О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
Чувашская Республика
Постановление от 28 октября 2011 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № 93-А-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
28 октября 2011 года
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А. Гаврилов,
рассмотрев материалы дела № 93-А-2011 об административном правонарушении, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Коммунальные технологии» (428008, г.Чебоксары, Площадь Речников, д.3) по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии представителя ООО «Коммунальные технологии» Кольцовой Людмилы Вячеславовны (доверенность №75 от 10 октября 2011 года),
В Чувашское УФАС России 05.07.2011г. обратилась гр. Васильева Е.И. с заявлением о нарушении ОАО «МРСК Волги» антимонопольного законодательства, в связи с отключением с января 2011 года электроэнергии в ее жилом доме, расположенном по адресу: г.Чебоксары, п.Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д.38.
Заявитель сообщает, что неоднократно обращалась и в ООО «Коммунальные технологии» и в филиал ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго», однако каждый раз отказывали в восстановлении электроснабжения дома. Задолженности по оплате за потребленную электроэнергию Васильева Е.И. не имеет.
Филиал ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» по вопросу отключения в январе 2011г. электроэнергии в жилом доме Васильевой Е.И. письмом от 27.07.2011 № МР6/122-07-13/3773 пояснил, что указанный дом технологического присоединения к сетям, принадлежащим филиалу на праве собственности или ином законном основании, не имел. От собственников жилого дома обращений в адрес филиала с заявкой на осуществление технологического присоединения не было. Отключение электроэнергии в январе 2011г. персоналом филиала не производилось.
По имеющейся у филиала информации, в непосредственной близости от жилого дома Васильевой Е.И. проходит бесхозяйная ВЛ-0,4кВ, присоединенная к электрическим сетям ООО «Коммунальные технологии».
В результате рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
Фактическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: г.Чебоксары, п.Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д.38, к электрическим сетям было осуществлено в 1985 году, а также в 1985 году заведена лицевая карточка абонента - Васильева С.П. № 037118. Данное подтверждено представителем ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» и письмом общества от 19.07.2011 № 30-01-1848.
05.05.2004 между Чебоксарским отделением ОП «Энергосбыт» (ОАО «Чувашская энергосбытовая компания») и Васильевым С.П. был заключен договор энергоснабжения для бытовых потребителей № 037118 с разрешенной присоединенной мощностью 3 кВт.
У абонента Васильева С.П. задолженности по оплате электрической энергии не было, претензий по оплате у гарантирующего поставщика – ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» не имелось.
Жилой дом, расположенный по адресу: г.Чебоксары, п.Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д.38, не имеет непосредственного присоединения к сетям ООО «Коммунальные технологии». Электроэнергия передавалась от электрических сетей ООО «Коммунальные технологии» через бесхозяйные электрические сети цыганского поселка до абонента – Васильева С.П.
Балансодержатель указанных бесхозяйных электрических сетей, непосредственно присоединенных к сетям ООО «Коммунальные технологии», в установленном законом порядке не определен. Фактически передача указанных электрических сетей в муниципальную собственность не состоялась, что подтверждается письмом Администрации г.Чебоксары от 10.08.2011 № 29/04-3270, где говорится, что электрические сети, к которым был присоединен жилой дом Васильева С.П., в Едином реестре муниципальной собственности г.Чебоксары не значатся.
В связи с бездоговорным потреблением цыганским поселком (п.Альгешево) электроэнергии, ООО «Коммунальные технологии» отключило электроэнергию в данном поселке, а также жилой дом Васильева С.П. После возмещения по оплате за бездоговорное потребление в поселке электроэнергия была возобновлена, кроме жилого дома Васильева С.П.
ООО «Коммунальные технологии» считает, что вопрос подключения жилого дома №38 по ул.2-ая Пионерская к электрическим сетям Васильев С.П. должен решать с бароном Цыганского поселка.
Таким образом, потребление Васильевым С.П. электроэнергии осуществлялось на основании заключенного договора купли-продажи электрической энергии между ним и гарантирующим поставщиком - ОАО «Чувашская энергосбытовая компания».
ООО Коммунальные технологии» произвело отключение электроэнергии в отсутствии заявки гарантирующего поставщика на отключение электроэнергии жилого дома заявителя, тем самым воспрепятствовало перетоку электроэнергии через бесхозяйные электрические сети до жилого дома Васильева С.П.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 178 Правил № 530 при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа, и полное ограничение потребления электроэнергии производится лишь при непогашении задолженности в срок, указанный в уведомлении.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил № 861, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
В силу пункта 114 Правил № 530, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что основания для отключения электрической энергии в жилом доме д.38 по ул. 2-ая Пионерская п.Альгешево г.Чебоксары, у ООО «Коммунальные технологии» отсутствовали.
ООО «Коммунальные технологии», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 № 141-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» ООО «Коммунальные технологии» включено в указанный Реестр под регистрационным номером 21.1.21.
На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 19 августа 2011 года по делу № 111-АМЗ-2011 ООО «Коммунальные технологии» признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с необоснованным отключением электроэнергии в жилом доме №38 по ул. 2-ая Пионерская п.Альгешево г.Чебоксары.
Частью 5 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, влекущего ответственность должностных и юридических лиц в виде административного штрафа.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т. ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» датой принятия Решения Комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.
Решение Комиссии по делу № 111-АМЗ-2011 изготовлено в полном объеме 19 августа 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ признает юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Коммунальные технологии» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, так как не предприняло необходимых мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине общества.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
<...>
При определении размера штрафа учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ООО «Коммунальные технологии» нарушившим статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.Назначить ООО «Коммунальные технологии» наказание в виде административного штрафа значением 0,012 размера суммы выручки от услуг по передаче электроэнергии, что составляет 4 896,16 тыс. руб. (4 896 160руб. 00 коп. – Четыре миллиона восемьсот девяносто шесть тысяч сто шестьдесят рублей).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.