Чувашская Республика
Решение от 19 марта 2012 года

В отношении администрации г. Чебоксары

По делу № 3-АМЗ-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
19 марта 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Котеева В.В. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
    при участии в деле представителя ответчика - администрации г.Чебоксары - Николаевой Светланы Михайловны (по доверенности от 11.01.2012 №29/01-11);
    при отсутствии заявителей – ИП Краснова В.И и Красновой В.И., уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
    рассмотрела дело № 3-АМЗ-2012, возбужденное в отношении администрации г.Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В Чувашское УФАС России поступила информация из Прокуратуры Чувашской Республики о нарушениях законодательства администрацией г.Чебоксары по результатам рассмотрения обращения ИП Красновой В.И. (Чувашская Республика, Комсомольский район, с.Комсомольское, ул.Заводская, д.67«В») и ИП Краснова В.И. (Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Николаева, д.8) о незаконном отказе администрацией г.Чебоксары в предоставлении в аренду земельного участка для строительства.
    28.09.2010 ИП Краснов В.И. обратился в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка по ул.Дегтярева рядом с домом № 10 для строительства офисного здания.
    Администрация г.Чебоксары письмом от 01.11.2010 № 3794/3941 сообщила, что на испрашиваемый земельный участок по ранее поступившей заявке ООО «Волга-ТЭК» подготовлены исходно-разрешительные документы под размещение 3-этажного офисного здания с подсобными помещениями в подвале, которые находятся в стадии согласования, в связи с чем отказала в удовлетворении заявления ИП Краснова В.И.
    27.10.2011 ИП Краснова В.И. обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявкой о предоставлении земельного участка рядом с домом № 10 по ул.Дегтярева г.Чебоксары с ориентировочной площадью 1200 кв.м для строительства 2-х этажного офисного здания с подсобными помещениями. Заявка администрацией г.Чебоксары в установленные законодательством сроки не рассмотрена.
    Заявители считают, что отказ администрация г.Чебоксары противоречит земельному законодательству, просят принять меры по устранению нарушений закона.
    На определение о назначении дела № 3-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.01.2012 № 05-05/44 администрация г.Чебоксары письмом от 06.02.2012 № 77 сообщила, что ООО «Волга-ТЭК» земельный участок по адресу г.Чебоксары ул.Дегтярева, 32 не предоставлялся и в соответствии со статьями 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято распоряжение от 05.05.2011 № 1103-р «О развитии застроенной территории площадью 10,9 га, ограниченной улицами К.Иванова, Водопроводная и правым берегом реки Волга» (далее – распоряжение № 1103-р).
    В то же время, письмом от 10.01.2012 № 6917/5439 управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары сообщило, что в связи с поступлением на один и тот же земельный участок в соответствии со статьями 30 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) администрацией г.Чебоксары принято решение о формировании данного земельного участка с последующим его предоставлением по результатам торгов (конкурса, аукциона), при этом подтверждающие данное решение документы в антимонопольный орган не представила.
    Позже, письмом от 24.02.2012 № 1160, администрация г.Чебоксары представила копию протокола рабочего совещания конкурсной комиссии по подготовке к проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от 21.10.2011 №83, где указано, что по подготовке к проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории общей площадью 10,9 га, ограниченной улицами К.Иванова, Водопроводная и правым берегом р.Волга г.Чебоксары принято решение «Доработать проектную документацию застройки микрорайона с учетом уточнения данных по выкупу и сносу частных домовладений».
    Мотивированные письменные пояснения отказа в рассмотрении в соответствии с требованиями земельного законодательства обращения ИП Краснова В.И. и не соблюдения ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения ИП Красновой В.И. администрация г.Чебоксары Комиссии не представила.
    На заседаниях Комиссии Представитель Администрации г.Чебоксары, факт нарушения антимонопольного законодательства не признала, пояснила, что данный земельный участок под строительство ООО «Волга-ТЭК» не предоставлялся. Застройщик территории, в отношении которой принято решение о развитии, будет определен по итогам конкурса после разработки и утверждения разрешительной документации.
    Кроме того, представитель администрации г.Чебоксары добавила, что испрашиваемые ИП Красновым В.И и ИП Красновой В.И., а также ООО «Волга-ТЭК» земельные участки по адресам ул.Дегтярева дом 10 и ул.Дегтярева дом 32 совпадают, что подтверждает и схема, представленная письмом от 24.02.2012 № 1160. Данный земельный участок свободен от застроек, подтверждение – фотографии, представленные письмом от 24.02.2012 № 1160, фотографии датированы 27.01.2012.Земельный участок входит в состав территории микрорайона общей площадью 10,9 га, ограниченной улицами К.Иванова, Водопроводная и правым берегом р.Волга г.Чебоксары. В настоящее время в соответствии с «Протоколом рабочего совещания конкурсной комиссии по подготовке к проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории» от 21.10.2011 №83 документация застройки микрорайона общей площадью 10,9 га, ограниченной улицами К.Иванова, Водопроводная и правым берегом р.Волга г.Чебоксары находится на доработке. Точных сроков на подготовку этих документов законодательство не устанавливает.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, установила следующее.
    1.09.04.2008 от ООО «Волга-ТЭК» (г.Чебоксары, ул.Пристанцион-ная, 1) в администрация г.Чебоксары поступила заявка на предоставление земельного участка в районе дома № 10 по ул.Дегтярева г.Чебоксары для строительства 3-х этажного офисного здания с подсобными помещениями в подвале.
    12.08.2008 ООО «Волга-ТЭК» обратился в администрацию г.Чебоксары с заявлением на подготовку градостроительного плана по адресу: г.Чебоксары, ул.Дегтярева, 32 (вх.администрации от 22.09.2008 № 4124).
    На основании этой заявки МУП «Градостроительство» администрации г.Чебоксары 10.10.2008 был подготовлен Градостроительный план земельного участка, который не был утвержден (градостроительный план земельного участка в случае не утверждения в установленном порядке по истечении 6 месяцев является недействительным).
    Согласно части 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
    Согласно пункту 3 части 4 статьи 30 Земельного кодекса, передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
    Администрация г.Чебоксары не представила информацию, подтверждающую, что в порядке соблюдения статьи 30 Земельного кодекса информация о предполагаемом предоставлении земельного участка на основании заявления ООО «Волга-ТЭК» была размещена в СМИ.
    Проведенная Прокуратурой Чувашской Республики проверка показала (письмо от 09.12.2011 № 7-1121-2011), что место размещения проектируемого ООО «Волга-ТЭК» объекта предварительно не согласовано, решение об отказе в согласовании размещения здания тоже не принято.
    Кроме того, администрация г.Чебоксары письмом от 06.02.2012 № 77 подтвердила, что земельный участок ООО «Волга-ТЭК» для строительства не предоставлялся.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Волга-ТЭК» земельный участок для строительства не предоставлялся.
    2.Согласно статье 31 Земельного кодекса, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
    На основании данной статьи ИП Краснов В.И., являясь заинтересованным лицом, обратился 28.09.2010 (вх.администрации г.Чебоксары от 01.10.2010 № 3794) в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка по ул.Дегтярева рядом с домом № 10 для строительства офисного здания.
    Администрация г.Чебоксары письмом от 01.11.2010 № 3794/3941 сообщила, что на испрашиваемый земельный участок по ранее поступившей заявке ООО «Волга-ТЭК» подготовлены исходно-разрешительные документы под размещение 3-этажного офисного здания с подсобными помещениями в подвале, которые находятся в стадии согласования, в связи с чем отказала в удовлетворении заявления ИП Краснова В.И.
    Согласно представленным администрацией г.Чебоксары письмом от 24.02.2012 № 1160 документам (выкопировка генплана г.Чебоксары земельного участка, градостроительный план и чертеж градостроительного плана земельного участка в районе жилого дома № 32 по ул.Дегтярева) земельные участки, испрашиваемые ИП Красновым В.И и ООО «Волга-ТЭК» по адресам ул.Дегтярева дом 10 и ул.Дегтярева дом 32 совпадают.
    Распоряжение администрации г.Чебоксары № 1103-р «О развитии застроенной территории площадью 10,9 га, ограниченной улицами К.Иванова, Водопроводная и правым берегом реки Волга» принято только 05.05.2011, через шесть месяцев после отказа ИП Краснову В.И., а земельный участок ООО «Волга-ТЭК» не предоставлялся.
    Следовательно, у администрации г.Чебоксары 01.11.2010 в соответствии с земельным законодательством не было основания для отказа ИП Краснову В.И. в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства. Ответ администрации г.Чебоксары о том, что на испрашиваемый земельный участок по ранее поступившей заявке ООО «Волга-ТЭК» подготовлены исходно-разрешительные документы под размещение 3-этажного офисного здания с подсобными помещениями в подвале, которые находятся в стадии согласования, не может служить поводом для отказа в предоставлении земельного участка ИП Краснову В.И., так как не основывался на нормах действующего законодательства.
    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что администрация г.Чебоксары необоснованно отказала в рассмотрении по существу заявления ИП Краснова В.И. в предоставлении земельного участка в районе дома № 10 по ул.Дегтярева для строительства офисного здания, что препятствует последнему в осуществлении предпринимательской деятельности и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства продолжается, Комиссия считает необходимым выдать предписание.
    3.27.10.2011 ИП Краснова В.И. обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявкой о предоставлении земельного участка рядом с домом № 10 по ул.Дегтярева г.Чебоксары с ориентировочной площадью 1200 кв.м для строительства 2-х этажного офисного здания с подсобными помещениями.
    Администрация г.Чебоксары рассмотрела и направила заявителю ответ только через два с половиной месяца – письмо от 10.01.2012 № 5485/4762. При этом в письме сообщила, что:
    - учитывая, что на данном земельном участке расположены ветхие жилые дома, в соответствии со статями 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса данная территория признается подлежащей развитию. Согласно статье 46.3 Градостроительного кодекса заключение договора о развитии застроенной территории осуществляется по итогам аукциона;
    - Вы можете принять участие в торгах (конкурсе, аукционе) после публикации сообщения в СМИ.
    В соответствии с частью 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) «В случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры».
    Кроме того, согласно частей 7 и 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса:
    - развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории;
    - предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
    Но ИП Краснова В.И. испрашивала только конкретный земельный участок, расположенный возле дома № 10 по ул.Дегтярева г.Чебоксары ориентировочной площадью 1200 кв.м, а не всю застроенную территорию, в отношении которой администрацией г.Чебоксары принято решение о развитии распоряжением № 1103-р.
    Согласно предоставленной администрацией г.Чебоксары информации в отношении застроенной территории, в состав которой входит рассматриваемый земельный участок, принято только решение о ее развитии, аукцион еще не проводился и договор еще не заключен.
    Кроме того, земельный участок в районе дома № 10 по ул.Дегтярева свободен от застроек, на нем отсутствуют многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
    На рассматриваемый земельный участок в районе дома 10 по ул.Дегтярева в администрации г.Чебоксары поступили заявки с просьбой предоставить его для строительства от ООО «Волга-ТЭК», ИП Краснов В.И и ИП Краснова В.И.
    В соответствии с положениями Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
    При таких обстоятельствах для объективного рассмотрения заявок хозяйствующих субъектов в отношении муниципального земельного участка согласно статей 30 и 38 Земельного кодекса администрации г.Чебоксары необходимо провести торги, но администрация г.Чебоксары с момента обращения ИП Краснова В.И. бездействовала, нарушая требования земельного законодательства.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что нарушение администрации г.Чебоксары выразилось в бездействии – невыполнении требований земельного законодательства при рассмотрении заявок на предоставление в аренду земельного участка в районе дома № 10 по ул.Дегтярева г.Чебоксары для строительства, а также в действиях – необоснованных ответах при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов – ИП Краснова В.И. и ИП Красновой В.И. о предоставлении земельного участка под строительство, что препятствует предпринимательской деятельности данных хозяйствующих субъектов и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства продолжается, Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Признать в действиях администрации города Чебоксары Чувашской Республики факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Выдать администрации г.Чебоксары Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
    Председатель Комиссии
    В.В.Котеев
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    Н.Д.Иванов

    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.