Чувашская Республика
Решение от 29 мая 2012 года

В отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом

По делу № 26/05-АМЗ-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
29 мая 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Котеева В.В. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
    при участии в деле представителей ответчика – Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары Васильевой Татьяны Юрьевны по доверенности от 10.01.2012 № 2 и Козлицкой Татьяны Рафаиловны по доверенности от 10.01.2012 № 039-1;
    при участии в деле представителей заявителя – ООО «Елочка-сервис» директора Ананьевой Нины Ивановны (решение участника ООО «Елочка-сервис» от 03.0.12011 № 1) и Чернышова Павла Валерьевича по доверенности от 16.05.2012,
    рассмотрела дело № 26/05-АМЗ-2012, возбужденное в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары Чувашской Республики (г.Чебоксары, Московский проспект, д.33а) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Чувашское УФАС России 27.02.2012 поступило обращение ООО «Елочка-сервис» (г.Чебоксары, ул.Эльгера, д.20, далее – Заявитель) о нарушениях, по мнению заявителя, прав субъектов малого и среднего предпринимательства Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом администрации г.Чебоксары (далее – Горкомимущество, Комитет) при реализации преимущественного права выкупа по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (нежилое помещение №2 площадью 1557,7 кв.м, расположенного на первом этаже нежилого двухэтажного панельного здания по адресу: г.Чебоксары, ул.Эльгера, дом 20, далее – нежилое помещение).
    Заявитель указывает, что несмотря на готовность отчета об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, Комитет бездействует в части принятия решения об отчуждении арендуемого нежилого помещения и совершении юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Указанное бездействие нарушает законные интересы ООО «Елочка-сервис» и представленное Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» преимущественное право приобретения нежилого помещения.
    Заявитель просит провести проверку изложенных в обращении фактов и принять предусмотренные законодательством меры по устранению злоупотреблений, допускаемых должностными лицами Комитета, выразившихся в их бездействии.
    На заседании Комиссии представители заявителя полностью поддержала требования, изложенные в обращении ООО «Елочка-сервис» в антимонопольный орган. Сообщили, что ответ Комитета от 30.12.2011 № 039-6150, направленный в адрес ООО «Елочка-сервис» почтой, заявитель не получал.
    Представители Комитета на заседаниях Комиссии нарушения законодательства не признали, сообщили, что позиция Комитета изложена в письме от 06.04.2012 № 039-1492, что ответ Комитета от 30.12.2011 № 039-6150 направлен в адрес ООО «Елочка-сервис» почтой – простым письмом.
    Кроме того, указали, что заявитель обратился с аналогичным исковым заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики, решением которого от 13.04.2012 по делу № А79-2698/2012 заявителю отказано в удовлетворении заявления. Ходатайствовали о прекращении дела №26/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Комитета.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика, заявителя, установила следующее.
    Исходя из статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
    В соответствии с пунктом 1.3 Порядка приватизации муниципального имущества города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 17.02.2002 № 837, органом осуществляющим управление муниципальным имуществом, подготовку его к приватизации и продажу, является Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом. В соответствии с пунктом 5.5 названного порядка решение об условиях приватизации муниципального имущества города Чебоксары принимается распоряжением администрации города Чебоксары в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества либо на основании заявления субъекта малого и среднего предпринимательства о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    - микропредприятия - 60 млн. рублей;
    - малые предприятия - 400 млн. рублей;
    - средние предприятия - 1000 млн. рублей.
    Согласно представленным документам, ООО «Елочка-сервис» – субъект малого и среднего предпринимательства.
    На основании «Договора аренды нежилого (-ых) помещения (-ий) (строения) муниципальной собственности г.Чебоксары» от 20.06.2003 № 199 арендует нежилое помещение, срок аренды установлен с 20.06.2003 по 19.06.2013 (10 лет). Таким образом, ООО «Елочка-сервис» обладает преимущественным правом на приобретение арендуемого им нежилого помещения.
    09.09.2011 ООО «Елочка-сервис» обратилось в Горкоимущество с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им нежилого помещения в порядке соблюдения Федерального закона № 159-ФЗ.
    Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
    1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
    2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
    3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
    Согласно пункту 8 приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256 (ред. от 22.10.2010) «Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.2007 № 10040) «если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное».
    Таким образом, на выполнение всех мероприятий по оформлению сделки с момента поступления обращения субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо не более шести месяцев.
    Еще 10.08.2011, т.е. до обращения ООО «Елочка-сервис», Комитетом с Индивидуальным предпринимателем Разумовой И.В. (независимый оценщик, г.Чебоксары, пр.Ленина, 39, оф.25, далее – ИП Разумова И.В.) заключен Муниципальный контракт № 89 на оказание услуг по оценке (определению рыночной стоимости муниципального имущества) по оценке нежилого помещения.
    Согласно условиям названного контракта (пункт 3.1), услуги по оценке (определению рыночной стоимости) оказываются оценщиком в течение 30 дней с даты подписания контракта. Также, в пункте 5.7 контракта определено, что если просрочка оказания услуг превысит один месяц, то заказчик (комитет) вправе расторгнуть настоящий контракт в одностороннем порядке.
    Комитет письмом 17.10.2011 № 039-4730 сообщил заявителю, что по результатам рассмотрения обращения ООО «Елочка-сервис» от 09.09.2011 №4067 ведется работа по определению рыночной стоимости нежилого помещения и после принятия решения об условиях приватизации будет направлен проект договора купли-продажи.
    Письмом от 13.12.2012 заявитель обратился в Комитет с просьбой предоставить возможность ознакомиться с отчетом независимого оценщика об оценке нежилого помещения.
    Письмом от 26.12.2011 заявитель попросил Комитет ускорить рассмотрение заявки от 09.09.2011.
    Письмом от 30.12.2011 № 039-6150 Комитет сообщил заявителю, что в настоящее время определяется рыночная стоимость нежилого помещения, в сроки, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, будет принято решение об условиях приватизации и направлен на подписание проект договора купли-продажи.
    Так и не дождавшись каких-либо действий со стороны Комитета по принятию решения по условиям приватизации нежилых помещений в установленные законодательством сроки, заявитель 27.02.2012 обратился в Чувашское УФАС России с просьбой провести проверку бездействия Комитета.
    Горкомимущество в пояснениях Чувашскому УФАС России от 15.03.2012 № 039-1066 указало, что 15.02.2012 (через пять месяцев после обращения ООО «Елочка-Сервис») ИП Разумова И.В. письмом № 2601 обратилась с просьбой продлить срок предоставления отчета до 22.02.2012 по определению рыночной стоимости нежилого помещения по причине нахождения на стационарном лечении.
    Хотя, согласно представленной ИП Разумова И.В. письмом от 25.04.2012 № 2601 информации, Отчет № 02-01-12 по определению рыночной стоимости нежилого помещения был составлен еще 06.02.2012. Кроме того, отчет прошел экспертизу - заключение по экспертизе от 21.02.2012 № 13 выполнено экспертом Общественной организации «Чувашское республиканское отделение Общероссийской Общественной Организации «Российской общество оценщиков» (ЧРО РОО). Вывод эксперта ЧРО РОО: отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Отчет содержит обоснованные расчетные показатели, не допускает неоднозначных и двусмысленных толкований результатов оценки. Структура отчета логична и понятна.
    Таким образом, к 15.02.2012 отчет уже был составлен, а до 22.02.2012 отчет проходил экспертизу.
    При таких обстоятельствах Комитет согласно пункту 5.7 Мунципального контракта имел право расторгнуть контракт с ИП Разумовой И.В. в одностороннем порядке в связи с неисполнением его в установленные сроки (превышение сроков на четыре с лишним месяца).
    Отчет был представлен ИП Разумовой И.В. в Комитет в начале марта (точной даты нет).
    После его получения на основании протокола от 13.03.2012 № 2 заседания постоянно действующей комиссии по приватизации объектов муниципальной собственности г.Чебоксары Отчет от 06.02.2012 № 02-01-12, выполненный ИП Разумовой И.В. и прошедший экспертизу в ЧРО РОО, направлен в Общероссийскую Общественную Организацию «Российское общество оценщиков» г.Москва (далее – ООО РОО) на проведение полевой экспертизы.
    С ООО РОО Горкомимуществом заключен Договор № 245/2012 на проведение экспертизы отчета от 19.12.2012.
    По информации, представленной ООО РОО в Чувашское УФАС России письмом от 17.05.2012 № 2746/312-Э, по итогам проведения экспертизы отчета выдано экспертное заключение о соответствии отчета № 02-01-12 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и обоснованности выводов, сделанных оценщиком при определении и рыночной стоимости объекта оценки. Экспертное заключение за № 245/2012 от 02.05.2012 направлен в адрес Комитета.
    По пояснениям представителя Комитета, отчет и экспертиза на момент рассмотрения дела еще не поступили в Комитет.
    При этом, необходимо обратить внимание на то, что направление отчета на экспертизу в ООО РОО является правом Комитета, а не обязанностью. Не исполняя в установленные сроки требования действующего законодательства, Комитет, тем не менее, необоснованно принял решение о направлении отчета на полевую экспертизу, затягивая принятие решения об условиях приватизации нежилого помещения и чиня необоснованное препятствие хозяйственной деятельности ООО «Елочка-сервис». Кроме того, Комитет на проведение повторной экспертизы, потратил дополнительно 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей бюджетных средств.
    Таким образом, с момента обращения заявителя в Комитет на данный момент прошло более восьми месяцев, но решение по реализации преимущественного права на приобретение заявителем нежилого помещения в порядке соблюдения статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ органом местного самоуправления еще не принято.
    Следовательно, Комитетом не выполняются требования действующего законодательства – не выдерживаются сроки реализации преимущественного права заявителя на приобретение арендуемого муниципального имущества, что является необоснованным препятствованием хозяйственной деятельности ООО «Елочка-сервис».
    Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Комитета имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в продолжительном бездействии при реализации заявителем преимущественного права приобретения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
    До обращения в антимонопольный орган, 03.02.2012 ООО «Елочка-сервис» обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики о признании бездействия администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом незаконными. 13.04.2012 ООО «Елочка сервис» представило в суд дополнительные обоснования заявленных требований.
    Заявитель оспаривал в арбитражном суде те же доводы - о признании незаконными бездействия администрации города Чебоксары Чувашской Республики и Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом и обязании принять решение об условиях приватизации нежилого помещения, направив проект договора купли-продажи указанного помещения.
    Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 13.04.2012 по делу № А79-2698/2012 отказал в удовлетворении заявления ООО «Елочка-сервис».
    Решение Арбитражного суда Чувашской Республики в арбитражном суде апелляционной инстанции в установленные сроки не обжаловано, вступило в законную силу.
    Согласно пункту 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело № 26/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта подлежит прекращению.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
    Дело № 26/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары, в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, производством прекратить.
    Председатель Комиссии
    В.В.Котеев
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    Н.Д.Иванов

    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.