Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
14 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Котеева В.В. - зам. руководителя управления (председатель Комиссии);
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
в присутствии ответчика – ООО «Строитель»:
Володина Н.Я. - действующий по доверенности от 12.12.2012 №14
рассмотрев материалы дела №213-АМЗ-2011 по признакам нарушения администрацией г. Шумерля статей 15,17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) и администрацией г. Шумерля и ООО «Строитель» статьи 16 Закона о защите конкуренции,
В Чувашское УФАС России поступило заявления ООО «ЖКУ» о наличии нарушений антимонопольного законодательства в действиях администрации г. Шумерля при заключении договора безвозмездного пользования имущества муниципальной собственности г. Шумерля от 01.05.2010.
Согласно договору безвозмездного пользования от 01.05.2010 администрация г. Шумерля передает ООО «Строитель» в безвозмездное пользование имущество муниципальной собственности г.Шумерля, остаточной стоимостью 3 496 346 рублей.
Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора устанавливается с 01 мая 2010 года и действует до проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на имущество в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Письмом от 30.09.2011 №3793 администрация г. Шумерля сообщила, что на момент заключения договора безвозмездного пользования от 01.05.2010 право собственности города Шумерля на имущество находилось в стадии оформления, а трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения необходимо было готовить к отопительному сезону. Проведение конкурса находится в стадии подготовки.
На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель заявителя пояснила, что в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Исключение из данного общего правила содержатся в пункте 8 части 1 статьи 17.1, которая предусматривает возможность заключения договора без торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115) под «тепловой сетью» понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
Аналогичное определение «тепловой сети» содержится в федеральном законе от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», который определяет ее как – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Таким образом, по мнению заявителя, договор о безвозмездном пользовании муниципальной тепловой сети может быть заключен с ООО «Строитель» исключительно после проведения конкурса или аукциона.
На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель ответчика пояснил, что договор безвозмездного пользования от 01.05.2010 расторгнут. Трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения переданы МУП «Теплоэнерго» в хозяйственное ведение. Кроме того, часть сети, находящаяся в собственности у ООО «Строитель» являются неразрывно связанной с сетями находящимися в собственности у администрации г. Шумерля, в силу чего проведение открытого конкурса или аукциона не требуется в силу пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему. 1.В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
С учетом статей 2 и 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ), право собственности возникает с момента государственной регистрации такого права.
01 мая 2010 года администрация г. Шумерля и ООО «Строитель» заключили договор безвозмездного пользования, согласно которому администрация передает, а общество принимает в безвозмездное пользование имущество муниципальной собственности г. Шумерля, остаточной стоимостью 3 496 346 рублей по состоянию на 15.10.2007 в целях использования в соответствии с уставной деятельностью.
Согласно приложению к акту приема-передачи от 01.05.2010 по договору безвозмездного пользования передается трубопровод прямой и обратной подачи горячей воды и трубопровод теплоснабжения.
Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора устанавливается с 01 мая 2010 года и действует до проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на имущество в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Администрация г. Шумерля письмом от 30.09.2011 №3793 сообщила, что на момент заключения договора безвозмездного пользования от 01.05.2010 муниципальным имуществом г. Шумерля право собственности г. Шумерля на имущество находилось в стадии оформления.
Постановлением администрации г. Шумерля №800 от 16.11.2007 трубопроводы теплоснабжения и трубопроводы горячего водоснабжения жилого поселка приняты безвозмездно в муниципальную собственность г. Шумерля.
Согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права за муниципальным образованием г. Шумерля Чувашской Республики право собственности на трубопроводы теплоснабжения жилого поселка и трубопроводы горячего водоснабжения жилого поселка зарегистрировано 25 октября 2010 года.
Следовательно, реализовать право владения, пользования и распоряжения трубопроводами теплоснабжения и горячего водоснабжения администрация г. Шумерля как собственник могла только с 25 октября 2010 года.
Таким образом, администрация г. Шумерля, не имея законных прав на муниципальное имущество, а именно на трубопроводы теплоснабжения жилого поселка и трубопроводы горячего водоснабжения жилого поселка, распорядилось данным имуществом.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции регламентирует порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества может быть осуществлено без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
12.04.2010 ООО «Шумерлинский завод специальных автомобилей» (далее – ООО «ШЗСА») заключил договор №22 купли- продажи недвижимости с ООО «Строитель», согласно которому ООО «ШЗСА» передает, а ООО «Строитель» принимает недвижимое имущество: здание производственно отопительной котельной с расширением в осях «7-9» производственного назначения.
01.02.2010 подписан передаточный акт к договору купли-продажи, согласно которому ООО «ШЗСА» передает, а ООО «Строитель» принимает недвижимое имущество в комплекте с оборудованием согласно приложению №1.
Приложением №1 установлено что в перечень основных средств по котельной входит внутриплощадочные сети теплоснабжения (паропровод, конденсатопровод, трубопровод гвс), магистральная теплотрасса промплщадок А,Б).
Как указывалось ранее с учетом статей 2 и 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, право собственности возникает с момента государственной регистрации такого права.
Договор №22 купли-продажи недвижимости от 12.04.2010, заключенный ООО «ШЗСА» и ООО «Строитель» государственную регистрацию не прошел, следовательно, данный договор не порождает таких правовых последствий как возникновение права собственности ООО «Строитель» на указанное имущество.
08.07.2010 ООО «ШЗСА» и ООО «Строитель» заключили новый договор купли-продажи недвижимости, согласно которому ООО «ШЗСА» передает, а ООО «Строитель» принимает недвижимое имущество: здание производственно отопительной котельной с расширением в осях «7-9» производственного назначения. Также 08.07.2010 подписан передаточный акт к договору купли-продажи, согласно которому ООО «ШЗСА» передает, а ООО «Строитель» принимает недвижимое имущество в комплекте с оборудованием согласно приложению №1, в котором установлено, что в перечень основных средств по котельной входит внутриплощадочные сети теплоснабжения (паропровод, конденсатопровод, трубопровод гвс), магистральная теплотрасса промплщадок А,Б.
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 15.07.2010.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО «Строитель» на производственную отопительную котельную с расширением в осях «7-9» выдано 15.07.2010.
Следовательно, на момент заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом 01.05.2010 ООО «Строитель» не имел законных прав на производственную отопительную котельную, пункт 8 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не распространяется, и, следовательно, заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом могло быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.
Таким образом, заключение администрацией г. Шумерля с ООО «Строитель» 01.05.2010 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов является нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Заключив с ООО «Строитель» 01.05.2010 договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов, администрация г. Шумерля предоставила обществу преимущественные условия деятельности по сравнению с неограниченным кругом лиц, осуществляющим свою деятельность на рынке оказания услуг по тепло- и водоснабжению.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной преференцией.
Предоставление права безвозмездного пользования муниципальным имуществом без проведения торгов в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются предоставлением муниципальной преференции.
Согласно главе 5 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
Комиссией установлено, что порядок предоставления муниципальной преференций, установленной главой 5 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Строитель» администрацией г. Шумерля, не был соблюден.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушении порядка, установленной главой 5 настоящего Федерального закона.
Данные действия администрация г. Шумерля создали для ООО «Строитель» преимущественные условия осуществления деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 2.Как установлено пунктом 1 мотивировочной части данного решения администрация г. Шумерля, не имея надлежащим образом установленных прав на муниципальное имущество, а ООО «Строитель» не имея прав на производственную отопительную котельную с оборудованием, без проведения торгов 01.05.2010 заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
Администрация г. Шумерля неоднократно обращалась письмами (№137 от 15.04.2010, №161 от 28.04.2010) в адрес ООО «Строитель» решить вопрос о взятии на себя ответственности по содержанию трубопроводов и заключения с администрацией г. Шумерля договора безвозмездного пользования и содержания тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения микрорайона ОАО «ШЗСА».
ООО «Строитель» с просьбой передать обществу магистральный трубопровод отопления и ГВС микрорайона ОАО «ШЗСА» в виду приобретения котельной ОАО «ШЗСА» обратилось в администрацию г. Шумерля письмом №22 от 03.05.2010. Данное письмо администрация г. Шумерля получила 01.06.2010 (вх. №1724).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, администрация г. Шумерля, не имея надлежащим образом установленных прав на муниципальное имущество, а именно трубопроводы отопления и ГВС, неоднократно обращаясь к ООО «Строитель» с просьбой заключить договор безвозмездного пользования тепловых сетей, а ООО «Строитель» не имея прав на производственную отопительную котельную с оборудованием, заключили соглашение (договор безвозмездного пользования от 01.05.2010) и устранили конкуренцию на данном товарном рынке путем устранения прав и возможностей неограниченного круга лиц в участии в конкурсе с целью заключения договора на пользование муниципальным имуществом.
Тем самым, заключив вышеизложенное соглашение – договор безвозмездного пользования от 01.05.2010 администрация г. Шумерля и ООО «Строитель» нарушили требование статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, постановлением №939 от 25.10.2011 администрация г. Шумерля передает в хозяйственное ведение МУП «Теплоэнерго» муниципальное имущество (трубопровод теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого поселка), в то время как соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования от 01.05.2010 с ООО «Строитель» подписано 01.11.2011.
14.12.2011 постановлением №1124 администрация г. Шумерля отменяет постановление №939 от 25.10.2011 о передаче МУП «Теплоэнерго» муниципального имущества.
23.12.2011 администрация г. Шумерля и ООО «Строитель» заключают соглашение к договору безвозмездного пользования от 01.05.2010, согласно которому соглашение от 01.11.2011о расторжении договора безвозмездного пользования от 01.05.2010 признано недействительным, а договор безвозмездного пользования от 01.05.2010 вступает в силу с 01.11.2011 и действует до 01.05.2012.
В силу того, что на момент вынесения решения право муниципальной собственности администрации г. Шумерля на трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого поселка зарегистрировано надлежащим образом, а ООО «Строитель» имеет право собственности на производственную отопительную котельную и часть магистральных внутризаводских сетей теплового и горячего водоснабжения, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия 1.Признать в действиях администрации г. Шумерля нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 2.Признать договор от 01.05.2010 администрации г. Шумерля и ООО «Строитель» нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии
В.В.Котеев
Члены Комиссии:
С.Г.Данилова
А.В.Алексеева