-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Чувашская Республика
Решение от 24 ноября 2011 года
По делу № 2-Т-2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
24 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2011 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 2-Т-2011 о нарушении Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Новикова Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
при участии в заседании представителя:
ООО «Копейка-Поволжье»
Зимина Евгения Сергеевича (по доверенности №б/н от 17.05.2011г.);
в отсутствие заинтересованных лиц <...> надлежащим образом извещенны[ о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № 2-Т-2011 по признакам нарушения ООО «Копейка-Поволжье» пункта 1 части 1 и подпункта «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Чувашским УФАС России проведено изучение договорной практики хозяйствующего субъекта - Общества с ограниченной ответственностью «Копейка-Поволжье», осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, в том числе на территории Чувашской Республики. Торговые точки – продовольственные гипермаркеты в количестве 5 единиц расположены в г. Чебоксары по адресам: <...>
Управлением ФАС по Чувашской Республике проанализированы договоры поставки продовольственных товаров ООО «Копейка-Поволжье» заключенные с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Чувашской Республики. Проверены договоры поставки, заключенные ООО «Копейка-Поволжье» с хозяйствующими субъектами
<...>
На момент проверки установлено, что при обращении хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключения договора поставки продовольственных товаров, обществом «Копейка-Поволжье» предлагается к подписанию собственный типовой договор поставки. Из действующих договоров поставки восемь заключены сроком на неопределенное время с условием его прекращения по инициативе одной из сторон. Пять из представленных договоров поставки подписаны с протоколами разногласий с принятием условий поправки поставщика: ООО «Юнимилк» филиал «ЮниМилк Чебоксары», ООО «Беркут 3000», ООО «Торговый дом «ВКТ», ОАО «Ядринмолоко», ООО «Вурнарский мясокомбинат».
К четырем заключенным договорам поставки продовольственных товаров подписаны дополнительные соглашения, устанавливающие размер и порядок выплаты вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров: ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ОАО «Ядринмолоко», ООО «ПРОДО Коммерц», ООО «Торговый дом «ВКТ». В то же время поставщики однородных групп товаров – молочной продукции ООО «Юнимилк» филиал «ЮниМилк Чебоксары» и колбасных изделий и мясных полуфабрикатов ООО «Вурнарский мясокомбинат» - согласно заключенным договорам не платят премии покупателю за выполнение определенных объемов закупки, что ставит поставщиков в неравные условия сотрудничества и может привести к созданию дискриминационных условий. Размер выплачиваемой премии определяется без учета объемов поставки отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации Постановлением от 15.07.2010 г. № 530.
Со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговую сеть ООО «Копейка-Поволжье», жалобы и замечания в УФАС по Чувашской Республике не поступали.
В двухсторонних договорах поставки, заключенных между ООО «Копейка-Поволжье» и поставщиками товаров, санкции за нарушение условий договоров поставки предусмотрены исключительно за неисполнение обязательств поставщиками. Покупатель по данным договорам несет ответственность только за несвоевременную оплату поставленного товара.
<...>
Условия санкций данных пунктов являются несоразмерными нарушению, за которые они предусмотрены и в случае применения повлечет для поставщика чрезмерные материальные потери. Право применения санкции в виде штрафов, пеней, неустойки в соответствии с ГК РФ должно обеспечивать поставщика выполнять свои обязательства своевременно и в полном объеме. Однако в рассматриваемом случае размеры штрафов и неустойки могут быть несопоставимы с ущербом, которые могут быть причинены этим нарушением и ими могут быть покрыты не только убытки торговой сети в полном размере, но поставщик вынужден будет заплатить сумму в десятки раз превышающую товарооборот с данным контрагентом.
<...>
Таким образом, договоры ставят торговую сеть ООО «Копейка-Поволжье» и поставщиков в неравные условия и носят дискриминационный характер по отношению к последним, ставят поставщиков однородных групп товаров в неравные условия.
По вышеуказанным фактам Чувашское УФАС России возбудило настоящее дело.
На заседании представитель ООО «Копейка-Поволжье» нарушение Закона о торговле не признал. По мнению представителя ООО «Копейка-Поволжье» договоры поставок со всеми контрагентами заключались в интересах обеих сторон договора, т.е. навязывания условий сотрудничества со стороны ООО «Копейка-Поволжье» не происходит. Доля поставок в общем объеме производства и/или поставок приведенных контрагентов в торговую сеть ООО «Копейка-Поволжье» очень мала, следовательно, сеть не может влиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности данных поставщиков и создавать им условия ограничения конкуренции.
По мнению представителя ООО «Копейка-Поволжье», условия договоров поставки о сроках оплаты, размере и сроках выплаты вознаграждения в связи с приобретением определенного кол-ва товара соответствуют требованиям ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Конкретные сроки оплаты, размер и сроки выплаты вознаграждения зависят от соглашения достигнутого сторонами в процессе заключения договора поставки и приняты на себя сторонами договора добровольно.
Учитывая сказанное представитель заявил:
- условия договора поставки заключаемого между ООО «Копейка-Поволжье» и Поставщиком какого либо товара не ограничивают возможности каждой из сторон воздействовать на условия обращения товара на товарном рынке за рамками такого договора;
- в результате заключения и исполнения таких договоров не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
- применение сторонами условий такого договора не приводит, в какой либо форме к ограничению конкуренции в рамках оборота товара на таком товарном рынке;
- руководствуясь п. 2 ст. 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а так же, учитывая то, что стороны договора не являются субъектами хозяйственной деятельности, занимающими доминирующее положение на рынке обращения такого рода товара, действия ООО «Копейка-Поволжье» не могут квалифицироваться как навязывание дискриминационных условий ООО «Копейка-Поволжье» и Поставщику в части коммерческих условий заключаемого договора поставки.
Представителем общества с ограниченной ответственностью «Копейка-Поволжье» в ходе заседания разъяснено, что запрошенные определением Комиссии Чувашского УФАС России документы, регламентирующие порядок действий подразделений компании Х5 Retail Group N.V., касающиеся отбора поставщиков отсутствуют. Условия взаимоотношений с поставщиками регулируются Условиями отбора контрагентов, опубликованными на сайте http://www.x5.ru и условиями типового договора поставки.
Хранение документов и/или электронной переписки с поставщиками обществом не осуществляется, записки, справки, протоколы не оформляются.
Заслушав доклад члена Комиссии, обсудив доводы ответчиков, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимосвязь, Комиссия приходит к следующим выводам.
1.Статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
В соответствии с ч.3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции». Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия определяются как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Общество с ограниченной ответственностью «Копейка-Поволжье» - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, в том числе на территории Чувашской Республики. Торговые точки – продовольственные гипермаркеты в количестве 5 единиц расположены в г. Чебоксары по адресам:<...>
В ходе проверки были проанализированы договоры ООО «Копейка-Поволжье» с поставщиками:<...>
В данных договорах были обнаружены признаки навязывания поставщиками невыгодных условий договора и созданию дискриминационных условий, условия договоров приведены в табл.1, что является недопустимым в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
ООО «Копейка-Поволжье» были представлены соглашения о расторжении указанных договоров поставки, в том числе: ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ОАО «Ядринмолоко», ООО «Юнимилк» филиал «ЮниМилк Чебоксары», ООО «Вурнарский мясокомбинат», ООО «Торговый дом «ВКТ», ООО «Тортила», ООО «Беркут 3000» - от 01.02.2011г. и с ООО «ПРОДО Коммерц» от 12.03.2011года.
Той же датой (01.02.2011) между ООО «Копейка-Поволжье» и поставщиками продовольственных товаров заключены договоры поставки и дополнительные соглашения к ним по типовой форме торговой сети, размещенной на официальном сейте в сети «Интернет» - www.x5.ru. Типовая форма договора содержит, предусмотренные приложения, при этом допускает установления различных условий договора, в связи с тем, что некоторые пункты существенных условий не заполнены. Сведения о повторном заключении договор поставки с ООО «Беркут 3000» в материалах дела отсутствуют.
Так ООО «Копейка-Поволжье» были заключены новые договоры поставки с <...> . При этом договоры поставки с <...> были заключены с протоколами разногласий.
<...>
Согласно договорам поставки (п.3.1, 3.2, 3.3, 7.2 и п. 8.5) ООО «Копейка-Поволжье» установлены разные размеры штрафных санкций для поставщиков продуктов питания в Чувашской Республике (табл.2):
<...>
Согласно Общим условиям поставки (приложение № 3 договорам поставки) ООО «Копейка-Поволжье» установлены разные условия поставки для поставщиков в Чувашской Республике, в том числе и однородных групп товаров (табл.3):
<...>
Как следует из общих условий поставки ООО «Копейка-Поволжье», поставщики однородных групп товаров – молочной продукции <...> не платят премии покупателю за выполнение определенных объемов закупки. Также заметны существенные различия в применения штрафных санкций ООО «Копейка-Поволжье» к поставщикам в целом, так и поставщикам однородных групп товаров.
При этом согласно протоколу разногласий между ООО «Копейка-Поволжье» и <...> предусмотрено внесение изменений:
- в п.5.1 общих условий срок годности установлен не менее 70 % от общего срока годности;
- в п.7.1 общих условий включено вознаграждение: 5 % от ТО 100000 руб. и выше по молочной продукции и молочному детскому питанию (группа расчета А); 10 % от ТО 50000 руб. и выше по немолочному детскому питанию (группа расчетов В).
Согласно Порядку размещения заказа (приложение № 4А договорам поставки) установлены разные условия размещения заказа для поставщиков в Чувашской Республике.
<...>
В свою очередь имеющиеся в материалах дела протоколы разногласий также свидетельствуют об отсутствии у ООО «Копейка-Поволжье» единых существенных условий договора для поставщиков и на практике существенные условия заключаемых договоров поставки существенно отличаются (тал.2-4).
Таким образом, ООО «Копейка-Поволжье» устанавливает различные условия поставки товара как поставщикам в целом, так и поставщикам однородных групп товаров, что является дискриминацией одних поставщиков по сравнению с другими.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Комиссия установила, что жалобы со стороны поставщиков в адрес ООО «Копейка-Поволжье» отсутствуют, при этом торговая сеть, являясь крупной федеральной сетью входящую в группу «X5 Retail Group», находясь в более выгодных условиях с точки зрения рынка (являясь более сильной стороной по договору) может диктовать свои условия и злоупотреблять своим положением по отношению к региональным поставщикам.
Следовательно, действия ООО «Копейка-Поволжье» по установлению в договорах поставки разных штрафных санкций, различных условия выплаты вознаграждения, создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров и нарушают требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В связи с тем, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ООО «Копейка-Поволжье» не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Копейка-Поволжье» предписания о недопущении действий по созданию дискриминационных условий, путем заключения договоров поставки на равных условиях для поставщиков.
Нарушения ООО «Копейка-Поволжье» подпункта «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в виде навязывания поставщикам продовольственных товаров на территории Чувашской Республики невыгодных условий договора материалами дела не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 23, части 1 ст.39, части 1-4 ст. 41, части 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
1.Признать в действиях ООО «Копейка-Поволжье», осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, факт нарушения пункта 1 части 1 ст. 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть.
2.Выдать ООО «Копейка-Поволжье» предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 ст. 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.