Чувашская Республика
Решение от 20 мая 2011 года № 43-АМЗ-2011

О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
20 мая 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2011 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2011 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказов;
    Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и размещения заказов;
    при участии в деле:
    от ответчика Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики:
    - М. - главы Мариинско-Посадского городского поселения, рассмотрев материалы дела N 46-АМЗ-2011, возбужденного в отношении Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России из прокуратуры Чувашской Республики поступила информация о признаках нарушения Закона о защите конкуренции в действиях администрации Мариинско-Посадского городского поселения, выраженного в понуждении прекращения договорных отношений с ООО "С." и заключения договоров на вывоз ТБО с ОАО "С.".
    В ходе проведенной проверки установлено, что Решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения (далее - Собрание депутатов) от 14.12.2010 N С-06/2 утверждены тарифы для населения по сбору и вывозу ТБО.
    В заседании Комиссии глава городского поселения пояснил, что по обращению директора МУП "Городок" Собрание депутатов рассмотрело вопрос об установлении тарифа по сбору и вывозу ТБО, для жителей, проживающих в г. Мариинский Посад и 14 декабря 2010 года своим решением N С-06/3 "Об установлении тарифа для МУП "Городок" по сбору и вывозу ТБО для жителей проживающих в частном жилом фонде г. Мариинский Посад" утвердило тариф по сбору и вывозу ТБО в размере 80 рублей в месяц с жилого дома, для жителей, проживающих в частном жилом фонде Мариинско-Посадского городского поселения.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, установила следующее.
    Собрание депутатов 14.12.2010 года вынесло решение N С-06/3 "Об установлении тарифа для МУП "Городок" по сбору и вывозу ТБО для жителей проживающих в частном жилом фонде г. Мариинский Посад" (далее - Решение) в котором пунктом 1 установлено:
    МУП "Городок" обязать организовать работу по сбору и выводу ТБО из частного жилого фонда города Мариинский Посад через специализированную организацию с 01.01.2011 года на основании Гражданского и Жилищного кодекса РФ.
    В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона о местном самоуправлении) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
    В соответствии с частью 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
    7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
    10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
    Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 4 главы 4) и Федерального закона от 14.11.2003 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное унитарное предприятие как коммерческая организация (хозяйствующий субъект) и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов власти, следовательно, не может осуществлять выполнение работ и услуг, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.
    В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
    Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Собрание депутатов, выйдя за рамки своих полномочий, обязала организовать работу по сбору и вывозу ТБО коммерческой организации МУП "Городок", что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Пунктом 2 Решения Собрания депутатов установлен тариф по сбору и вывозу ТБО в размере 80 рублей в месяц с жилого дома, для жителей, проживающих в частном жилом фонде Мариинско-Посадского городского поселения.
    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами:
    4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
    4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
    В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию:
    1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
    2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
    3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
    4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
    5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
    Таким образом тариф на сбор и вывоз ТБО является коммерческой услугой и не подлежит государственному (муниципальному) регулированию.
    В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, является хозяйствующим субъектом.
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
    Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Собрание депутатов, выйдя за рамки своих полномочий, установила для коммерческих организаций тариф на сбор и вывоз ТБО на территории городского поселения в нарушении действующего законодательства, что указывает на вмешательство органа местного самоуправление в деятельность хозяйствующих субъектов, и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    1.Признать в действиях Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 15 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать Собранию депутатов Мариинско-Посадскому городскому поселению Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предписание.
    3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.ЮЩЕНКО
    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.