Чувашская Республика
Решение от 11 апреля 2011 года № 19-Р-2011

О нарушении законодательства о рекламе

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
11 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2011 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 14 апреля 2011 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - заместитель руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
    члены Комиссии:
    Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
    Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
    рассмотрев дело N 19-Р-2011 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе тарифного плана "Друзья. Праздник" оператора сотовой связи "Б.", распространявшейся ОАО "В." на территории города Чебоксары Чувашской Республики в сентябре 2010 года в виде рекламных листовок под названием "выбери свой тариф!",
    в присутствии представителя ОАО "В." Б. (доверенность <...>)
    в отсутствие заявителя гражданина И., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
    В Чувашское УФАС России поступило заявление гражданина И., зарегистрированное от 26.01.2011 N 04-05/18-Г, в котором он сообщает о том, что Чебоксарским филиалом ОАО "В." на территории Чувашской Республики распространяется рекламная листовка под названием "Выбери свой тариф!", в которой рекламируется тарифный план "Друзья. Праздник". При этом стоимость предоставляемой услуги связи по указанному тарифному плану в действительности значительно выше рекламируемой.
    Кроме того, гражданин И. отмечает наличие в рекламе текста, напечатанного мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать данную информацию и способствует введению его в заблуждение относительно условий предоставляемых услуг связи.
    В представленной гражданином И. в материалы дела рекламной листовке содержится следующая информация о тарифе "Друзья. Праздник": "Для тех, кто... звонит друзьям на мобильные. Основное преимущество тарифа единая цена звонков на все мобильные. Нумерация - федеральная. Ежесуточная абонентская плата - 0. Стоимость минуты: местные звонки на номера "Б." - 0,25, местные звонки на номера других мобильных операторов - 0,25, местные звонки на городские номера - 2,95, SMS (за каждое отправленное сообщение) - 1,05, MMS (за каждое отправленное сообщение), GPRS - WAP (за 10 Кб переданных/полученных данных) - 2,95, GPRS-Интернет (за 1 Мб переданных/полученных данных) - 7,45. Тарификация - посекундная. Подключение тарифа - 067412521".
    Внизу рекламной листовки размещен текст, выполненный мелким нечитаемым шрифтом.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация, содержащаяся в рекламной листовке, распространенной ОАО "В." на территории города Чебоксары Чувашской Республики по своей правовой природе является рекламой, поскольку содержит в себе все квалифицирующие признаки данного понятия, определенные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
    В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
    Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    В заседании Комиссии представитель ОАО "В." Б. пояснила, что указанная рекламная листовка распространяется до настоящего времени. Но рекламируемый тарифный план уже не актуален, поскольку сейчас разработаны и действуют новые более выгодные для потребителя тарифы, такие как "Мир Билайн". ОАО "В." разместило в рассматриваемой рекламе всю существенную информацию об условиях тарифного плана "Друзья. Праздник", включая сведения о стоимости звонка со второй минуты разговора и стоимости первой минуты разговора. При этом смысл рекламы не искажен и потребители рекламы не вводятся в заблуждение. Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает требований к размеру шрифта, рекламная листовка находится в свободном доступе, потребитель может приблизить ее к глазам на необходимое для прочтения расстояние. Кроме того, есть много других источников информации о тарифном плане "Друзья. Праздник" (сайт в сети Интернет, информационно-справочные службы, справочные материалы, прайс-листы, консультации менеджеров в офисах "Б."). Цены, указанные в рекламной листовке "Выбери свой тариф!" сформированы на 15.09.2010, о чем имеется указание в сноске. На указанную дату все цены по тарифу "Друзья. Праздник" соответствовали действительности. ОАО "В." не нарушает требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    Комиссия Чувашского УФАС России считает доводы представителя ОАО "В." подлежащими отклонению по следующим основаниям.
    В представленной в материалы дела рекламной листовке "Выбери свой тариф!" основной текст написан мелким, но читаемым шрифтом. К позициям "местные звонки на номера "Б." - 0, 25 руб." и "подключение тарифа - 067412521" внизу листовки имеются сноски, напечатанные мелким нечитаемым шрифтом. Текст сносок, прочитанный с применением специального технического средства (увеличительной лупы), содержит следующую информацию: "Стоимость перехода на тариф "Друзья. Праздник" составляет 50 руб. Указана стоимость 0,25 руб. - стоимость минуты со второй минуты разговоров в день после первой минуты разговоров. Стоимость первой минуты в день без учета стоимости первой секунды 0,95 руб. на все исходящие вызовы. Стоимость первой секунды 0,95 руб. списывается по факту соединения с инициатором звонка в случае продолжительности соединения 3 секунды и более. Цены указаны в рублях с учетом НДС. На правах рекламы. Все цены действительны на 15 сентября 2010 г. Подробнее на www.beeline.ru".
    Подобное размещение и подача рекламной информации делают сведения о стоимости первой секунды разговора - 0,95 руб. и стоимости второй минуты - 0,95 руб. сложно воспринимаемыми или вообще недоступными для потребителей. Поскольку потребителям доступна лишь информация о стоимости третьей минуты разговора - 0,25 руб. При этом указанные цены действуют в случае продолжительности соединения 3 секунды и более.
    Комиссия Чувашского УФАС России в ходе визуального анализа рассматриваемой рекламы установила, что особенности исполнения рекламы тарифа сотовой связи "Друзья. Праздник" лишают потребителей возможности получить всю существенную информацию об условиях предоставления услуги. Данное обстоятельство обусловлено несоразмерностью шрифтов, которыми напечатана привлекательная для потенциальных клиентов информация о стоимости местных звонков на номера "Б." - 0,25 руб. и отсутствием платы за подключение тарифа "Друзья. Праздник" и непривлекательная об общей стоимости первых двух минут разговора - 1,9 руб. и стоимости подключения к тарифу "Друзья. Праздник" - 50 руб.
    В читаемом тексте рекламы отсутствует указание о стоимости первой секунды разговора - 0,95 руб. и стоимости второй минуты - 0,95 руб., а указана лишь стоимость третьей минуты разговора, поэтому потребители могут посчитать, что эта стоимость звонка взимается с первой минуты. Между тем, при продолжительности соединения свыше трех секунд стоимость первых двух минут разговора уже составляет 0,95 руб. + 0,95 руб. = 1,9 руб.
    Именно в сносках содержится недоступная восприятию потребителя существенная часть информации о тарифе "Друзья. Праздник", необходимая потребителю для осуществления выбора тарифного плана. Данная информация напечатана мелким шрифтом, бледно-серая цветовая гамма которого, почти идентична цветовой гамме фона, на котором располагается информация о действительности стоимости предоставления услуги связи по рассматриваемому тарифу. Перечисленные параметры делают существенную для потребителя информацию нечитаемой.
    Формальное присутствие в рекламе условий о стоимости первой и второй минут разговора и стоимости подключения к тарифу "Друзья. Праздник", напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяющим потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно условий предлагаемой услуги.
    Отсутствие части существенной информации о стоимости услуг не позволяет потребителям оценить ценовые условия исходящих местных звонков на номера "Б." в совокупности, вследствие чего искажается действительная стоимость рекламируемых услуг в период ее распространения, что приводит к введению в заблуждение потребителей.
    Комиссия Чувашского УФАС России на основании оценки в имеющихся в материалах дела доказательств пришла к обоснованному выводу о том, что информация о стоимости первой секунды и второй минуты разговора по тарифному плану "Друзья. Праздник" подана таким образом (отсутствует последовательность представления стоимости услуги с первой минуты разговора) и выполнена слишком мелким по сравнению с основным текстом рекламы шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно действительной стоимости услуг по соответствующему тарифу.
    Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не несет. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
    Из письменного объяснения Чебоксарского филиала ОАО "В." от 09.03.2011 N 217 следует, что рекламная листовка "Выбери свой тариф!" изготовлена ООО "НН ПРЕСС" на основании договора N 146 от 01.12.2008, заявки N 68 от 24.11.2010, оплата произведена платежными поручениями от 29.12.2010 N 19248 на сумму 51180 руб., от 29.12.2010 N 19249 на сумму 22140 руб. Содержание рекламы и объект рекламирования были определены ОАО "В.".
    Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ОАО "В." Б., пришла к выводу о том, что реклама тарифного плана "Друзья. Праздник" оператора сотовой связи "Б.", распространявшаяся ОАО "В." на территории города Чебоксары Чувашской Республики в 2010 году в виде рекламных листовок под названием "Выбери свой тариф!", нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу тарифного плана "Друзья. Праздник" оператора сотовой связи "Б.", распространявшейся ОАО "В." на территории города Чебоксары Чувашской Республики в 2010 году в виде рекламных листовок под названием "Выбери свой тариф!", в связи с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    2.Выдать ОАО "В." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    Г.Ю.ЛАНСКАЯ