Чувашская Республика
Решение от 18 апреля 2011 года № 24-АМЗ-2011

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
18 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 07 апреля 2011 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной
    антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа;
    Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказа,
    при участии в деле:
    ответчика, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики:
    - А. (по доверенности);
    - Ф. (по доверенности), при отсутствии заявителя ООО "Ю.", заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, рассмотрев дело N 24-АМЗ-2011 в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России из Татарстанского УФАС России поступило обращение ООО "Ю." <...> о незаконных, по мнению заявителя, действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии) по отказу в проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики.
    В ходе проведенной Чувашским УФАС России проверки установлено следующее.
    В августе 2010 года ООО "Ю." обратилось в Минприроды Чувашии с заявками от 09.08.2010 N N 253, 254, 255 о предоставлении для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка трех участков, расположенных в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики.
    Письмом от 03.11.2010 N 6.2/01/05-4626 Минприроды Чувашии отказало ООО "Ю." в проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики в связи с их нецелесообразностью.
    В заседании Комиссии представитель Минприроды Чувашии сообщил, что при осуществлении полномочий в сфере недропользования Минприроды Чувашии руководствуется статьями 4, 10.1, 13.1, 17, 23, 35, 36, 36.1 Закона Российской Федерации от 21.09.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Законом Чувашской Республики "О природопользовании в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.07.2009 N 192 (далее - Постановление N 192) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
    Постановлением N 192 утвержден порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения (далее - Порядок).
    В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах и пункта 3.1 Порядка, принятие решения о проведении аукционов или конкурсов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов и конкурсов относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения осуществляется уполномоченным органом, т.е. Минприроды Чувашии.
    В соответствии с подпунктом 3.2.2 пункта 3.2 Порядка перечень объектов лицензирования на планируемый год утверждается приказом уполномоченного органа - Минприроды Чувашии. ООО "Ю." в Минприроды Чувашии с заявкой о проведении аукциона на право пользования недрами в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики не обращалось.
    Минприроды Чувашии письмом от 03.11.2010 N 6.2/01/05/-4626 сообщило ООО "Ю.", что на территории Чувашской Республики разведаны и числятся на балансе 12 месторождений строительных песков с суммарными запасами более 80 млн. куб. м. Обеспеченность запасами строительного песка составляет более 80 лет, и в целях рационального использования природных ресурсов и охраны недр, а также сохранения биологических и рыбных ресурсов реки Волга проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории реки Волга на территории Чувашской Республики, Минприроды Чувашии считает нецелесообразным.
    В заседании Комиссии представитель Минприроды Чувашии добавил, что полномочия о включении новых участков с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории реки Волга на территории Чувашской Республики переданы федеральным законодательством субъекту Российской Федерации, поэтому Минприроды Чувашии вправе отказать в геологическом изучении, разведке и добыче строительных песков в акватории реки Волга на территории Чувашской Республики.
    На вопрос Комиссии о том, были ли Минприроды Чувашии проведены мероприятия по рациональному использованию и охране недр, в соответствии требованиями статьи 23 Закона о недрах, представитель Минприроды Чувашии пояснил, что на территории Чувашской Республики достаточно разведанных и изученных участок для добычи песка на 100 лет вперед, и необходимость в изучении новых у Минприроды Чувашии отсутствует и, следовательно, проведение подобных мероприятий нецелесообразно. Также, сообщил, что какие-либо мероприятия по установлению возможного воздействия, на биологические и рыбные ресурсы реки Волга, на запрашиваемых ООО "Ю." участках реки Волга Минприроды Чувашии не проводились, соответствующие заключения у Рыбохотнадзора Чувашии не запрашивались.
    Представитель Минприроды Чувашии считает, что письма ООО "Ю." заявками не являются и поэтому данные земельные участки не включены в перечень объектов лицензирования на 2010 и 2011 годы. Кроме того, сообщил, что в бюджетной смете Минприроды Чувашии в настоящий момент денежные средства на проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории реки Волка на территории Чувашской Республики отсутствуют.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчика, приходит к следующему.
    ООО "Ю." (<...>) письмами от 09.08.2010 N 253, 254, 255 обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с просьбой предоставить для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка участки недр, расположенных преимущественно по правой кромке судового хода реки Волга согласно координат, обозначенных в приложениях к вышеуказанным письмам.
    Письмом от 03.11.2010 N 6.2/01/05-4626 Минприроды Чувашии отказало ООО "Ю." в проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории реки Волга на территории Чувашской Республики в связи с нецелесообразностью. При этом указало, что в акватории реки Волга на территориях Козловского, Марпосадского, Чебоксарского и Моргаушского районов Чувашской Республики разведаны и числятся на балансе 12 месторождений строительных песков с суммарными запасами более 80 млн. куб. м., что при средней потребности в строительном песке обеспеченность составляет более 80 лет. Добычу строительного песка в акватории реки Волга в 2009 - 2010 гг. вели 4 недропользователя. Поэтому, в целях рационального использования природных ресурсов и охраны недр, а также сохранения биологических и рыбных ресурсов в бассейне реки Волга Минприроды Чувашии считает нецелесообразным дальнейшее проведение конкурсов или аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории реки Волга на территории Чувашской Республики.
    В соответствии со статей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
    - разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
    - установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
    - участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
    - государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и другие.
    При осуществлении полномочий в сфере недропользования Минприроды Чувашии руководствуется статьями 4, 10.1, 13.1, 17, 23, 35, 36, 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", Законом Чувашской Республики "О природопользовании в Чувашской Республике", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 г. N 192 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
    Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июня 2009 г. N 192 утвержден порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения (далее - Порядок).
    Согласно статье 13.1 Закона о недрах и пункту 3.1 Порядка принятие решений о проведении аукционов либо конкурсов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов и конкурсов осуществляется уполномоченным органом - Минприроды Чувашии.
    На аукционной основе предоставляются лицензии на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых является размер разового платежа за право пользования участком недр.
    На конкурсной основе предоставляются лицензии на право пользования участками недр для целей геологического изучения недр, разведки и добычи (совмещенная лицензия) общераспространенных полезных ископаемых на условиях предпринимательского риска. Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды.
    В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка для проведения аукциона уполномоченный орган ежегодно составляет перечень (с учетом заявок, поступивших от потенциальных недропользователей) объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых, согласовывает его с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, иными заинтересованными организациями.
    В соответствии с пунктом 3.2.2 Порядка перечень объектов лицензирования на планируемый год утверждается приказом уполномоченного органа.
    Перечень объектов для лицензирования включает в себя:
    наименование объекта;
    данные об оценке запасов, наименование органа, осуществившего их оценку (утверждение), и дату утверждения;
    предполагаемый срок проведения аукциона.
    Пунктом 3.2 Порядка установлен порядок проведения аукциона (конкурса) на право пользования участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и необходимые условия рассмотрения заявок участников.
    В соответствии со статей 14 Закона о недрах и пункта 3.2.4 Порядка отказ в приеме заявки на участие в аукционе (конкурсе) на право пользования участком недр может последовать в следующих случаях:
    заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
    заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
    заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
    если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
    В соответствии с пунктом 3.4.1 Порядка без проведения аукциона (конкурса) лицензии предоставляются:
    на право выполнения работ по геологическому изучению недр общераспространенных полезных ископаемых по государственному заказу (претендентом, получившим в установленном порядке государственный заказ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
    на право пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
    на право краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено.
    Однако, как установлено Комиссией, Минприроды Чувашии не включило в перечень объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых в Чувашской Республики участки недр, заявленные ООО "Ю." тем самым лишило данный хозяйствующий субъект возможности принять участие в аукционах (конкурсов), и не рассмотрев в соответствии с пунктом 3.4.1 Порядка, указало ООО "Ю." на нецелесообразность дальнейшее проведение аукционов (конкурсов) в целях рационального использования природных ресурсов и охраны недр, а также сохранение биологических и рыбных ресурсов в бассейне реки Волга.
    В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
    1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
    2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
    3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
    6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
    7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
    8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
    9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
    11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
    Представителями Минприроды Чувашии в заседании Комиссии указано, что мероприятия по рациональному использованию и охране недр на территории Чувашской Республики Минприроды Чувашии не проводились, оценку запасов и возможное влияние на биологические и рыбные ресурсы реки Волга по запрашиваемым участкам недр не изучалось.
    В соответствии со статьей 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
    ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
    уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных статьей 11 настоящего Закона лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
    замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами;
    дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
    дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
    Федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
    В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
    В своем ответе от 09.02.2011 N 5/14-551 Минприроды Чувашии сообщило Чувашскому УФАС России, что федеральным органом управления государственным фондом предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставленных в пользование на территории Чувашской Республики, не установлены.
    Кроме того, Комиссией установлено, что в Постановлении N 192 отсутствуют положения, предусматривающие рассмотрение заявлений (заявок) хозяйствующих субъектов, в случае обращения последних с предоставлением участка недр, не в соответствии с пунктом 3.4.1 Порядка.
    Установленный Комиссией правовой пробел в законодательстве субъекта Российской Федерации в нарушении статьи 23 Закона о недрах позволяет Минприроды Чувашии без достаточных законных оснований отказывать заявителям в предоставлении участков недр на территории Чувашской Республики.
    Таким образом, Комиссия установила, что мероприятия, установленные статьей 23 Закона о недрах по рациональному использованию и охране недр на территории Чувашской Республики Минприроды Чувашии не проводило, оценку запасов и возможное влияние на биологические и рыбные ресурсы реки Волга по запрашиваемым участкам недр не изучалось.
    В ходе заседания представители Минприроды Чувашии пояснили, что заявки ООО "Ю." от 09.08.2010 N 253, 254, 255 в соответствии с требованиями Закона о недрах и пункта 3.2.1 Порядка не рассматривались и, по мнению Минприроды Чувашии, заявками не являются, и поэтому, участки недр, указанные ООО "Ю." в перечень объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых в Чувашской Республики на 2010 и 2011 годы не включались.
    Комиссия считает, что бездействие Минприроды Чувашии по не рассмотрению заявок ООО "Ю." в соответствии с требованиями Закона о недрах и не включение в перечень объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых на территории Чувашской Республики лишило возможности хозяйствующему субъекту участвовать в аукционе (конкурсе) на право пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых в Чувашской Республике.
    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещено осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что не проведя соответствующие мероприятия во исполнение требований статьи 23 Закона о недрах по обеспечению полноты геологического изучения рационального комплексного использования и охраны недр, опережающего геологическое изучение недр, проведения государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, в том числе влияния на возможное воздействие на биологические и рыбные ресурсы реки Волга, в нарушение пункта 3.2.1 Порядка, Минприроды Чувашии необоснованно отказало ООО "Ю." во включении в перечень объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых на территории Чувашской Республики, запрашиваемых ООО "Ю." участков, и как следствие, непроведение аукционов (конкурсов) на право пользования этими участками лишило ООО "Ю." возможности участия в аукционах (конкурсах) и препятствовало в осуществлении предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    С целью прекращения нарушений антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    1.Признать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
    3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному составлять протокол об административных правонарушениях.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    А.В.ЮЩЕНКО
    Н.А.ДАВЫДОВА