О нарушении законодательства в области защиты конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 06 мая 2011 года № 191-АМЗ-2010
О нарушении законодательства в области защиты конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
06 мая 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и размещения заказов;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов,
при участии в деле:
от ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики: - Ж. (по доверенности);
от МУП "Градостроительство": - М.Е. (по доверенности),
от заинтересованного лица: - И. - председателя Чебоксарской городской общественной организации "А.",
от МКУ "Земельное управление" г. Чебоксары: - М.Д. (по доверенности), в отсутствие ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, извещенного надлежащим образом, рассмотрев дело N 191-АМЗ-2010, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и МУП "Градостроительство" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В результате проведенных проверок по обращениям хозяйствующих субъектов в антимонопольный орган выявлено Соглашение от 02.11.2008 между Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и МУП "Градостроительство" о взаимоотношениях в области архитектуры и градостроительства на территории муниципального образования города Чебоксары, в котором муниципальному предприятию поручено осуществлять ряд функций, выполнение которых, возложено на орган местного самоуправления.
Также данные функции закреплены за МУП "Градостроительство" в приложении N 3 постановления администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155 "О порядке и согласовании исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством".
Администрация г. Чебоксары письмом от 15.12.2010 N 4689/4615 сообщила, что Соглашение о взаимодействии в области архитектуры и градостроительства на территории муниципального образования г. Чебоксары заключено согласно пункта 3.15 Положения об управлении архитектуры и градостроительства, утвержденного распоряжением администрации г. Чебоксары от 01.04.2008 N 1051-р в соответствии с которым Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары заключает соглашения и договоры для выполнения возложенных задач с организациями в области градостроительной и архитектурной деятельности, строительства и жилищного строительства.
Администрация г. Чебоксары, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.10.2007 N 785 "О Положении о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Чебоксары, размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений" постановлением от 28.12.2009 N 316 установила МУП "Градостроительство" предельные цены на оказываемые данным муниципальным предприятием услуги.
В заседании Комиссии представители МУП "Градостроительство" пояснили, что муниципальное предприятие выполняет чисто техническую подготовку документации в рамках заключенного Соглашения.
Градостроительное заключение выдается только по заявлению, и в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 30.12.2010 N 283 "Об установлении предельных цен на услуги, предоставляемые МУП "Градостроительство" предусмотрены льготы на услуги МУП "Градостроительство" для отдельных категорий граждан.
Учредителем МУП является администрация г. Чебоксары в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, в уставе которого определены виды деятельности муниципального образования. Согласно пункту 2.2 Устава Предприятие руководствуется в том числе нормативными и распорядительными актами органов местного самоуправления г. Чебоксары.
В соответствии с пунктом 5.7 Устава координацию, регулирование и контроль за деятельностью Предприятия осуществляет отраслевое управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары. Кроме того, администрацией г. Чебоксары утверждено Положение об Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, в котором определено, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары заключает договоры и соглашения для выполнения возложенных на Управление задач.
Соглашением определены задачи, которые может выполнять МУП "Градостроительство", при этом хозяйствующие субъекты могут обратиться в другую организацию. Во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 установлена платность за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Градостроительное заключение требуется только тогда, когда предусмотрена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта все затраты на себя берет хозяйствующий субъект, а без предварительного согласования участок формируется и ставится на кадастровый учет администрацией города самостоятельно.
Во время рассмотрения дела в Чувашское УФАС России поступило заявление Чебоксарской городской общественной организации "А." о нарушении действующего законодательства, выраженном в использовании коммерческой организацией - МУП "Градостроительство" информации органа местного самоуправления, в целях извлечения прибыли.
В заседании Комиссии представитель Чебоксарской городской общественной организации "А." сообщил, что МУП "Градостроительство", обладая полномочиями органа местного самоуправления взимает плату (до 1000 рублей) за так называемое "градостроительное заключение". Данное заключение не предусмотрено никакими нормативными актами.
В других регионах и городах г. Н.Новгород, Новочебоксарске муниципальные услуги - бесплатные. Информация о стоимости данной услуги размещена на официальном сайте города Чебоксары. Кроме того, при обращении в МУ "Земельное управление" за документами, касающимися оформления земельных участков, последнее также требует градостроительное заключение.
В заседании Комиссии представитель МУ "Земельное управление" (далее -Учреждение) сообщил, что при предоставлении земельных участков Учреждение руководствуется нормативными актами Российской Федерации, Чувашской Республики и местного самоуправления, в частности постановлением администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155, в котором установлено представление градостроительного заключения в составе исходно-разрешительной документации, поэтому при предоставлении земельных участков специалисты Учреждения требуют данный документ.
Представитель администрации г. Чебоксары в заседании Комиссии пояснила, что постановлением от 14.04.2011 N 111 администрация г. Чебоксары внесла изменения в постановление администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155 "О подготовке и согласовании исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей не связанных со строительством", в части замены по всему тексту постановления от 07.07.2009 N 155 слов "МУП "Градостроительство" на "Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары".
Таким образом, в настоящий момент МУП "Градостроительство" не предоставляет услуги, перечень которых установлен постановлением администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155.
По мнению представителя администрации г. Чебоксары в связи с вынесением постановления администрации г. Чебоксары от 14.04.2011 N 111 и выполнением работ по подготовке документов специалистами Управления архитектуры и градостроительство администрации г. Чебоксары, ранее предоставляемых МУП "Градостроительство" внесение изменений в постановление администрации от 30.12.2010 N 289 об установлении предельных цен для МУП "Градостроительство" в настоящий момент не требуется.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон по делу, установила следующее.
В соответствии с распоряжением администрации г. Чебоксары от 01.04.2008 N 1051-р для реализации полномочий органа местного самоуправления в области градостроительства, архитектуры, правил землепользования и застройки и иных полномочий в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Чувашской Республики на территории города Чебоксары создано Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и утверждено Положение об Управлении (далее - Положение).
В соответствии с Положением Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары осуществляет реализацию политики в области градостроительства, архитектуры, правил землепользования и застройки, представление для утверждения подготовленной на основе генеральных планов города Чебоксары документации по планировке территории, выдачу разрешений на строительство и аннулирование таких разрешений и реализацию иных полномочий в данной области, в том числе подготовку и выдачу необходимой документации в вышеуказанной сфере.
Пунктом 7.9 Положения установлено, что Управление архитектуры и градостроительство администрации г. Чебоксары (далее - Управление) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МУП "Градостроительство" по подготовке исходных данных для целей строительства и для целей, не связанных со строительством объектов.
Управление 2 ноября 2008 года заключило с МУП "Градостроительство" (далее - Предприятие) соглашение о взаимоотношениях в области архитектуры и градостроительства на территории муниципального образования г. Чебоксары (далее - Соглашение), в котором поручило Предприятию выполнение работ и задач в области архитектуры и градостроительства в части разработки и выдачи исходно-разрешительной документации для комплексного освоения земельных участков, в целях жилищно-гражданского строительства и иных объектов строительства.
Пунктом 1.2.1 Соглашения Управление поручает Предприятию подготовку следующих проектов документов: - градостроительный план земельного участка; - акт выбора земельного участка с графическим приложением; - схему расположения земельного участка на кадастровом плане с расчетом площадей земельного участка и охранных зон инженерных коммуникаций и ее согласование; - распоряжение администрации города Чебоксары об утверждении градостроительного плана земельного участка под проектирование объекта (на аукцион); - распоряжение администрации города Чебоксары об утверждении градостроительного плана земельного участка под проектирование объекта (без аукциона); - распоряжение администрации города Чебоксары об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под проектирование (строительство) объекта; - распоряжение администрации города Чебоксары об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под проектирование (строительство) объекта и проведении аукциона; - распоряжение администрации города Чебоксары о разрешении строительства на ранее предоставленном земельном участке; - распоряжение администрации города Чебоксары о разрешении проектирования реконструкции на ранее предоставленном земельном участке; - распоряжение администрации города Чебоксары о разрешении реконструкции на ранее предоставленном земельном участке; - распоряжение администрации города Чебоксары о разрешении проектирования (без отвода земельного участка); - распоряжение администрации города Чебоксары о разрешении проектирования и реконструкции (без отвода земельного участка); - распоряжение администрации г. Чебоксары о внесении изменений и дополнений в ранее вышедшее распоряжение; - градостроительное заключение; - графическое приложение; - расчет площадей земельного участка и охранных зон инженерных коммуникаций; - ответы на обращения органов государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; - паспорт земельного участка; - архитектурно-планировочное задание; - корректировка архитектурно-планировочного задания; - консультация и прием граждан.
Пунктом 1.2.2 Соглашения Управление поручает Предприятию выполнению геодезических работ: - осуществление ведения дежурной кадастровой карты города Чебоксары с формированием фонда инженерных изысканий для строительства; - разработка и ведение дежурного плана красных линий: - хранение документов по отводу земельных участков для проектирования и строительства, проектно-планировочной документации; - координирование проектно-изыскательных видов деятельности специализированных организаций; - ведение дежурных планов застройки и инженерной инфраструктуры города Чебоксары в необходимом масштабе; - ведение опорного дежурного плана красных линий; - ведение учета производства топогеодезических и инженерно-геологических изысканий, регистрация (выдача разрешений); - производство геодезических и картографических работ; - межевание объектов землеустройства.
Пунктом 1.2.3 Соглашения Управление поручает Предприятию выполнение работ в части разработки и выдачи исходно-разрешительной документации в целях индивидуального жилищного строительства и подготовку следующих проектов документов: - градостроительный план земельного участка для жилищного строительства; - подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с расчетом площадей земельного участка и охранных зон инженерных коммуникаций, и его согласование; - распоряжение администрации города Чебоксары об утверждении градостроительного плана земельного участка со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане; - градостроительный регламент на возможность использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства (без графического приложения); - градостроительное заключение на возможность продления аренды земельного участка (без графического приложения); - проведение обследования существующих объектов и находящихся в стадии строительства, реконструкции и благоустройства объектов недвижимости, независимо от форм собственности; - подготовка и сбор необходимых документов для проведения заседания Комиссии по землепользованию и застройки г. Чебоксары с приглашением всех членов Комиссии, ведение протокола заседания и архива документов; - подготовка проектов решения главы г. Чебоксары "О вынесение на публичные слушания"; проект решения главы г. Чебоксары "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования недвижимости"; - организация и проведение публичных слушаний по проекту решения главы г. Чебоксары "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования недвижимости".
В соответствии с постановлением от 07.07.2009 N 155 "О подготовке и согласования исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством" администрация г. Чебоксары утвердила Порядок подготовки и согласования исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.4 данный Порядок обязателен для всех участников земельных отношений, независимо от форм собственности и источников финансирования.
Порядок включает в себя вопросы: - предоставление земельных участков для нового строительства; - переоформление прав на ранее предоставленные земельные участки; - предоставление земельных участков, на которые расположены объекты недвижимости; - предоставление земельных участков, для целей не связанных со строительством; - процедура внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки в г. Чебоксары, в части изменения градостроительных регламентов; - процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования недвижимости.
В соответствии с приложением к постановлению администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155 на МУП "Градостроительство" возложены функции по: - выдаче копии с топографического плана; - определению вариантов размещения объекта; - подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; - подготовке градостроительного плана земельного участка; - подготовке и оформлению архитектурно-планировочного задания; - выносу в натуру осей зданий и сооружений, красных линий (схема планировочной организации земельного участка); - подготовке градостроительного заключения по вопросу соответствия фактического использования земельного участка, предусмотренного градостроительной документацией (генеральным планом, правилами землепользования и застройки, проектом планировки территории, проектами межевания территорий); - подготовке проекта распоряжения администрации города Чебоксары об утверждении градостроительного плана и проекта границ земельного участка; - подготовке отказа в размещении объекта под испрашиваемые цели (в случае невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, а также в случае получения отрицательного заключения государственного органа).
Также, в Порядке установлено, что МУП "Градостроительство" по поручению Управления подготавливает по заявлениям заказчиков (инвесторов, застройщиков) различные документы, функции по подготовке которых возложены на Управление, а ответственным определено Предприятие.
В соответствии с постановлением от 28.12.2009 N 316, администрация г. Чебоксары установила предельные цены на услуги, предоставляемые МУП "Градостроительство".
Сопоставляя виды деятельности возложенные на орган местного самоуправления, и предоставленные по постановлению администрации г. Чебоксары от 28.12.2009 N 316 МУП "Градостроительство", Комиссия выявила, что за предоставленные распоряжением администрацией г. Чебоксары от 01.04.2008 N 1051-р полномочия Управлению, для МУП "Градостроительство" установлены предельные цены за предоставляемые услуги.
Таким образом, Комиссия установила, что полномочия, возложенные действующим законодательством на орган местного самоуправления, переданы МУП "Градостроительство" и для этого муниципального предприятия установлены цены для оказания муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; 4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Таким образом Комиссия установила, что у администрации г. Чебоксары отсутствуют полномочия по установлению цен на виды услуг, предоставленные постановлением администрации г. Чебоксары от 28.12.2009 N 316 (и соответственно постановлением администрации г. Чебоксары от 30.12.2010 N 289) муниципальному унитарному предприятию "Градостроительство".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с положениями Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может: - от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; - иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
К тому же унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со статьей 20 Закона об унитарных предприятиях установлены права собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: - присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. - организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Перечень услуг, предоставляемых МУП "Градостроительство", и на которые администрация г. Чебоксары своим постановлением от 28.12.2009 N 316 установила предельные цены, содержит следующее: - подготовка проектов решений, разрешений, согласований; - изучение заявок на проектирование объектов капитальной застройки; - присвоение почтового адреса для юридических и физических лиц; - требования к внешнему благоустройству; - изучение проекта детальной планировки в вопросах внешнего благоустройства; - разработка требований к решению отделки фасадов и размещения основных входов; - организационная работа для проведения градостроительного совета, согласование документов; - прием и рассмотрение документов (бланка-заказа на дизайн паспорта, на места размещения средств наружной рекламы и информации) для последующего согласования с районными администрациями города Чебоксары (иные документы по подготовке и размещения рекламных мест и изготовление паспортов); - организационная работа для проведения комиссий по землепользованию и застройке, по проведению публичных слушаний, по подготовке и согласованию утверждающих документов по результатам проведения публичных слушаний.
Кроме того, как установлено Комиссией, МУП "Градостроительство" осуществляет иные функции Управления, на основании заключенного Соглашения и во исполнение постановления администрации г. Чебоксары от 09.09.2009 N 155.
Также при анализе приложений Порядка Комиссией выявлено, что осуществление полномочий органа местного самоуправления, установленных Земельным и Градостроительным кодексами осуществляет по поручению администрации г. Чебоксары или Управления муниципальное унитарное предприятие "Градостроительство".
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальной услугой является деятельность, предоставляемая органом местного самоуправления, по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса администрация г. Чебоксары своим постановлением от 21.04.2008 N 110 утвердила административный регламент администрации г. Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги "Информирование о наличии свободных земельных участков" в котором информационное обслуживание и технологическое обеспечение по предоставлению муниципальной услуги осуществляется МУП "Градостроительство".
Вместе с тем, статьей 57 Градостроительного кодекса установлено, что ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Следовательно, передача МУП "Градостроительство" информационного обслуживания и технологического обеспечения противоречит требованиям статьи 57 Градостроительного кодекса и Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Комиссией выявлено, что постановлением администрации г. Чебоксары от 02.12.2010 N 227 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, капитальный ремонт и индивидуальное строительство", согласно которому, также часть муниципальных услуг предоставляет МУП "Градостроительство".
Кроме того, Комиссией установлено, что иные коммерческие организации на данном рынке отсутствуют, и установленные предельные (цены) тарифы для муниципального предприятия необходимы исключительно для МУП "Градостроительство" в целях выполнения полномочий возложенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на орган местного самоуправления.
Данное обстоятельство подтверждается письмом МУП "Градостроительство" от 14.04.2011 N 91-исх и пояснениями представителей Предприятия, которые подтвердили, что МУП "Градостроительство" осуществляет техническое обеспечение деятельности Управления и, что у МУП "Градостроительство" находятся архивные материалы по градостроительной деятельности администрации г. Чебоксары, которые и позволяют выполнение, предоставленных Соглашением и постановлением администрации от 07.07.2009 N 155 работ и услуг.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 4 главы 4) и Федерального закона от 14.11.2003 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное унитарное предприятие как коммерческая организация (хозяйствующий субъект) и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов власти, следовательно, не может осуществлять выполнение работ и услуг, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.
Выполнение работ по подготовке исходно-разрешительной документации, иных видов работ и услуг, установленные для МУП "Градостроительство" Соглашением, по исполнению требований Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации является контрольной функцией, которая не может быть передана хозяйствующему субъекту.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами проверки Прокуратуры Чувашской Республики в нарушении действующего законодательства постановлением администрации г. Чебоксары от 07.07.2009 N 155 при подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей не связанных со строительством, МУП "Градостроительство" осуществляло подготовку градостроительного заключения по вопросу соответствия фактического использования земельного участка, предусмотренному градостроительной документацией.
При этом пунктами 36, 37 Приложения N 1 к постановлению администрации г. Чебоксары от 28.12.2009 N 316 (далее - Приложение) установлена стоимость, оказываемых услуг МУП "Градостроительство".
Установление органом местного самоуправления стоимости услуг на выдачу документа, подготовка и выдача которого не установлена ни одним нормативным актом, является навязыванием непредусмотренных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам и понуждением оплаты денежных средств единственной коммерческой организации.
Также навязыванием невыгодных условий осуществления предпринимательской деятельности является введенное нормативными актами органа местного самоуправления право коммерческой организации предоставлять муниципальные услуги хозяйствующим субъектам на возмездной основе, без правовых на то основаниях.
Следовательно, орган местного самоуправления установил на территории муниципального образования г. Чебоксары такой порядок согласования исходно-разрешительной документации, при котором хозяйствующие субъекты, обратившиеся в администрацию г. Чебоксары за получением согласования исходно-разрешительной документации без обращения в МУП "Градостроительство" не могут получить установленные законодательством документы, для получения необходимых разрешений и согласований и, следовательно, выполнения иных требований, установленных действующим законодательством.
За муниципальные услуги, исполнение которых возложено действующим законодательством на органы местного самоуправления, а осуществляло Предприятие, администрация г. Чебоксары установила плату, которая направлялась не в муниципальный бюджет, а коммерческому предприятию.
Комиссией выявлено, что за оказание муниципальных услуг - подготовка и выдача исходно-разрешительной документации в области градостроительства, которые в соответствии с Соглашением осуществляло МУП "Градостроительство", последнее с момента заключения Соглашения до 1 января 2011 года получило 12493000 рублей (письмо МУП "Градостроительство от 14.04.2011 N 91-исх), из них:
за 2008 г. (ноябрь, декабрь) - 790000 рублей;
за 2009 г. - 5451000 рублей;
за 2010 г. - 6252000 рублей.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, являются признаками ограничения конкуренции.
В результате действий администрации г. Чебоксары, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и МУП "Градостроительство" созданы преимущественные условия деятельности коммерческой организации МУП "Градостроительство", при которых последней переданы функции органа местного самоуправления и хозяйствующим субъектам навязываются невыгодные условия осуществления предпринимательской деятельности, в результате которых хозяйствующие субъекты вынуждены обращаться в МУП "Градостроительство" и оплачивать муниципальные услуги коммерческой организации, что влияло на финансовое состояние хозяйствующих субъектов, и, следовательно, на состояние конкуренции.
Вышеперечисленное соглашение органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта является административным барьером для развития бизнеса в г. Чебоксары.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" администрация г. Чебоксары приняв постановления от 07.07.2009 N 155, от 28.12.2009 N 316, от 02.12.2010 N 227, от 30.12.2010 N 289, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, заключив с МУП "Градостроительство" Соглашение от 02.11.2008, МУП "Градостроительство" необоснованно получая денежные средства за оказание муниципальных услуг, действовали согласовано и установили на территории г. Чебоксары такой порядок по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов, и целей не связанных со строительством, при котором денежные средства незаконно изымались у хозяйствующих субъектов и направлялись МУП "Градостроительство", что приводило к навязыванию невыгодных условий деятельности хозяйствующим субъектам и ограничивало конкуренцию, что является нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания Комиссии администрация г. Чебоксары представила постановление от 30.12.2010 N 289 "Об установлении предельных цен на услуги, предоставляемые МУП "Градостроительство", в котором отсутствует плата за выдачу градостроительного заключения с 2011 года, однако Комиссия установила, что стоимость иных работ и услуг, оказываемых муниципальным предприятием в соответствии с Соглашением оставлена.
Для прекращения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на территории муниципального образования г. Чебоксары, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия 1.Признать администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, МУП "Градостроительство" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 2.Выдать администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и МУП "Градостроительство" предписание. 3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
А.В.ЮЩЕНКО
Н.А.ДАВЫДОВА
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.