Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
15 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Котеева В.В. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (председатель Комиссии);
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
при участии в деле: - представителя ответчика - администрации г.Шумерля Чувашской Республики - Макаровой Надежды Алексеевны по доверенности от 01.03.2012 № 817; - представителя ООО «Теплосеть-1», ООО «Теплосеть-2», ООО «Теплосеть-3» - Скворцова Олега Борисовича по доверенностям от 10.02.2012 № 1, от 14.02.2012 № 1, от 28.02.2012 № 1, рассмотрела материалы дела № 14/05-АМЗ-2012, возбужденного в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В Чувашское УФАС России поступили материалы из Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики по факту предоставления администрацией г.Шумерля в аренду муниципального имущества хозяйствующим субъектам (тепловые сети) ООО «Теплосеть-1», ООО «Теплосеть-2», ООО «Теплосеть-3» без проведения торгов.
По данному нарушению Чувашским УФАС было возбуждено и рассмотрено дело № 181-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 181-АМЗ-2011 Комиссия дополнительно установила, что администрация г.Шумерля в июне 2011 года провела конкурс на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество (всего 7 лотов), по результатам которого 01.07.2011 заключены договоры аренды в отношении объектов муниципальной собственности.
В связи с необходимостью рассмотрения обоснованности заключения администрацией г.Шумерля вышеназванных договоров аренды (наличия признаков нарушения администрацией г.Шумерля статьи 17 Закона о защите конкуренции и наличия признаков нарушения участниками конкурса статьи 11 Закона о защите конкуренции при проведении конкурса), Комиссия пришла к выводу о необходимости выделения данного материала в отдельное производство – дело №230-АМЗ-2011.
В последствии, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Комиссия по рассмотрению дела № 230-АМЗ-2011 пришла к выводу о необходимости в соответствии со статьей 47.1 Закона защите конкуренции выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество города Шумерля, проведенного администрацией города Шумерли Чувашской Республики в июне 2011 года, по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Приказом от 08.12.2012 № 49 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 14/05-АМЗ-2012 в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заседаниях Комиссии представитель ответчика – администрации г.Шумерля Чувашской Республики нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснила следующее.
Хозяйствующие субъекты (три – для теплосетей: ООО «Теплосеть-1», ООО «Теплосеть-2», ООО «Теплосеть-3»; четыре – для водопроводных сетей: ООО «СТОК», ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство», ООО «Аква-Технологии», ООО «Аква-строй») были созданы в целях выполнения условий статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) и привлечения средств Фонда для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда в г.Шумерля. Решение принималось в то время в сжатые сроки по причине ограниченного количества времени для включения муниципального образования г.Шумерля в программу капитального ремонта многоквартирных домов.
В июне 2011 года был проведен конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества (тепловые сети, водопроводные сети) и по результатам торгов заключены договоры аренды с хозяйствующими субъектами. Все документы оформлялись в соответствии с требованиями действующего законодательства. Конкурс проводился, комиссия собиралась и заседала в установленные в соответствии с конкурсной документацией сроки, все участники приглашались на заседания, имели на руках карточки участников, присутствовали при вскрытии конвертов, оценке и сопоставлении заявок. Все члены комиссии по окончании заседаний подписывали протоколы заседаний комиссии. Кроме того, администрация г.Шумерля письмом от 27.02.2012 № 757 сообщила, что при проведении конкурса видеозапись и аудиозапись не проводились.
Представитель ООО «Теплосеть-1», ООО «Теплосеть-2», ООО «Теплосеть-3» на заседании Комиссии сообщил, что в июне 2011 года ООО «Теплосеть-1», ООО «Теплосеть-2» и ООО «Теплосеть-3» участвовали в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества и по результатам торгов заключены договоры аренды муниципального имущества – теплотрасс от 01.07.2011 № 18, 19, 20 с ООО «Теплосеть-1», «Теплосеть-2», ООО «Теплосеть-3» соответственно. Таким образом, муниципальное имущество передано в аренду хозяйствующим субъектам 01.07.2011 по результатам проведенных в соответствии с действующим законодательством торгов.
Хозяйствующими субъектами с МУП «Теплоэнерго» заключены договоры на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 11.04.2011 на срок до 31.03.2012 № 1, 2, 3.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика и заинтересованных лиц, установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Порядок проведения конкурсов или аукционов установлен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России № 67).
Согласно пункту 3 Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67) заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.
При этом пунктом 8 Перечня видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (приложение № 2 к Приказу ФАС России № 67) определены системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
По предоставленным администрацией г.Шумерля документам выявлено следующее.
Организатором конкурса, администрацией г.Шумерля, в июне 2011 года проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество (всего 7 лотов: 1-3 лоты – тепловые сети, 4-7 лоты – водопроводные сети), по результатам которого 01.07.2011 заключены договоры аренды в отношении объектов муниципальной собственности с хозяйствующими субъектами: - ООО «Теплосеть-1» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Коммунальная, д.3); - ООО «Теплосеть-2» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Коммунальная, д.3); - ООО Теплосеть-3» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Коммунальная, д.3); - ООО «СТОК» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.МОПРа, д.8); - ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.МОПРа, д.8); - ООО «Аква-Технологии» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Коммунальная, д.4); - ООО «Аква-строй» (Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.МОПРа, д.8).
Все хозяйствующие субъекты учреждены разными физическими лицами, доли муниципального образования г.Шумерля отсутствуют.
Извещение о проведении торгов № 060511/0117938/01 от 06.05.2011 (на сайте http://torgi.gov.ru/) размещено в установленные пунктом 29 Приказа ФАС России № 67 сроки - не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе – 23.06.2011.
Конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество города Шумерля (далее - Конкурсная документация) утверждена от 05.05.2011, при этом в подпунктах 2 и 3 пункта 3.1.3 определено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: - предложение о цене договора; - предложения об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе.
Кроме того, в пункте 3.4 Конкурсной документации также прописано, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В пункте 3.4.3 Конкурсной документации установлено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора и критерия, указанным в приложении № 2 к конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть: 1) сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям; 2) технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора; 3) качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору.
При этом коэффициент, учитывающий значимость каждого из данных критериев конкурса, составляет 0,25.
В то же время, в приложении № 2 «Информационная карта конкурса» к конкурсной документации администрация г.Шумерля определила только один критерий оценки заявок на участие в конкурсе – наибольший размер годовой арендной платы (пункт 10).
В соответствии с пунктом 77 Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67) «для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора и иным критериям, указанным в конкурсной документации».
Конструкция «могут быть» не применяется в конкурсной документации, критерии должны быть четко определены. В данном случае вообще отсутствует конкурсный принцип отбора арендаторов, по форме проведения процедуры является не конкурсом, а запросом котировок, что является нарушением Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67).
В соответствии с требованиями пункта 68 Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67) конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Но администрация г.Шумерля, организатор открытого конкурса, письмом от № 757 на запрос в «Определении о назначении дела № 14/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» от 09.02.2012 № 05-05/694 подтвердила, что при проведении конкурса видеозапись и аудиозапись не проводились.
Таким образом, конкурсная комиссия допустила нарушение пункта 68 Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67) - не осуществила аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не превысил 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, установленные пунктом 71 Приказа ФАС России № 67: вскрытие конвертов проведено 23.06.2011, заявки рассмотрены 29.06.2011 (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 060511/0117938/01 от 29.06.2011 № 2).
В соответствии с «Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 060511/0117938/01» от 30.06.2011 № 3 конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок участников открытого конкурса по всем семи лотам рассматривала только один критерий – предложение о цене: - лот № 1 – теплотрасса (протяженность 498,0 м, отчет № Н-48-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 3 400 руб.):
заявка ООО «Теплосеть-1» на сумму 3 410 руб.;
заявка ООО «Теплосеть-2» на сумму 3 405 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Теплосеть-1», заключен договор от 01.07.2011 № 18 на сумму 3 410 руб. - лот № 2 – теплотрасса (протяженность 1712,0 м, отчет № Н-50-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 10 300 руб.):
заявка ООО «Теплосеть-2» на сумму 10 310 руб.;
заявка ООО «Теплосеть-3» на сумму 10 305 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Теплосеть-2», заключен договор от 01.07.2011 № 19 на сумму 10 310 руб. - лот № 3 – теплотрасса (протяженность 942,0 м, отчет № Н-51-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 6 300 руб.);
заявка ООО «Теплосеть-1» на сумму 6 305 руб.;
заявка ООО «Теплосеть-3» на сумму 6 310 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Теплосеть-3», заключен договор от 01.07.2011 № 20 на сумму 6 310 руб. - лот № 4 – водопроводные сети (протяженность 1926,0 м, отчет № Н-32-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 6 200 руб.);
заявка ООО «СТОК» на сумму 5 810 руб.;
заявка ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство» на сумму 5805 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «СТОК», заключен договор от 01.07.2011 № 21 на сумму 5 810 руб. - лот № 5 – водопроводные сети (протяженность 1972,0 м, отчет № Н-43-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 6 200 руб.):
заявка ООО «СТОК» на сумму 5 905 руб.;
заявка ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство» на сумму 5910 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство», заключен договор от 01.07.2011 № 22 на сумму 5 910 руб. - лот № 6 – водопроводные сети (протяженность 2068,0 м, отчет № Н-44-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 6 000 руб.):
заявка ООО «Аква-строй» на сумму 6 205 руб.;
заявка ООО «Аква-технологии» на сумму 6 210 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Аква-технологии», заключен договор от 01.07.2011 № 23 на сумму 6 210 руб. - лот № 7 – водопроводные сети (протяженность 1991,0 м, отчет № Н-45-11 определения рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование водопроводными сетями - 5 800 руб.):
заявка ООО «Аква-строй» на сумму 6 010 руб.;
заявка ООО «Аква-технологии» на сумму 6 005 руб.;
по итогам конкурса победителем признан ООО «Аква-строй», заключен договор от 01.07.2011 № 24 на сумму 6 010 руб.
В конкурсе из 7 лотов всего участвовало 7 участников, каждый участник принимал участие в двух лотах, в результате каждый из участников был признан победителем по одному из лотов: - по лоту № 1 – ООО «Теплосеть-1»: - по лоту № 2 – ООО «Теплосеть-2»; - по лоту № 3 – ООО «Теплосеть-3»; - по лоту № 4 – ООО «СТОК»; - по лоту № 5 – ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство»; - по лоту № 6 – ООО «Аква-Технологии»; - по лоту № 7 – ООО «Аква-строй»).
Таким образом, организатор конкурса, администрация г.Шумерля, в нарушение требований Правил (приложение № 1 к Приказу ФАС России № 67) в конкурсной документации определила только один, единственный критерий – наибольший размер годовой арендной платы, кроме этого конкурсная комиссия не осуществляла аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, что исключает принцип открытости, гласности проведения конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая, что договоры по итогам открытого конкурса на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество заключены договоры аренды муниципального имущества от 01.07.2011 № 18-24, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 1.Признать в действиях администрации города Шумерли Чувашской Республики факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии
В.В.Котеев
Члены Комиссии
С.Г.Данилова
Н.Д.Иванов
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.