Чувашская Республика
Решение от 11 марта 2012 года

В отношении Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан

По делу № 18-Р-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
11 марта 2012 года
  1. Республиканского союза кредитных  
    потребительских кооперативов граждан
    
    ул. Энгельса, д. 28, офис 101,
    г. Чебоксары
  2. Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2012 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    Н.Ю. Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков;
    члены Комиссии:
    Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    Леонтьева Л.Г. – специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    рассмотрев дело № 18-Р-2012 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан, распространенной 10.02.2012 в БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47),
    в отсутствии представителя Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения (уведомление от 20.02.2012 № 428004010183),
    В Чувашское УФАС России поступило заявление гр. Федоровой Т.И., зарегистрированное от 13.02.20112 вх. № 04-06/28-Т, в котором она сообщает, что 10.02.2012 в БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47) распространялась рекламная листовка Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан о выдаче займов на повседневные нужды без указания на то, что рекламируемые услуги предоставляются пайщикам.
    В приложенной к заявлению рекламной листовке содержится следующая информация: «Республиканский союз кредитных потребительских кооперативов граждан выдает займы на повседневные нужды под 5 % в месяц от остатка займа, максимальный срок до 1 года, до 100000 рублей, предоставляется гибкий график возврата займа, возможно досрочное погашение займа, проценты берутся за фактическое время пользования займом, заявки рассматриваются индивидуально, время рассмотрения - 1 день. Необходимые документы: паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного фонда, работающим справка о зарплате за последние 6 месяцев, пенсионерам – пенсионное удостоверение и документ, подтверждающий размер пенсии, документы на закладываемое имущество (ПТС) при сумме займа свыше 30000 руб. Льготные под 4 %: на учебу, на свадьбу, на юбилей, мед. Работникам до 3000 без поручительства. Льготные займы под 3 %: пенсионеры до 65 лет в двукратном размере пенсии до 20000 без поручительства. Г. Чебоксары, ул. Энгельса, д. 28, офис 101 (ост. «ул. Николаева» в здании «Бизнес-Центр на Энгельса». Тел.: 8-927-995-03-38, 57-33-32. Режим работы: пон. - пят. 08.30-17.30 обед 12.30-13.30».
    На оборотной стороне рекламной листовки размещены графики погашения займов 3 %, 4 %, 5 %, сумма 10000 руб., на 6 месяцев.
    В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - Республиканскому союзу кредитных потребительских кооперативов граждан, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Частью 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
    В силу статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» основная деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном нормативно-правовыми актами и уставом кредитного кооператива; размещения названных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
    Член кредитного кооператива (пайщик) имеет право получать займы и вносить в паевой фонд кредитного кооператива добровольные паевые взносы, передавать денежные средства кредитному кооперативу на основании договора займа, а также на основании иных договоров, предусмотренных федеральным законом (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 13 названного закона).
    В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно, сведения о том, что рекламируемыми займами могут воспользоваться только члены кооператива. Следовательно, реклама Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан не соответствует требованиям, определенным частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет в качестве рекламодателя изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    Республиканский союз кредитных потребительских кооперативов граждан является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рассматриваемой рекламы.
    Республиканский союз кредитных потребительских кооперативов граждан определил объект рекламирования и содержание рекламы и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламодатель.
    Представитель Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Черпакова А.А. в письменном объяснении от 06 марта 2012 года исх. 22 пояснила, что 10.02.2012 в БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР сотрудницей Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Светлицкой Л.Г. были распространены рекламные листовки с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Светлицкая Л.Г. самостоятельно разработала текст листовки, не согласовала её содержание и возможность распространения с руководством кооператива. Никаких распоряжений о разработке рекламы со стороны руководства Светлицкой Л.Г. не поступало, а также данные функции не входили в её должностные обязанности. Согласно приказу от 21.02.2012 № 4К 21.02.2012 на Светлицкую Л.Г. наложено дисциплинарное взыскание.
    Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о том, что в действиях ведущего специалиста Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан по распространению рекламы о финансовых услугах содержится нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    В связи с тем, в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, Комиссия не находит оснований для выдачи кооперативу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан о выдаче займов на повседневные нужды без указания на то, что рекламируемые услуги предоставляются пайщикам, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»
    2.Не выдавать Республиканскому союзу кредитных потребительских кооперативов граждан предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан Светлицкой Л.Г.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.Ю.Ланская
    Г.Ф.Леонтьева