Чувашская Республика
Решение от 20 февраля 2011 года

В отношении Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского р-на ЧР

По делу № 222-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
20 февраля 2011 года
    Резулятивная часть решения оглашена 7 февраля 2012 года, полный текст решения изготовлен 20 февраля 2011 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 222-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
    Соколовой В.И. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
    Карповой Е.Ю. - старшего специалиста 3 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии);
    при участии в заседании:
    от лица ответчика Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского р-на ЧР
    - Забраева Юрия Александровича - председатель Общественной организации,
    - Павловой Зинаиды Петровны по доверенности от 7 декабря 2011 года № 2,
    заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела на заседание комиссии не явился,
    рассмотрев дело № 222-АМЗ-2011 по признакам нарушения Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского р-на ЧР (429430, ЧР, г. Козловка, ул. свободной России, 24) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступила жалоба Степанова Д.А. от 06.09.2011 г. в части нарушении антимонопольного законодательства со стороны Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского района (далее ОО «ОО и Р» Козловского р-на), в части навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него.
    Чувашским УФАС Росси проведена проверка информации изложенной в выше упомянутом заявлении и направлен запрос в адрес Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского района о предоставлении информации о стоимости путевок выданных ОО «ОО и Р» Козловксого р-на в 2010 г. и 2011 г. и обоснование роста стоимости путевок.
    Из информации представленной Общественной организацией следует, что стоимость суточной путевки в 2010 году на осенне-зимний сезон охоты на зайца, лис, белок и т.д. составила - 100 р., сезонная для членов Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского района составила - 350 р., для членов ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» - 500 р., для членов других обществ - 700р.
    В 2011 году же стоимость путевки на осенне-зимний сезон охоты (период охоты – 15.09.2011 г. по 31.12.2011 г.) на зайца, лис, белок и т.д. для членов всех обществ составила: суточная 1000 р., сезонная 2500 р. Стоимость путевки на тот же осенне-зимний сезон, но период охоты с 1 ноября 2011 г. по 31 декабря 2011 г. составила: суточная - 130 р., сезонная - 450 р. (для членов Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского района), для членов других обществ суточная составила- 500 р., сезонная - 1500 р.
    В качестве обоснования роста стоимости путевок Организация пояснила, что в целях увеличения численности диких животных на основе проведения комплекса мер по биотехническим мероприятиям были заготовлены корма, установлены 25 столбов, построены 2 закрытые подкормочные площадки и т.д., более подробного обоснования роста стоимости путевки представлено не было.
    Данные действия свидетельствуют о признаках нарушения п. 1 и п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
    По указанным фактам Чувашским УФАС России было возбуждено данное дело.
    В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы заявителя и ответчика по делу.
    Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно представив на рассмотрения дела путевку, серия ЗЮ № 000974 от 9 ноября 2011 года на право охоты на зайца, лису, стоимость путевки составила 500 р.
    Ответчик ОО «ОО и Р» Козловского р-на с выводами Чувашского УФАС России не согласился и нарушения антимонопольного законодательства не признал.
    Дополнительно пояснил, что распоряжение от 7 сентября 2011 года № 5, согласно которому стоимость путевки составляет 2500 р., отменено распоряжением № 7 от 14 ноября 2011 года, и соответственно ОО «ОО и Р Козловского р-на с 14.11.11 не выдает путевки по данной цене.
    Однако согласно распоряжению № 7 от 14.11.11 распоряжение от 07.09.11 отменено лишь в той части, где говорится о том, что стоимость путевки в период с 15.09.11 по 31.12.11 составляет 1000 суточная, 2500 сезонная, в части разных цен на путевки для членов ОО «ОО и Р» Козловского р-на и для иных граждан распоряжение не отменено.
    Изучив представленные документы и законодательство, Комиссия УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при¬ходит к следующим выводам.
    Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.
    Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.
    В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
    1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
    б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
    в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
    2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
    б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
    в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
    Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в части экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, услугу.
    1.Согласно статье 36 Федерального Закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ « О животном мире» долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ. Правительство РФ принимает решение о предоставлении в пользование объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, а органы исполнительной власти субъекта РФ – объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности.
    В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О животном мире» для получения лицензии заинтересованное юридическое лицо подает заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
    Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
    На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
    При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.
    Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
    Предоставление в пользование животного мира и территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
    Территории, которые используются для ведения сельского и лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
    На основании согласования орган исполнительной власти субъекта РФ и юридическое лицо – пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.
    Согласно ст. 38 Федерального закона «О животном мире», долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: а) сведения о пользователе животным миром; б) разрешенные виды пользования животным миром; в) перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; г) границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром; д) срок действия лицензии; е) условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
    Госохотрыбслужбой Чувашии выдана Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского р-на ЧР долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира срок действия до 20 апреля 2034 года, лицензия выдана на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашии от 17.04.2009 № 109-р, территория Козловский р-н ЧР.
    Таким образом, согласно условиям лицензирования ОО «ОО и Р» Козловского р-на является единственным хозсубъектом имеющим данную лицензию. Исходя из вышесказанного следует, что ОО «ОО и Р» Козловского р-на является единственным участником рынка услуги по выдачи путевок на охоту в Козловском р-не. Таким образом, доля ОО «ОО и Р» Козловского р-на превышает 50 процентов, следовательно его положение на рынке в соответствии с нормами ч.1 ст.5 закона о защите конкуренции является доминирующим.
    В 2009 году Общественная организация выдала 673 путевок, в 2010 году 627 путевок, из них 24 путевки гражданам не являющимся членами ОО «ОО и Р Козловского р-на, в 2011 году 522 путевки, из них 11 путевок гражданам не являющимся членами ОО «ОО и Р Козловского р-на.
    Калькуляция затрат представлена в таблице 1.
    Таблица 1
    2011 год
    Статьи затрат гусь, селезень, вальдшнеп весенний сезон бобровая, болотно-луговая, водоплавающая дичь, летне-осенний сезон заяц, лиса, ондатра и т.д. осенне-зимний сезон
    для членов ОО «ОО и Р Козловского р-на для иных
    ФОТ 5000 5000 5000 5000
    ЕСН 1710 1710 1710 1710
    ГСМ 389 389 691 1856
    Подкормка 1136 1136 1136 1546
    Итого: 8235 8235 8537 2478
    Накладные 9500 9500 10000 12590
    Итого: 17735 17735 18537 7500
    Плановые накопления 6278,19 6260 6487 20090
    ВСЕГО: 24013,19 23995 25024 4902
    плановое количество выдаваемых путевок 40 20 50 10
    стоимость 1 путевки 600 1200 500 2500

    Стоимость путевок в размере 600 руб. и 1200 руб. была установлена распоряжениями ОО «ОО и Р Козловского р-на от 4 апреля 2011 года, в размере 500 руб. и 2500 руб. распоряжением от 7 сентября 2011 года.
    Комиссия приходит к выводу, что включение ФОТ и ЕСН на 1 работника в сумме 6710 руб. в стоимость каждой путевки является экономически необоснованным, и влечет за собой превышение стоимости путевки над суммой необходимых для их реализации расходов и прибыли.
    Таким образом, все выше сказанное свидетельствует о необоснованном отнесении части затрат на оказание услуг по выдачи путевок, что на основании ч.1 статьи 6 закона о защите конкуренции является достаточным основанием для признания указанной цены монопольно высокой.
    Согласно части 1 статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара признаётся цена, превышающая сумму необходимых для производства данного товара расходов и прибыли.
    В соответствии с вышеизложенным, данные действия со стороны ОО «ОО и Р Козловского р-на указывают на нарушения антимонопольного законодательства предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) – установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
    В рассматриваемом случае ущемление интересов других лиц, подтверждается наличием жалобы Степанова Д.А. на несопоставимо и чрезмерно высокую стоимость путевки на охоту ОО «ОО и Р Козловского р-на.
    2.ОО «ОО и Р» Козловского р-на распоряжением от 07.09.2011 г. установило различные цен на путевки для отдельных лиц граждан в зависимости от принадлежности их к определенному обществу.
    Комиссия приходит к выводу, что ни в материалах дела, ни в устных объяснениях представителей ОО «ОО и Р» Козловского р-на не содержатся обоснованные сведения и доказательства, указывающие на наличие объективных факторов, повлекших за собой установление разных цен на путевки в зависимости от групп населения, данные действия свидетельствуют о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции, запрещающей экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
    3.В рамках рассмотрения дела ОО «ОО и Р Козловского р-на представлены распоряжения № 7 и 8 от 14 ноября 2011 года, согласно которым распоряжение от 7 сентября 2011 года № 5 отменено. Соответственно ОО «ОО и Р Козловского р-на с 14.11.11 не выдает путевки по данной цене, путевки выдаются по одинаковой цене не зависимо в каком обществе состоит покупатель.
    В ходе рассмотрения дела представитель так же представил копии заявлений и расходно кассовых ордеров о возврате сверх уплаченной суммы – 2050 руб.
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 29, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Признать факт нарушения Общественной организации «Общество охотников и рыболовов» Козловского р-на ЧР (429430, ЧР, г. Козловка, ул. свободной России, 24) п. 1 и п. 6 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.
    2.В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 222-АМЗ-2011 прекратить.
    Председатель комиссии
    В.А.Борисов
    Члены Комиссии
    В.И.Соколова
    Е.Ю.Карпова

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.