Чувашская Республика
Решение от 28 декабря 2010 года № 79-АМЗ-2010

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
28 декабря 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2010 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа;
    Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа,
    при участии в деле:
    от ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Роспотребнадзор ЧР):
    - К.;
    от ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвитие Чувашии):
    - Р.;
    от ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики:
    - Я.;
    в отсутствие, извещенного надлежащим образом, заявителя - ООО "С.",
    рассмотрев дело N 79-АМЗ-2010 по признакам нарушения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, администрацией города Чебоксары, Роспотребнадзора ЧР статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО "С." на действия Минэкономразвития Чувашии, которые, по мнению заявителя, являются дискриминационными и ограничивают конкуренцию в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
    В заявлении указано, что 19 марта 2010 года в адрес ЗАО "Центральный" Минэкономразвития Чувашии направило письмо N 9/11-1263 с требованием принять ряд мер в отношении ООО "С." в связи с тем, что 28 декабря 2009 года в Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции" было внесено дополнение - к местам массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, были отнесены розничные рынки. Минэкономразвития Чувашии считает, что ЗАО "Торговый комплекс "Центральный" является розничным рынком, поэтому сообщило в этом же письме о приостановлении действия лицензии ООО "С." по причине поступающей в Министерство информации о реализации ООО "С." алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
    В заседании комиссии представитель ООО "С." сообщила, что под понятие розничный рынок можно отнести все имущественные торговые комплексы в г. Чебоксары. Однако в тех комплексах, которые не получили статус розничного рынка, продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% готовой продукции, разрешается.
    Данные условия создают для одних торговых комплексов преимущества, для других дискриминационные условия деятельности на рынке реализации алкогольной продукции.
    По мнению заявителя у Минэкономразвития Чувашии выборочный подход к различным хозяйствующим субъектам, осуществляющих свою деятельность на рынке реализации алкогольной продукции.
    Представитель ООО "С." заявила, что ЗАО "Центральный" не обращался в администрацию г. Чебоксары за разрешением об установлении статуса розничного рынка и таковым не является. В связи с этим, хозяйствующие субъекты обратившиеся в администрацию г. Чебоксары и получившие разрешение на право организации розничного рынка, находятся в дискриминационных условиях деятельности по сравнению с теми розничными рынками, которые разрешение на право организации розничного рынка не получали.
    Представитель Минэкономразвития Чувашии пояснил, что согласно требований Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и в местах нахождения источников повышенной опасности и прилегающих к ним территориях, а также ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
    Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке установленном постановлением Кабинетов Министров Чувашской республики от 01.04.2002 N 85 "О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции". Решение об отнесении розничных рынков к местам массового скопления граждан принято с учетом правоприменительной практики.
    Кроме того, определение мест массового скопления граждан не влечет за собой установления ограничений, которые могут вводиться только федеральным законодательством, поскольку перечень таких мест, установленный федеральным законодательством, не является исчерпывающим. При этом право включать в этот перечень иные объекты предоставлено субъектам Российской Федерации.
    По поводу создания дискриминационных условий, высказанных представителем ООО "С." представитель Минэкономразвития Чувашии заявил, что все действия Министерства осуществлялись в соответствии с действующим законодательством. При этом ЗАО "Центральный" является розничным рынком и имеет соответствующее разрешение.
    В соответствии со статьей 3 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 N 7 "О розничных рынках" рынок может быть организован на основании разрешения, выданного администрацией муниципального района, городского округа юридическому лицу, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой в соответствии с планом, предполагается организация рынка.
    Минэкономразвития Чувашии ведет только реестр рынков, а право выдачи разрешения на организации розничного рынка принадлежит органам местного самоуправления.
    В заседании Комиссии представитель Минэкономразвития Чувашии сообщил, что хозяйствующие субъекты, которые не являются управляющими компаниями и не имеют разрешение на право организации рынка, но осуществляющие свою деятельность в режиме розничных рынков и подпадают под требования законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики о розничных рынках, являются нарушителями по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Государственный контроль (надзор) за данным видом правонарушений возложен на Роспотребнадзор Чувашии.
    Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека от 08.05.2007 N 0100/4714-07-32 "О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием Федерального закона "О розничных рынках и о внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" вступившего в силу с 11.04.2007, "организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу". Поэтому, по мнению представителя Минэкономразвития Чувашии необходимо затребовать информацию о мероприятиях, проводимых данным государственным органом в отношении хозяйствующих субъектов, которые не осуществили выполнение требований законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики о розничных рынках, тем самым получили преимущество на рынке реализации алкогольной продукции, по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые выполнили требования Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 N 7 "О розничных рынках", постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 N 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики и от 16.11.2007 N 292 "Об основных требований к розничным рынкам в Чувашской Республике".
    В заседании Комиссии представитель администрации г. Чебоксары пояснила, что в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у администрации нет полномочий для осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
    Данные полномочия имеются только у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а надзорные функции у Роспотребнадзора ЧР.
    Администрация только принимает заявления и необходимые документы для исполнения требований Закона о розничных рынках и сообщает Министерству экономического развития, торговли и промышленности Чувашской Республики о внесении в реестр розничных рынков организаций, предоставивших документы в орган местного самоуправления.
    В заседании Комиссии представитель Минэкономразвития Чувашии сообщил, что на определение Комиссии Чувашского УФАС России от 16.09.2010 Роспотребнадзор по ЧР отреагировал тем, что вынес Решение Коллегии от 28.09.2010 N 20-10 "Создание условий на предприятиях торговли республики для наиболее полного удовлетворения спроса населения Чувашской Республики на безопасное и качественное продовольственное сырье, пищевые продукты". В данном Решении Коллегии имеется информация, касающаяся вопросов, являющихся предметов рассмотрения данного дела.
    Представитель ООО "С." считает, что у органа местного самоуправления в силу части 2 статьи 23 Закона о розничных рынках имеются полномочия по должному осуществлению контроля организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, и не включенных в реестр розничных рынков Чувашской Республики.
    Представитель Роспотребнадзора ЧР считает, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в так называемом "режиме розничных рынков" предоставляют в аренду торговые площади юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Продажа товаров в вышеуказанных типах торговых комплексах осуществляется по фиксированным ценам, а не на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи цен, в связи с чем, они не попадают под требование Закона о розничных рынках.
    В заседании Комиссии представитель Минэкономразвития Чувашии сообщил, что затрагиваемые в данном разбирательстве отношения действующим законодательством недостаточно отрегулированы. Кроме того, добавил, что не все регионы Российской Федерации приняли соответствующие нормативные акты и фактически не выполнили те положения переходного периода, указанные в Законе о розничных рынках.
    По мнению Минэкономразвития Чувашии, если хозяйствующий субъект попадает под понятие "розничный рынок" то он должен соблюдать данные требования Закона о розничных рынках. Однако Минэкономразвития Чувашии не может обязать Роспотребнадзор ЧР или Прокуратуру Чувашской Республики осуществить контрольные надзорные функции.
    Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, приходит к следующему.
    В Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции" 28 декабря 2009 года было внесено дополнение - к местам массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, были отнесены розничные рынки.
    В силу вступившего нормативного акта Минэкономразвития Чувашии, как уполномоченный орган направило письмо N 9/11-1263 с требованием принять ряд мер в отношении ООО "С.", осуществляющего продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции на территории розничного рынка ЗАО "Торговый комплекс "Центральный".
    Не согласившись с данным решением ООО "С." обратился с заявлением в Чувашское УФАС России о создании дискриминационных условий деятельности Общества и ограничивающую конкуренцию в сфере розничной продажи алкогольной продукции, т.к. в других имущественных комплексах, которые не подали в соответствии с требованиями Закона о розничных рынках заявку в орган местного самоуправления на получение права организации розничного рынка на территории муниципального образования, но соответствующие требованиям Закона о розничных рынках иные хозяйствующие субъекты в сфере реализации алкогольной продукции, продолжают реализовывать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о розничных рынках розничным рынком является имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о розничных рынках управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о розничных рынках лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).
    В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о розничных рынках продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о розничных рынках розничный рынок (далее - рынок) организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
    В целях исполнения требований Закона о розничных рынках на территории Чувашской Республики действует Закон Чувашской Республики от 29.03.2007 N 7 "О розничных рынках", который регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков в Чувашской Республике, и не распространяется на виды деятельности по продаже энергетических ресурсов на рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вне пределов рынков и имеющих временный характер.
    В соответствии со статьей 3 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 N 7 "О розничных рынках", рынок может быть организован на основании разрешения, выданного администрацией муниципального района, городского округа юридическому лицу, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой в соответствии с планом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, предполагается организация рынка.
    Формы разрешения на право организации рынка и уведомления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    На территории Чувашской Республики действует Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 мая 2007 г. N 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики"
    В соответствии с Федеральном законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики от 29.03.2007 N 7 "О розничных рынках" Кабинет Министров Чувашской Республики издал Постановление от 16 ноября 2007 года N 292 "Об основных требованиях к розничным рынкам в Чувашской Республике" в котором:
    - утверждены основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Чувашской Республики, реконструкции и модернизации расположенных на рынках зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений;
    - изложен План организации розничных рынков на территории Чувашской Республики, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 мая 2007 г. N 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики", в новой редакции;
    - контроль за выполнением настоящего постановления возложен на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
    В пункте 4 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года N 292 "Об основных требованиях к розничным рынкам в Чувашской Республике" определено, что установленные требования вступают в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2010 г. - для универсальных и специализированных рынков, с 1 января 2012 г. - для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.
    Следовательно, на территории субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики действуют нормативные акты в части организации розничных рынков, принятые в соответствии с Законом о розничных рынках.
    В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о розничных рынках установлены переходные положения, которые устанавливают, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года.
    В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
    В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности) органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о розничных рынках рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года N 148 утверждены Правила выдачи разрешения на право организации розничного рынка.
    В Письме Роспотребнадзора от 08.05.2007 N 0100/4714-07-32 установлено, что в соответствии со статьей 4 Закона о розничных рынках рынок организуется согласно плану, утвержденному органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования, а также с учетом потребностей в рынках того или иного типа.
    Рынок может быть организован юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального образования, при этом, в соответствии со статьей 7 Закона о розничных рынках, в предоставлении разрешения заявителю может быть отказано при отсутствии права на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок, при несоответствии места расположения этих объектов и типа рынка утвержденному плану, а также в случае подачи документов, содержащих недостоверные сведения либо поданных с нарушением установленных требований.
    Юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией.
    Таким образом, на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка Законом о розничных рынках не предусмотрено получения согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
    Однако необходимо иметь в виду, что вопросы соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, строительстве и эксплуатации объектов, в том числе розничных рынков, регламентируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с которым (статья 11) "Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц".
    Статьей 12 данного Закона о розничных рынках установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
    В случае выявления нарушения санитарного законодательства должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должны приниматься в установленном законом порядке меры.
    Учитывая изложенное, на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо, руководствуясь статьями 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ:
    - проанализировать материалы, полученные в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за розничными рынками, с учетом их возможного негативного влияния на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории, дать предписания об устранении выявленных нарушений или в случае невозможности устранения принять в установленном законом порядке меры по приостановлению их эксплуатации;
    - внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на розничных рынках с указанием мер, которые необходимо принять для обеспечения выполнения требований санитарного законодательства при организации их работы, либо о прекращении эксплуатации.
    В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ управляющая рынком компания должна осуществлять его своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров. Кроме того, в соответствии со статьей 15 торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля, в том числе, и органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
    При согласовании схем размещения торговых мест, разработанных управляющими компаниями, следует обращать внимание на выполнение требований санитарного законодательства в части обеспечения гигиенических требований, предъявляемых к санитарно-защитной зоне, содержанию функционального зонирования территорий, к привязке систем коммуникаций, условиям приема, хранения и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также условиям труда работающего персонала.
    Одновременно необходимо иметь в виду, что планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, проводимая управляющей кампанией в соответствии со статьей 11 того же Закона, должна обеспечить при работе рынка выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 13).
    Таким образом, из системного анализа норм действующего законодательства следует, что государственный контроль (надзор) за исполнением вышеуказанных требований возложен на Роспотребнадзор, который в случае выявления нарушений правил организации деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказанию услуг) на розничных рынках уполномочен составлять протокол об административных правонарушениях по части 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Кроме того, на Роспотребнадзор возложена обязанность по осуществлению государственного контроля за отсутствием разрешения на право организации розничного рынка, предусмотренного статьей 5 Закона о розничных рынках и составления протокола об административных правонарушений по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).
    Порядок принятия решения о предоставлении разрешения или отказа в предоставлении разрешения установлены соответственно статьями 6 и 7 Закона о розничных рынках.
    В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о розничных рынках информация о выданных органом местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведения предоставляются в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании полученной информации орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке формирует и ведет реестр рынков. В Чувашской Республике уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению реестра является Минэкономразвития Чувашии.
    Таким образом, установлено, что орган местного самоуправления, действуя в рамках предоставленных полномочий, выдает разрешение на право организации розничного рынка на территории муниципального образования в соответствии с требованиями Закона о розничных рынках и направляет соответствующую информацию в Минэкономразвития для включения розничного рынка в перечень.
    Кроме того, орган местного самоуправления осуществляет муниципальный контроль за деятельностью торговли в пределах предоставленных Законом о местном самоуправлении полномочий.
    Следует отметить, что на территории муниципального образования действует также такая форма торговли как ярмарочная торговля.
    В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о торговой деятельностью ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
    В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о торговой деятельности требования к организации продажи товаров на ярмарках (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
    На территории Чувашской Республики действует Закон Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", в статье 8 которого, установлены аналогичные требования к ярмаркам, установленные частями 1 и 6 статьи 11 Закона о торговой деятельности.
    Таким образом, организация розничных рынков регулируется Законом о розничных рынках, а организация ярмарок - Законом о торговой деятельности, государственный (надзор) контроль в области организации деятельности на розничных рынках и ярмарках осуществляет Роспотребнадзор.
    В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами являются дискриминационными.
    Материалы дела подтверждают, что на территории муниципального образования продолжают действовать имущественные комплекс (ООО "Кост" ТК Хевешский, ООО "Торговая компания "Северная" и т.д.), соответствующие требованиям Закона о розничных рынках, однако не обратившиеся в органы местного самоуправления для организации в соответствии с положениями Закона о розничных рынках за получением разрешения на организацию розничного рынка.
    Данное обстоятельство позволяет вышеуказанным хозяйствующим субъектам, осуществлять свою деятельность в преимущественных условиях. Как установлено Комиссией, при запрете реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции данный запрет по реализации этой продукции на эти организации не распространяются, тем самым созданы дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, исполнивших требования переходного периода и зарегистрированных в реестре розничных рынков Чувашской Республики.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Роспотребнадзор ЧР и орган местного самоуправления муниципального образования города Чебоксары не осуществили возложенные на них полномочия по приведению в соответствие с требованиями статьи 24 Закона о розничных рынках деятельность хозяйствующих субъектов на территории города Чебоксары, что повлекло за собой создание дискриминационных условий для части хозяйствующих субъектов, исполнивших требования действующего законодательства.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Такими образом бездействие администрации г. Чебоксары и Роспотребнадзора по ЧР на протяжении более 3-х лет привело к ограничению конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции.
    В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о государственном регулировании этилового спирта) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
    Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
    В соответствии с частью 3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года N 292 "Об основных требованиях к розничным рынкам в Чувашской Республике" контроль за выполнением настоящего Постановления возложено на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Данным Постановлением установлены основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Чувашской Республики, реконструкции и модернизации расположенных на рынках зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений и утвержден План организации розничных рынков на территории Чувашской Республики.
    Таким образом, Минэкономразвития Чувашии обладает полномочиями контроля над исполнением организациями, осуществляющих свою деятельность в сфере реализации алкогольной продукции, требований к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Чувашской Республики, реконструкции и модернизации расположенных на рынках зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений.
    В соответствии со статьей 6 Закона о государственном регулировании этилового спирта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится:
    - определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
    - введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;
    - осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
    - внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
    В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 29.12.2005 N 69 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики" порядок лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Чувашской Республики от 29.12.2005 N 69 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики" государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляется контролирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с Законом о государственном регулировании этилового спирта, Законом Чувашской Республики "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции в Чувашской Республике", в целях упорядочения розничной продажи алкогольной продукции и усиления государственного контроля за соблюдением норм федерального законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на территории Чувашской Республики Кабинетом Министров Чувашской Республики издано Постановление от 29.12.2005 N 330 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики", в котором определено, что уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции, является Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
    Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2005 N 330 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики" (далее - Постановление N 330) утвержден Порядок лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
    Таким образом, Комиссия установила, что Минэкономразвития Чувашии является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции и осуществляет контроль над исполнением организациями, осуществляющих свою деятельность в сфере реализации алкогольной продукции, требований к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Чувашской Республики, реконструкции и модернизации расположенных на рынках зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений.
    По информации представленной Роспотребнадзором ЧР и Минэкономразвития Чувашии Торговый комплекс "Хевешский" ООО "Кост" в реестр розничных рынков Чувашской Республики не включен, однако фактически при осуществлении выездной проверки Чувашского УФАС России на данном рынке выявлена реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции, и данный имущественный комплекс соответствует требованиям, предъявляемым к розничным рынкам.
    Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции выдало Минэкономразвития Чувашии в нарушение требований действующего законодательства, т.к. рынок "Хевешский" фактически действует в режиме розничного рынка и не приняло мер по осуществлению необходимых мероприятий к получению статуса торгового комплекса, торгового центра или иного типа предприятия розничной торговли, которые в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к розничным рынкам.
    Однако, при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Минэкономразвития Чувашии, обладая информацией о перечне розничных рынков на территории Чувашской Республики, требований Закона о розничных рынках, в последующим требований Закона о торговой деятельности, обладая при этом необходимыми полномочиями, не предпринимала никаких действий по обеспечению исполнения законных требований вышеназванных нормативных актов и осуществляла действия по выдаче, по сути незаконных лицензий на розничную торговлю алкогольной продукции на территории имущественных комплексов, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые фактически являлись розничными рынками, но не осуществили необходимые Законом о розничных рынках требований, т.е. до 01.08.2007 не обратились в орган местного самоуправления для получения разрешения на организацию розничного рынка.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Минэкономразвития Чувашии по выдаче лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, без надлежащего контроля над тем, где будет реализовываться алкогольная продукция и соответствует ли требованиям законодательства данная деятельность, привела к созданию дискриминационных условий реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, исполнивших требования Закона о розничных рынках и соответственно требования законодательства Чувашской Республики для розничных рынков, при этом создавались преимущественные условия реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, которые не находились в правовом поле регулирования реализации алкогольной продукции на территории города Чебоксары, что является нарушением части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.
    В силу статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других неприспособленных для продажи данной продукции местах.
    В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в совокупности с положениями статей 3, 5, 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в осуществлении полномочий по государственному регулированию оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
    Анализируя данные нормативные акты, Комиссия пришла к выводу, что перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, установленный статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", не является исчерпывающим.
    Таким образом, действия Минэкономразвития Чувашии в отношении ООО "С." правомерны и требования Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции" с внесенными изменениями, касающимися отнесения к местам массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции розничных рынков, установлены в пределах предоставленных Кабинету Министров Чувашской Республики полномочий.
    Определение мест массового скопления граждан не влечет за собой установление ограничений, которые могут вводиться только федеральным законодательством, поскольку перечень таких мест, установленным федеральным законодательством, не является исчерпывающим.
    С учетом предоставленных прав, а также местных условий субъект Российской Федерации вправе установить места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
    С учетом изложенного, Комиссия приходит к следующим выводам:
    1.Действия Минэкономразвития Чувашии, по приведению в соответствие с действующим законодательством деятельности ООО "С." на рынке реализации алкогольной продукции на рынке ЗАО "ТК "Центральный", правомерны;
    2.Бездействие администрации города Чебоксары и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии по не осуществлению возложенных законодательством полномочий на данные органы по приведению в соответствие с требованиями Закона о розничных рынках деятельности хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность вне правового регулирования, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    3.Действия Минэкономразвития Чувашии, выраженные в выдаче лицензий на право осуществления розничной торговли алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, не исполнившим требования статьи 24 Закона о розничных рынках и осуществляемых реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции вне правового регулирования на территории города Чебоксары, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В связи с необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством деятельности хозяйствующих субъектов, оказавшихся вне правового регулирования, Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    1.Признать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.ЮЩЕНКО