО «Тексильмаш» в порядке, установленном статьями 26, 27 Закона о размещении заказов, не проводились.
    Оценка конкурсных предложений произведена в отсутствие разработанных заказчиком и доведенных до сведения потенциальных участников размещения заказа критериев и порядка оценки заявок, на основании нормативного документа, утратившего силу.
    При таких обстоятельствах, несоблюдение правил, установленных главой 2 Закона о размещении заказов, свидетельствует о нарушении ОАО «Текстильмаш» части 4 статьи 5 Закона об обязательном аудите.
    Учитывая изложенное, в действиях ОАО «Текстильмаш» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.2.Публикацией в газете «Чебоксарские новости» от 13.03.2010 № 25 (4422) ОАО «Текстильмаш» объявило о проведении открытого конкурса на проведение независимого аудита. Срок подачи документов установлен в течение одного месяца со дня опубликования. Дата проведения конкурса – 15 апреля 2010 года по адресу: 428022, г. Чебоксары, проезд Машиностроителей, д. 1.
    Для участия в конкурсе поступили заявки от следующих аудиторских организаций – ЗАО Аудиторская компания «Бизнес-Партнер», ООО «Региональный аудит», ООО «Аудиторская компания «Эталон». Победителем признано ООО «Региональный аудит».
    При этом в материалах дела имеется две копии протокола конкурсной комиссии ОАО «Текстильмаш» по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита по итогам 2010 финансового года от 30.04.2010 г. 05.05.2010 г. Представитель ОАО «Текстильмаш» пояснил, что верной является копия протокола от 05.05.2010 г.
    Согласно пункту 4 названного протокола оценка технических предложений участников конкурса произведена в соответствии с пунктом 41, а финансовых предложений в соответствии с пунктом 42 Правил проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита организации, доля государственной собственности субъекта Российской Федерации в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706.
    Вместе с тем указанные Правила утратили силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16.12.2009 № 1026 28 декабря 2009 года и на момент проведения открытого конкурса не подлежали применению.
    Победителем открытого конкурса признано ООО «Региональный Аудит» как набравшее наибольшее количество баллов.
    Из имеющихся в материалах документов, установлено, что конкурсная документация ОАО «Текстильмаш» не разрабатывалась. Информация о проведении открытого конкурса, его условиях, в том числе критериев оценки конкурсных предложений, результатах торгов на официальном сайте не размещалась.
    Процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией ОАО «Тексильмаш» в порядке, установленном статьями 26, 27 Закона о размещении заказов, не проводились.
    Оценка конкурсных предложений произведена в отсутствие разработанных заказчиком и доведенных до сведения потенциальных участников размещения заказа критериев и порядка оценки заявок, на основании нормативного документа, утратившего силу.
    При таких обстоятельствах, несоблюдение правил, установленных главой 2 Закона о размещении заказов, свидетельствует о нарушении ОАО «Текстильмаш» части 4 статьи 5 Закона об обязательном аудите.
    Учитывая изложенное, Комиссией в действиях ОАО «Текстильмаш» усматривается нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.3.Извещением № 0415000001011000001, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05 мая 2011 г., ОАО «Текстильмаш» объявило о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 года. Одновременно опубликована конкурсная документация.
    Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе изложены в пункте 18 информационной карты конкурса, при этом заказчиком установлена два критерия оценки – цена контракта (70%), качество оказываемых услуг (30%).
    Вместе с тем по критерию «качество оказываемых услуг» заказчиком не определены показатели оценки конкурсных заявок и максимальное значение оценки в баллах по каждому из них, не описана система балльных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке
    Тем самым заказчиком не соблюдены требования пункта 15 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
    Комиссия приходит к выводу, что отсутствие четко разработанного порядка оценки указывает нарушение ОАО «Текстильмаш» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, 39, 41, 44, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Признать ОАО «Текстильмаш» нарушившим пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Текстильмаш» и ООО «Региональный аудит» по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    Д.В.Новиков