Чувашская Республика
Решение от 12 марта 2012 года

В отношении ООО «Медиа Маркт Сатурн»

По делу № 8-Р-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
12 марта 2012 года
  1. ООО «Медиа Маркт Сатурн»
    ул. Новодмитриевская, д.5а, стр.8, г. Москва, 127015  
  2. Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2012 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 12 марта 2012 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии – Н.Ю. Винокурова, зам. руководителя Чувашского УФАС России – начальник отдела товарных рынков;
    члены Комиссии:
    Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков;
    Г.Ю. Ланская – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;
    рассмотрев дело N 08-Р-2012, возбужденное в отношении ООО «Медиа Маркт Сатурн» по факту распространения рекламного буклета на территории г. Чебоксары в декабре 2011 г., содержащего признаки нарушения требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
    в отсутствии представителя ООО «Медиа Маркт Сатурн», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
    осуществляя государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе и на основании заявления гр. Лаврентьевой А.В. от 24.01.12 вх. № 04-20/14-г, Чувашское УФАС России установило, что рассматриваемый рекламный буклет ООО «Медиа Маркт Сатурн» содержит изображения предметов бытовой техники (телевизоры, видеокамеры, фотокамеры, стиральные машинки, холодильники, сотовые телефоны, мониторы и др.) с указанием наименования производителя товара, цены и описания технических характеристик товара.
    При этом в нижней части 1-й страницы рекламного буклета изображен указатель с надписью «№ 1 в Европе», направленный на полосу желтого цвета, содержащую наименования различных стран: «Belgie * Deutschland * Ellada * Espana * Italia * Magayarorszag * Nederland * Osterreich * Polska * Portugal * РОССИЯ * Schwiz * Sverige *Turkiye».
    Текстовая информация размещена на фоне изображения телевизора и фотокамеры.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация, распространяемая ООО «Медиа Маркт Сатурн» адресована неопределенному кругу лиц, указание, что данные цены действительны в ограниченный период с 15.12.2011 по 20.12.2011 привлекает внимание к рекламируемым товарам бытовой техники и формирует у потребителей желание приобрести товар по указанным ценам, что способствует продвижению рекламируемого товара на рынке.
    Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    В силу пунктов 1 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (услуги).
    В рассматриваемой рекламе ООО «Медиа Маркт Сатурн», предлагающей к реализации товары бытовой техники по ценам, действующим в ограниченный период с 15.12.2011 по 20.12.2011, содержится утверждение «№ 1 в Европе».
    Использование в рекламе сравнительной характеристики «№ 1 в Европе» содержит индивидуально определенный признак общества, основанный на утверждении превосходства ООО «Медиа Маркт Сатурн» перед другими продавцами бытовой техники.
    Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова (Москва, Азбуковник, 2004 г.) содержит несколько смысловых значений слова «номер», одно из которых: «номер один – самый главный или первостепенный», например, соперник номер один; проблема номер один и т.д.
    Данная реклама ООО «Медиа Маркт Сатурн» не сообщает о конкретных критериях, по которым осуществляется сравнение, что означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию и понимается неоднозначно.
    Непредставление потребителю информации в полном объеме определяющей где, когда и в чем ООО «Медиа Маркт Сатурн» является «№ 1 в Европе» не позволяет правильно воспринимать информацию и вводит потребителей в заблуждение.
    Сообщая в рекламе, что ООО «Медиа Маркт Сатурн» является «№ 1 в Европе», общество привлекает внимание неопределенного круга потребителей, создавая у них впечатление о неких преимуществах товаров, реализуемых обществом, а также о преимуществах компании «Медиа Маркт» перед другими продавцами, осуществляющими свою деятельность на данном рынке.
    В данной рекламе сравнение построено таким образом, что его достоверность не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
    С учетом вышеизложенного, реклама ООО «Медиа Маркт Сатурн» не соответствует требованиям пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку информация о превосходстве не подтверждена документально, а содержание рекламы не свидетельствует, по какому критерию бытовая техника, реализуемая обществом, а также само общество является «№ 1 в Европе».
    В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    В соответствии с Договором № 68-06 от 15.11.2006 г. выполнения работ по печати периодической печатной продукции, заключенным между ООО «Медиа Маркт Сатурн» (Заказчик) и ООО «МДМ-Печать» (Исполнитель), Заказчик обязуется предоставлять Исполнителю все необходимые для изготовления тиража материалы в установленный договором срок.
    Таким образом, содержание рекламы определялось ООО «Медиа Маркт Сатурн» и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ООО «Медиа Маркт Сатурн» является рекламодателем.
    Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Из письменного пояснения, представленного ООО «Медиа Маркт Сатурн» (вх. № 04-16/1662 от 02.03.2012) следует, что общество не признало нарушение пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Пояснило, что рассматриваемое утверждение «№ 1 в Европе» не относится к реализуемой продукции и не может рассматриваться как сведения о рекламируемом товаре, таким образом, требования, установленные пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в данном случае не применяются.
    Утверждение «№ 1 в Европе» означает, что по финансовым показателям группа компаний «Медиа-Сатурн» занимает лидирующие позиции на европейском рынке розничной торговли товарами бытовой электроники, что подтверждается представленной в Комиссию копией письма компании «Planet Retail UK» от 13.02.2012 г. с нотариально заверенным переводом на русский язык, согласно которому по состоянию на 2011 год группа «Медиа-Сатурн» является лидером рынка в Европе в сегменте розничных продаж бытовой электроники при товарообороте 20 506, 8 миллионов ЕВРО.
    Также в Комиссию представлена копия аналогичного письма в отношении 2010 года.
    Таким образом, использование в рассматриваемой рекламе утверждения «№ 1 в Европе» основано на исследовании независимой международной компании и, соответственно, не запрещено действующим законодательством о рекламе.
    Комиссия считает доводы ООО «Медиа Маркт Сатурн», представленные в письменном объяснении (вх. № 04-16/1662 от 02.03.2012) подлежащими отклонению по следующим основаниям.
    Текстовая информация «№ 1 в Европе» размещена на фоне изображения телевизора с указанием цены 11111 руб. и фотокамеры с указанием цены 1499 руб. в нижней части 1-й страницы рекламного буклета на указателе с надписью, направленный на полосу желтого цвета, содержащую наименования различных стран: «Belgie * Deutschland * Ellada * Espana * Italia * Magayarorszag * Nederland * Osterreich * Polska * Portugal * РОССИЯ * Schwiz * Sverige *Turkiye».
    Ниже крупным шрифтом напечатано наименование «Media Markt» без указания, является ли это наименованием вновь открывающегося в городе Чебоксары магазина, общества «Медиа Маркт Сатурн» либо является товарным знаком магазинов, осуществляющих торговую деятельность с использованием данного товарного знака на территории Европы.
    Таким образом, рассматриваемое утверждение с равной степенью вероятности может быть отнесено к изображенному товару (телевизор, фотокамера), к ценам на указанный товар и наименованию «Media Markt», так как текст рекламы не содержит пояснений, что из содержащейся на данной странице рекламного буклета текстовой и изобразительной информации является «№ 1 в Европе».
    Пояснение ООО «Медиа Маркт Сатурн» о том, что утверждение «№ 1 в Европе» относится к финансовым показателям группы компаний «Медиа-Сатурн», также не может быть принято Комиссией во внимание, так как в рассматриваемой рекламе отсутствует какая-либо информация о группе компаний «Медиа-Сатурн», которая, согласно представленной в Комиссию копией письма компании «Planet Retail UK» от 13.02.2012 г. с нотариально заверенным переводом на русский язык и является лидером рынка в Европе в сегменте розничных продаж бытовой электроники при товарообороте 20 506, 8 миллионов ЕВРО в 2011 г.
    В соответствии с представленным уставом ООО «Медиа Маркт Сатурн» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. Общество обладает обособленным имуществом, имеет собственный баланс, расчетный и иные счета в банках в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
    Каких-либо документальных доказательств принадлежности ООО «Медиа Маркт Сатурн» к группе компаний «Медиа-Сатурн», занимающей лидирующие позиции на европейском рынке розничной торговли товарами бытовой электроники, общество в Комиссию не представило.
    Кроме того, не представлено в Комиссию документальное подтверждение прав общества на использование товарного знака «Медиа Маркт», который использован в рекламе.
    Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе ООО «Медиа Маркт Сатурн», распространяемой в виде рекламного буклета на территории г. Чебоксары в декабре 2011 г.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    На момент рассмотрения дела ООО «Медиа Маркт Сатурн» не представило доказательств того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдать предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей печатную рекламу ООО «Медиа Маркт Сатурн» в виде буклетов, распространяемую на территории г. Чебоксары в декабре 2011 г., в связи с нарушением требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    2.ООО «Медиа Маркт Сатурн» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.Ф.Леонтьева
    Г.Ю.Ланская