Чувашская Республика
Решение от 23 августа 2010 года № 119-АМЗ-2010

О нарушении запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
23 августа 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2010 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
  1.        Председатель Комиссии: 
           Гаврилов А.А. - заместитель    руководителя    Управления   Федеральной 
                           антимонопольной службы по Чувашской Республике; 
           Члены Комиссии: 
           Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы; 
           Соколова В.И. - главный    специалист-эксперт    отдела    естественных 
                           монополий и рекламы; 
           Гадилова А.Р. - старший   специалист   1  разряда  отдела  естественных 
                           монополий и рекламы. 
  2. при ведении протокола членом Комиссии Соколовой В.И.,
    при участии в деле лиц:
    от заявителя - ЗАО "Фирма "Ч.": С. (доверенность <...>),
    от ответчика - ОАО "В.": Щ. - начальника производственно-технического отдела (доверенность <...>), М. - начальника юридического отдела (доверенность <...>),
    от эксперта:
    Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - заведующая сектором регулирования платы за технологическое присоединение и контроля за инвестиционными ресурсами Е.,
    рассмотрев дело N 119-АМЗ-2010 по признакам нарушения ОАО "В." <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России обратилось ЗАО "Фирма "Ч." с заявлением на действия ОАО "В." по навязыванию невыгодных условий договора на подключение объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: пр. Тракторостроителей, д. 34, корпус 3 (13 мкр НЮР поз. 53) к городским системам водоснабжения и водоотведения.
    Заявитель сообщает, что при согласовании условий договора N 51-83163/17 от 30.11.2009 г. на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям в пункт 1.1 договора в запрашиваемую расчетную мощность по водоснабжению (45,9 куб. м/сут.) ОАО "В." включило мощность по горячему водоснабжению в размере 18,36 куб. м/сут., при этом мощность по холодному водоснабжению составляет 27,54 куб. м/сут. Согласно проектно-сметной документации на указанный жилой дом горячее водоснабжение осуществляется по присоединенным сетям ООО "К.", соответственно плату за подключение жилого дома к системам теплоснабжения и горячего водоснабжения может взимать ООО "К.".
    По мнению заявителя ОАО "В." неправомерно включило в договор N 51-83163/17 от 30.11.2009 г. на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям мощность по горячему водоснабжению и неправильно определило плату за подключение, рассчитав ее с объемом горячего водоснабжения. ОАО "В.", являясь монополистом на рынке услуг водоснабжения, нарушило антимонопольное законодательство.
    На данное заявление ОАО "В." письмом от 29.07.2010 N 1803/19 пояснило следующее.
    В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
    В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных Правилами.
    Согласно пунктам 1, 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
    В пункте 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий (аналогичные положения закреплены в пункте 11 Правил N 360). При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
    ОАО "В." направило ЗАО "Фирма "Ч." договор на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям N 51-83163/17 и подключило объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом по пр. Тракторостроителей, 34/111 - к водопроводным и канализационным сетям. ЗАО "Фирма "Ч." имеет все возможности воспользоваться порядком урегулирования разногласий, предусмотренным статьей 445 ГК РФ. Это право ЗАО "Фирма "Ч." не ограничено, факт навязывания ОАО "В." не выгодных для ЗАО "Фирма "Ч." условий спорного договора отсутствует. Доказательств навязывания невыгодных условий договора на подключение не представлено.
    Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод определяют Правила N 360.
    В пункте 2 Правил N 360 определено, что по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
    Для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида ( пункт 4 Правил N 360).
    Таким образом, ОАО "В." подготавливает свои системы водоснабжения для подачи объекту капитального строительства запрашиваемого объема энергетического ресурса. ОАО "В." обеспечивает подачу на объект капитального строительства (многоквартирный жилой дом) через свои сети инженерно-технического обеспечения определенного запрашиваемого объема воды: объема холодной воды и объема воды, подогретой до требуемой температуры, а также отведение от объекта сточных вод: вод от холодного и горячего водоснабжения. ООО "К." не имеют никакого отношения к объемам подаваемой воды, они осуществляют подачу тепловых ресурсов, увеличивая температуру части подаваемой на объект воды.
    Таким образом, ОАО "В." увеличивает мощность и пропускную способность сетей для доведения воды до объекта капитального строительства (в том числе, и части воды, проходящей через тепловые установки ООО "К."), а ООО "К." - увеличивают разрешенную к использованию тепловую мощность существующих теплоустановок и берут плату за увеличение тепловой нагрузки, измеряемой в Гкал/час.
    Размер платы за подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям определен в соответствии с пунктом 14 Правил N 360. В Инвестиционную программу ОАО "В." включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой подключен многоквартирный жилой дом по пр. Тракторостроителей, 34/111. Установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, соответственно, размер платы за подключение определен расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение.
    Плата за подключение по договору на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям N 51-83163/17 рассчитана по тарифам, утвержденным уполномоченным на то органом, полностью соответствует Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 360.
    На основании изложенного, ОАО "В." считает, что в действиях общества не усматривается признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
    На заседании Комиссии представители ОАО "В." поддержали доводы, изложенные в пояснении, и сообщили, что дополнений нет.
    По данному вопросу представитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам письмом от 21.07.2010 N 07/07-1555 сообщила, что включение в договор на подключение многоквартирного жилого дома к водопроводным и канализационным сетям мощностей по горячему водоснабжению в размере 18,36 куб. м/сут. необоснованно, т.к. при увеличении присоединенной мощности в сетях холодного водоснабжения при подключении новых объектов капитального строительства к сетям горячего водоснабжения, ОАО "В." должно осуществлять расчеты с ООО "К.", которое осуществляет подключение к сетям горячего водоснабжения в г. Чебоксары.
    ОАО "В." является организацией коммунального комплекса, которое осуществляет подключение объектов к сетям холодного водоснабжения и канализации г. Чебоксары. Подключением объектов к сетям горячего водоснабжения на территории г. Чебоксары занимается ООО "К.".
    ООО "К." письмом от 17.08.2010 N 11-2/03-851 сообщило, что взаимоотношения общества с ОАО "В." на приобретение ресурсов в виде холодной воды осуществляются в рамках договора N 0390 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2010. В связи с отсутствием у ООО "К." утвержденной инвестиционной программы, тариф на подключение к системе теплоснабжения не установлен и плата за подключение не взимается.
    В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ОАО "В." по услугам водоснабжения и канализации приказом Чувашского УФАС России от 24.07.2009 г. N 84 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющихся на рынке определенного товара долю более 35%, то есть данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на указанных рынках услуг.
    Между ОАО "В." и ЗАО "Фирма "Ч." возникли разногласия при заключении договора N 51-83163/17 от 30.11.2009 г. на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям, в связи с включением в пункт 1.1 указанного договора мощности по горячему водоснабжению в объеме 18,36 куб. м/сут. и в раздел 3 договора - пункты 3.1 - 3.4 требования об оплате за подключение с учетом объема горячего водоснабжения.
    ОАО "В." является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим подключение объектов к принадлежащим обществу сетям холодного водоснабжения и канализации г. Чебоксары, которое не осуществляет подключение объектов к сетям горячего водоснабжения.
    В силу пункта 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных этими Правилами.
    Согласно статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными актами, действующими в момент его заключения.
    Пункт 14 Правил исполнения и заключения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360), предусматривает:
    1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
    2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
    3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
    В мероприятиях инвестиционной программы ОАО "В." по развитию муниципальных систем водопровода и водоотведения г. Чебоксары на 2007 - 2010 годы, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.11.2006 N 405 не предусмотрено осуществление работ по созданию (реконструкции) сетей водоснабжения и водоотведения, связанных с увеличением пропускной способности по конкретному строительному объекту "Многоквартирный жилой дом по адресу: пр.Тракторостроителей, д. 34, корпус 3, 13 мкр НЮР поз. 53".
    С учетом установленных обстоятельств и материалов дела Комиссия считает, что ОАО "В." необоснованно включило в договор условия по оплате объема по горячему водоснабжению, поскольку в утвержденную инвестиционную программу не включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности, к которой подключается объект ЗАО "Фирма "Ч.".
    Не подлежит применению и положение подпункта 2 пункта 14 Правил N 360, так как ОАО "В." не представило доказательств несения расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта.
    При таких обстоятельствах Комиссия считает, что для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети по горячему водоснабжению не требуется, и соответственно плата за подключение по данному объему горячего водоснабжения не должна взиматься.
    Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается навязывание контрагентам условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
    Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1 и 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
    Статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов лиц, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него и экономически необоснованных.
    Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, эксперта пришла к заключению, что основания для взимания платы за объемы горячего водоснабжения за подключение к системам водоснабжения и водоотведения у ОАО "В." отсутствуют.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать ОАО "В." нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", пункт 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360) в связи с совершением действий по навязыванию ЗАО "Фирма "Ч." в договоре о подключении к системам водоснабжения и водоотведения условий по включению платы за горячее водоснабжение на подключение объекта ЗАО "Фирма "Ч.".
    2.Выдать ОАО "В." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    В.И.СОКОЛОВА
    А.Р.ГАДИЛОВА
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия ( статья 52 Федерального закона "О защите конкуренции").