Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
10 апреля 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 6 апреля 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Винокурова Н.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – начальник отдела товарных рынков;
Члены Комиссии:
Железина Л.А - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков.
рассмотрев дело № 11-АМЗ-2012 по признакам нарушения ОАО «Водоканал» (адрес: 428024, Мясокомбинатский пр-д, д.12, г. Чебоксары, Чувашская Республика) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
от заявителя – ООО «Фирма «Старко»: Морозов Александр Вениаминович – финансовый директор (доверенность б/н от 20.01.2012г.), Степанов Дмитрий Александрович (доверенность б/н от 01.03.2012г.)
от ответчика – ОАО «Водоканал»: Майков Иван Владимирович - начальник юридического отдела (доверенность от 01.03.2012 № 448/30), Климова Елена Леонидовна – юрисконсульт (доверенность №449/30 от 01.03.2012г.), Щепелев Алексей Анатольевич - главный инженер (доверенность от 28.03.2012 № 669/30)
В Чувашское УФАС России обратилось ООО «Фирма «Старко» с заявлением о навязывании ОАО «Водоканал» выполнения необоснованных требований при подключении объекта капитального строительства строительной позиции 31. При возможности подключения построенного объекта капитального строительства к водопроводу Д=600мм, проходящего по ул. Водопроводная, ОАО «Водоканал» требовало выполнения всех строительных работ по сооружению водопроводной сети до дальнего водопровода Д=500, проходящего по ул. Винокурова и последующих работ по переключению на новый водопровод жилых домов, обустройства 2-х водопроводных камер. В частности в договоре на выполнение работ по монтажу узлов в водопроводных камерах № 1, 2 и врезки построенного водопровода диаметром 250 м, согласно проекту «Инженерные сети водоснабжения в IV мкр. «Центральный» на ООО «Фирма «Старко» возложена обязанность оплатить ОАО «Водоканал»:
установку затворов диаметром 500мм в количестве 2 шт. на водоводе диаметром 500мм в камере ВК-1 по адресу ул. К. Иванова;
установку затворов диаметром 600мм в количестве 2 шт. на водоводе Д-600 мм в камере ВК-2 по адресу перекресток ул. К. Иванова и ул. Водопроводная со стороны дома 74/47;
врезку вновь построенного водопровода диаметром 250 мм в водопровод диаметром 600 мм в камере ВК-2 и водопровод диаметром 500мм. в камере ВК-1;
переврезку водопроводных вводов в жилые дома №№ 78, 76/14 по ул. К. Иванова во вновь постренный водопровод диаметром 250 мм.;
промывку и дезинфекцию существующей системы водоснабжения ОАО «Водоканал»;
использованную воду на промывку существующей системы;
обеспечить ОАО «Водоканал» необходимым материалом для выполнения работ.
ОАО «Фирма «Старко» считает данные требования необоснованными в силу того, что Общество уже выполнило большой объем работ по сооружению необходимых сетей водоснабжения и водоотведения не только для подключения построенного им жилого дома позиции 31, но и создало условия для пересоединения ранее построенных жилых домов и присоединения к сетям других застройщиков - МУП «Городское управление капительного строительства», являющего генеральным застройщиком строящегося микрорайона IV «Центр». ОАО «Фирма «Старко» понесло значительные затраты, намного большие, чем необходимо для подключения построенного дома.
В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.2011 N ВАС-3995/11 «О признании абзаца 3 пункта 11, абзаца 3 подпункта "а" и подпункта "д" пункта 12, пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, Гражданскому кодексу РФ, имеющим большую юридическую силу определено, что «Согласно подпункту 2 пункта 14 Правил, при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает не только правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, но и утверждает основы ценообразования в данной сфере.
Названный Закон исходит из необходимости возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ (статьи 2, 3, 5, 7 Закона). В развитие этого подхода Правила устанавливают, что при отсутствии подобной программы, позволяющей присоединить нового абонента, работы по развитию сетей (инфраструктуры) могут быть выполнены абонентом, а непосредственно присоединение объектов такого абонента осуществляется бесплатно (подпункт 2 пункта 14 Правил). Таким образом, оспариваемое положение пункта 14 исходит из того, что когда энергоснабжающая или сетевая компания просто присоединяет абонента и не производит работ по существенному изменению своей сети (в целом или в части), то плата за такое присоединение не взимается.
Осуществление абонентом самостоятельно работ по развитию сетей (инфраструктуры), необходимых для подключения его объекта к сетям, не может противоречить закону, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, и не нарушает прав других лиц, в том числе и тех, которые заинтересованы в подключении нового абонента для оказания ему соответствующих услуг».
С учетом данного положения Правил ОАО «Фирма «Старко» считает неправомерными вышеуказанные требования ОАО «Водоканал», нарушающими антимонопольное законодательство и просит принять меры антимонопольного реагирования к ОАО «Водоканал».
ОАО «Водоканал» пояснило требование платы фактическим выполнением работ по врезке в водопроводные сети, согласно заключенному договору, относящимся к работам по фактическому присоединению.
Подпунктом 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 09.06.2007 № 360 (далее-Правила № 360) предусмотрена плата за подключение, а в случае отсутствия утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае ОАО «Водоканал», как исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение не взимается.
В связи с тем, что застройщиком выполнены работы по созданию сети, плата за подключение к системам водоснабжения и водоотведения с ООО «Фирма «Старко» не взималась. Осуществление работ по врезке в централизованные водопроводные сети не относится к публичному договору, определенному Правилами № 360, а являются предметом отдельного договора, как и осуществление работ по промывке и дезинфекции водопроводных устройств. Эти работы подлежат оплате.
ОАО «Водоканал» по услугам водоснабжения и канализации приказом Чувашского УФАС России от 24.07.2009г. № 84 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющихся на рынке определенного товара долю более 35%, то есть данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на указанных рынках услуг.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов лиц, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него и экономически необоснованных.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Чувашского УФАС России установила наличие в договоре присоединения к водопроводным сетям ОАО «Водоканал» излишних для застройщика требований, связанных с присоединением к водопроводным сетям и пересоединением ранее построенных жилых домов, не имеющих отношения по присоединению к построенному ООО «Фирма «Старко» объекту капительного строительства.
В силу части 3 статьи 39.1 Закона о конкуренции при установлении признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции рассмотрение дела откладывается и хозяйствующему субъекту выдается предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом данных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России, посчитала необходимым на основании части 3 статьи 39 Закона о конкуренции дело рассмотрением отложить для направления ОАО «Водоканал» Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По истечении срока для исполнения Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Водоканал», проинформировало Комиссию Чувашского УФАС России о выполнении всех действий, указанных в Предупреждении. ООО «Фирма «Старко» подтвердило выполнение действий, определенных Предупреждением.
Исходя из изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»;
Производство по делу, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Водоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Н.Ю.Винокурова
Члены комиссии:
Л.А.Железина
А.Р.Гадилова
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.