Чувашская Республика
Решение от 16 ноября 2011 года
По делу № 159-АМЗ-2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
16 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Гаврилова А.А. - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В.- ведущего специалиста- эксперта отдела контроля
Давыдовой Н.А.- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
при участии в деле:
от ответчика администрации г. Новочебоксарск:
-Антоновой Ирины Петровны;
в отсутствии заявителя Морозовой Е.М.
рассмотрев дело №159-АМЗ-2011, возбужденное в отношении администрации г. Новочебоксарск по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции)
В Чувашское УФАС России поступило заявление Морозовой Е.М. о неправомерных действиях администрации г. Новочебоксарск, выразившихся в необоснованном отказе в выдаче разрешения на установку летнего кафе – шатра.
15.03.2011 на сайте администрации г. Новочебоксарск размещено извещение о проведении конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики. В данном извещении содержится только информация о сроке и месте подачи заявок, о нормативно-правовом документе регулирующем порядок проведения конкурса, о том, что заявка и документы к ней должны быть сброшюрованы в одну папку, прошиты и опечатаны.
Постановлением администрации г. Новочебоксарск №86 от 10.03.2011 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Данным постановлением утверждено и Положения о проведении городского конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.
В соответствии с Положением желающие участвовать в конкурсе должны представить установленный перечень документов. Перечнем установлено, что лицо должно представить справку Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск об отсутствии задолженности в бюджет, список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.
Кроме того, основанными критериями оценки победителя являются:
-отсутствие по итогам прошедшего года нарушений законодательных, нормативных и правовых актов по данным контролирующих органов;
-соответствие уровня планируемого объекта современному уровню дизайна;
-соответствие торгового оборудования заявленному ассортименту товаров, по художественному оформлению и дизайну – современным требованиям, по материалу изготовления – санитарным нормам;
-наличие квалифицированного персонала.
Такой критерий как цена Положением о проведении конкурса не предусмотрено.
Проектом договора на размещение стационарного и нестационарного торгового объекта плата за размещение объекта, равно и порядок ее расчета не определены.
Представитель ответчика пояснила, что нарушение антимонопольного законодательства в действиях администрации г. Новочебоксарск отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела и, выслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
В газете «Родники Чувашии» от 25 марта 2011 года опубликовано постановление администрации г. Чебоксары Чувашской Республики №86 от 10.03.2011 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
15 марта 2011 года на сайте администрации г. Новочебоксарск размещено объявление о проведении конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории г. Новочебоксарск.
Размещенное сообщение о проведении конкурса содержит только информацию о месте, сроке подачи заявок, заявки и документы должны быть сброшюрованы в одну папку, прошиты и опечатаны.
Статьей 448 Гражданского кодекса РФ установлено, что извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Таким образом, сообщение о проведении открытого конкурса не содержит всех сведений установленных статьей 448 ГК РФ.
Информация о проведении открытого конкурса в СМИ не опубликовывалось. Положение о проведении городского конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденным Постановлением администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 10 марта 2011 года №86 также не опубликовывалось.
Заявление Морозовой Е.М. на получение разрешения на установку летнего кафе-шатра по осуществлению сезонной торговли продовольственными товарами направлено в администрацию г. Новочебоксарск 21 апреля 2011 года.
01.06.2011 администрация г. Новочебоксарск уведомила Морозову Е.М. об отказе в выдаче разрешения на установку шатра для размещения торговой точки по адресу: левый берег р. Волга в районе пляжа в связи с тем, что документы предоставлены в неполном объеме.
Согласно протоколу №2 30 мая 2011 года состоялось рассмотрение поступивших заявок на участие в конкурсе, по результатам которого установлено, что Морозовой Е.М. отказать в выдаче разрешения на установку шатра для размещения торговой точки по адресу: левый берег р. Волга в районе пляжа в связи с тем, что документы предоставлены в неполном объеме.
Проводя открытый конкурс на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории г. Новочебоксарск с нарушением принципа открытости и гласности, а именно сообщение о проведении открытого конкурса опубликовано только на сайте администрации г. Новочебоксарск, Положение ни опубликовано ни в СМИ, ни на сайте администрации г. Новочебоксарск, сообщение о проведении открытого конкурса не содержало информации о составе документов, представляемых на участие в конкурсе, администрация г. Новочебоксарск исключила возможность подачи заявок на участие в конкурсе со всеми необходимыми документами и в установленный срок, ограничивая тем самым доступ хозяйствующих субъектов на равных условиях к муниципальному ресурсу.
Кроме того, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, следующее.
Согласно размещенной информации конкурс проводится в соответствии с Положением о проведении городского конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденным Постановлением администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 10 марта 2011 года №86 (далее - Положение).
Частью 2 Положения установлено, что желающие участвовать в конкурсе должны представить в сектор развития предпринимательства и торговли администрации г. Чебоксары г. Новочебоксарска документы, одним из которых является список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.
Требование представления данного документа является необоснованным в силу того, что представление данных сведений предполагает, что на момент подачи заявки на участие в конкурсе участником к обслуживанию в мелкорозничной торговле уже должны быть привлечены работники и оформлены трудовые отношения, вне зависимости станет такой участник победителем или нет, и как следствие приводит к необоснованным затратам хозяйствующего субъекта.
Положением о проведении открытого конкурса установлено, что основными критериями победителей конкурса являются:
-отсутствие по итогам прошедшего года нарушений законодательных, нормативных и правовых актов по данным контролирующих органов;
-соответствие уровня планируемого объекта современному уровню дизайна;
-соответствие торгового оборудования заявленному ассортименту товаров, по художественному оформлению и дизайну – современным требованиям, по материалу изготовления – санитарным нормам;
-наличие квалифицированного персонала.
В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое предложило лучшие условия.
Отсутствие четкого определения современных требований к объекту по художественному оформлению и дизайну приводит к тому, что определение объекта на соответствие уровню современного дизайна предложенного в заявке участником, является субъективным мнением каждого члена комиссии, что исключает объективное рассмотрение условий, предложенных участниками конкурса.
Кроме того, в перечне критерий определения победителя отсутствует такой критерий как цена.
Ни в извещении о проведении открытого конкурса, ни в Положении о проведении открытого конкурса, ни в типовом договоре на размещение нестационарного торгового объекта, являющимся приложением к Положению о проведении открытого конкурса, начальная цена также не указана.
В силу того, что какие либо сведения о начальной цене отсутствуют, равно как и методика ее расчета, и, исходя из содержания пункта 2.1 типового договора, плата за размещение объекта устанавливается в момент непосредственного заключения договора с победителем торгов.
Таким образом, отсутствие такого критерия определения победителя как начальная цена может привести к навязыванию со стороны администрации г. Чебоксары победителю торгов необоснованной платы за размещение объекта и несения им необоснованных затрат.
Отсутствие системы оценки заявок с установлением конкретных параметров и требований, которым должны соответствовать условия предлагаемые участниками и указания каким образом тот или иной критерий имеет большее значение при определении победителя, не позволяет сделать вывод об объективном рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
В связи с этим каждый член комиссии при оценке и сопоставления заявок оценивал предложения участников по каждому критерию произвольно (по-своему внутреннему убеждению), что фактически не обеспечивает объективной оценки и прозрачности проведения торгов.
Информация о размещении результатов открытого конкурса в СМИ на сайте администрации г. Новочебоксарск не представлена.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положение о проведении открытого конкурса не содержит регламентированного порядка:
-подачи заявок на участие в конкурсе;
-проведения приема заявок;
-проведения вскрытия конвертов с заявками;
-проведения рассмотрения заявок;
а также отсутствуют объективные критерии определения победителя.
Отсутствие открытости и прозрачности и четкой регламентации действий администрации г. Новочебоксарск при проведении открытого конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов сезонной мелкорозничной торговли на территории города Новочебоксарск в 2011 году, выразившееся в вышеуказанных действиях, приводит к ограничению соперничества хозяйствующих субъектов при предоставлении мест осуществления мелкорозничной торговли.
Администрация г. Новочебоксарск, утвердив Положение о проведении конкурса, в котором отсутствует регламентированный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, позволяющий выявить лучшие условия размещения объектов мелкорозничной торговли, устранила возможность объективного рассмотрения заявок поданных на участие в конкурсе и определения лучших условий предложенных участниками.
Не надлежащее опубликование информации о проведении открытого конкурса и необходимых сведений для подачи заявки, привело к устранению публичности и открытости проведения конкурса.
Следствием данных действий является ограничение конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли, и исключена возможность участия в открытом конкурсе на равных условиях, и равного доступа к информации о ходе проведения конкурса, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В силу того, что договора на размещение нестационарного торгового объекта заключены, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
1.Признать в действиях администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии
А.А.Гаврилов
Члены Комиссии:
А.В.Алексеева
Н.А.Давыдова