Чувашская Республика
Решение от 25 марта 2011 года № 16-АМЗ-2011

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
25 марта 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа;
    Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и размещения заказа,
    при участии в деле от Новочебоксарского городского Собрания депутатов:
    - Р. (по доверенности <...>);
    - М. (по доверенности <...>), в отсутствие заявителя З., уведомившую о рассмотрении дела без ее участия, письмом от 14.03.2011 года, рассмотрев дело N 16-АМЗ-2011 в отношении Новочебоксарского городского Собрания депутатов по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России обратилась гр-ка З. о проведении проверки на соответствие решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов N С4-10 от 16.12.2010 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2005 N С4-4 "Об аренде муниципального имущества города Новочебоксарска" требованиям антимонопольного законодательства.
    В ходе проверки установлено, что нормативный правовой акт местного самоуправления противоречит требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
    В ходе заседания представитель Новочебоксарского городского Собрания депутатов сообщил, что, ознакомившись с требованиями Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 считает, что решение представительного органа города Новочебоксарска противоречит требованиями антимонопольного законодательства и в ближайшее время будет приведено в соответствие.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, приходит к следующему.
    В Чувашское УФАС России обратилась гр-ка З. о проведении проверки на соответствие решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов N С4-10 от 16.12.2010 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2005 N С4-4 "Об аренде муниципального имущества города Новочебоксарска" требованиям антимонопольного законодательства.
    Проверкой выявлено, что Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 17.11.2005 N С4-4 "Об аренде муниципального имущества города Новочебоксарска" с изменениями и дополнениями установлены коэффициенты арендного дохода, регулирующие арендный доход в г. Новочебоксарск, такие как:
    - износ объекта;
    - вид строительства;
    - удобства расположения;
    - степень благоустройства и т.д. (всего восемь коэффициентов).
    Каждому из коэффициентов Новочебоксарское городское Собрание депутатов (далее - Городское Собрание) установило различные категории и соответственно различные ставки коэффициентов.
    Таким образом, Комиссией установлено, что Городское Собрание самостоятельно устанавливает сумму арендного дохода.
    Статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) устанавливает обязательность проведения оценки объектов в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки в целях передачи в аренду муниципального имущества.
    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам и хозяйствующим субъектам.
    Самостоятельное установление органом местного самоуправления арендной платы в нарушение требований Закона о защите конкуренции и Закона об оценочной деятельности, приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, выраженных в необоснованном взимании арендной платы, что противоречит действующему законодательству.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что самостоятельное установление Городским Собранием порядка расчета арендной платы при сдаче в аренду муниципального имущества противоречит требованиям Закона об оценочной деятельности и влечет за собой не предусмотренное законодательством Российской Федерации требование оплаты хозяйствующими субъектами аренды муниципального имущества, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В соответствии с положением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
    Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров регулируется Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденным Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившим в силу 07 марта 2010 года.
    Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов N С4-10 от 16.12.2010 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2005 N С4-4 "Об аренде муниципального имущества города Новочебоксарска" внесены изменения в абзац 6 пункта в): "Сдача в субаренду допускается до 30 процентов от арендуемых площадей (в расчете на один арендуемый объект)", что противоречит требованиям части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, разрешающие лицу, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
    Также Порядком расчета годовой арендной платы за пользованием находящихся в муниципальной собственности г. Новочебоксарск объектами недвижимости установлено, что получателем платы за субаренду является арендатор.
    В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
    Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.
    К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
    Возможность наступления негативных последствий в виде ограничения конкуренции на товарном рынке в силу требований Закона о защите конкуренции уже является нарушением антимонопольного законодательства.
    Как установлено Комиссией Городское Собрание Решением N С4-10 от 16.12.2010 "О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2005 N С4-4 "Об аренде муниципального имущества города Новочебоксарска" Городское Собрание не внесло соответствующие изменения в существующий порядок предоставления в аренду муниципального имущества г. Новочебоксарск.
    В соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции орган местного самоуправления организует проведение конкурсов и аукционов в отношении муниципального имущества за исключением случаев предусмотренных частью 1 и частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом начальная цена формируется в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности. Порядок проведения конкурсов или аукционов, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
    На основании вышеизложенного Комиссия проходит к выводу, что Городское Собрание своим Решением от 17.11.2005 N С4-4 (с изменениями и дополнениями) установила такие требования к хозяйствующим субъектам, которые не соответствуют нормам Закона о защите конкуренции, Закона об оценочной деятельности, Гражданского кодекса Российской Федерации и установила такой порядок предоставления в аренду (субаренду) муниципального имущества на территории города Новочебоксарска, который ограничивает конкуренцию на рынке предоставления нежилых помещений в аренду, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    С целью прекращения нарушений антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    1.Признать Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
    3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченного составлять протокол об административных правонарушениях.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.ЮЩЕНКО