Чувашская Республика
Решение от 23 апреля 2012 года

В отношении Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

По делу № 126-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
23 апреля 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2012 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Винокуровой Н.Ю. – зам. руководителя-начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Даниловой С.Г. – начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
    Алексеевой А.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
    при участии в деле:
    от ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
    -Перовой Надежды Геннадьевны (по доверенности);
    ответчика ГУП ЧР «Фармация»:
    - Шапошниковой Надежды Борисовны (по доверенности);
    рассмотрев материалы дела №126-АМЗ-2011 по признакам нарушения Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Минздрав ЧР) статьи 15 и Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и ФГУП «Фармация» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее – Закон о защите конкуренции),
    Прокуратура Чувашской Республики письмом от 18.03.2011 сообщила, что во 2-м полугодии 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики проводило открытый аукцион на поставку лекарственных средств для учреждений здравоохранения Чувашской Республики на основании Соглашения о проведении совместных торгов. Государственные контракты заключались государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения самостоятельно.
    В ходе изучения заключенных государственных и муниципальных контрактов установлено следующее.
    Пунктом 3.1 контракта определено, что поставщик поставляет товар Уполномоченному складу в разрезе всей спецификации. Пунктом 2.2. контракта установлено, что стоимость услуг Уполномоченного склада составляет не более 5,5% от цены Товара и оплачивается поставщиком. Расчеты между поставщиком и Уполномоченным складом осуществляются на основании заключенного договора. При этом Уполномоченный склад стороной по договору не является, однако в контракте устанавливаются права и обязанности Уполномоченного склада.
    Письмом от 25.04.2011 №08/14-3829 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики сообщило, что, начиная с 1998 года, выбор уполномоченной фарморганизации производится на конкурсной основе.
    В 2010 году был проведен открытый конкурс на осуществление функций уполномоченной организации в целях осуществления бесперебойного обеспечения учреждений здравоохранения Чувашской Республики качественными лекарственными препаратами в плановом и экстренном порядке.
    В условиях проведенных конкурсов и аукционов на поставку лекарственных средств предусмотрено, что уполномоченный склад производит приемку товара от поставщиков, осуществляет мероприятия по контролю качества, выявлению забракованных партий товара, фальсификата, организует хранение в четком соответствии с требуемым температурным режимом, показателями влажности и другими физико-химическими свойствами лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, обеспечивает строгое соблюдение холодовой цепи при хранении и последующей транспортировке.
    По итогам проведения открытого конкурса по выбору уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) для учреждений здравоохранения Чувашской Республики в 2010 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 12.03.2010 заключило с ГУП «Фармация» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики соглашение на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада).
    Представитель ГУП «Фармация » пояснила, что в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 02 июня 1987 года №747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» лечебно-профилактические учреждения здравоохранения могут хранить только определенный запас медикаментов (ядовитые лекарственные средства-5-дневной, наркотические лекарственные средства-3-дневной, все остальные -10-дневной). В силу того, что поставщиками по проводимым торгам на поставку медикаментов могут быть и организации, находящиеся за пределами Чувашской Республики, осуществление поставки в лечебно-профилактические учреждения в указанной потребности не представляется возможным.
    Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики письмом от 16.03.2012 №12/19-2503 сообщила, что пункт 3.2.2.проекта договора, согласно которому Государственный заказчик обязуется обеспечить оплату полученного товара Получателем, был включен в текст в связи с многочисленными обращениями поставщиков лекарственных препаратов в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с просьбой о содействии в истребовании с муниципальных лечебных учреждений стоимости поставленных лекарственных средств.
    Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что проект государственного контракта на выполнение заказа на поставку товара имеет указание, что установленная цена контракта включает в себя стоимость доставки Товара поставщиком до Государственного заказчика. По договорам оказания услуг по поставке, приемке, хранению, учету и доставке лекарственных средств обязанность доставки товара до Государственного заказчика установлена ГУП ЧР «Фармация», оплата которой составляет не более 5,5% от стоимости поставленных лекарственных средств.
    Представитель ответчика ГУП ЧР «Фармация» пояснила, что государственный заказчик оплачивает доставку товара поставщику, а поставщик оплачивает услуги уполномоченного склада. Цена контракта установленная между поставщиком и государственным заказчиком не включает стоимость услуг уполномоченного склада, стоимость которых оплачивается поставщиком.
    Также представитель ГУП ЧР «Фармация» пояснила, что в 2011 году открытый конкурс по выбору уполномоченной организации (уполномоченного склада) не проводился. Государственные (муниципальные) контракты на выполнение заказа на поставку товара от 12.01.2011 были заключены между учреждениями здравоохранения Чувашской Республики и поставщиками по итогам проведенного открытого аукциона. Организатором торгов является Министерство здравоохранения. ГУП ЧР «Фармация» принимало участие в вышеуказанном аукционе на общих условиях проведения открытого аукциона.
    В тех случаях, когда и уполномоченным складом и поставщиком являлось одно лицо - ГУП ЧР «Фармация» договор оказания услуг по поставке, приемке, хранении, учету и доставке лекарственных средств не заключался.
    Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики пояснила, что в 2011 году открытый конкурс по выбору уполномоченной фармацевтической организации для учреждений здравоохранения в Чувашской Республике (по централизованным закупкам) не проводился.
    Рассмотрев материалы дела, и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
    1) Министерство здравоохранения и Социального развития Чувашской Республики (далее – Минздравсоцразвития Чувашии) приказом от 20.01.2010 №45 определило объявить открытый конкурс по выбору уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) для учреждений здравоохранения Чувашской Республики. В ходе изучения порядка проведения объявленных торгов установлено следующее.
    Государственный заказчик Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 26.01.2010 года на официальном сайте http://zakupki.cap.ru разместил извещение ID00040 о проведении конкурса по выбору уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) для учреждений здравоохранения Чувашской Республики в 2010 году (реестровый №08/01).
    На данный открытый конкурс подана одна заявка -ГУП ЧР «Фармация» Минздравсоцразвития Чувашии, что отражено в протоколе вскрытия конвертов от 26.02.2010 года. Заявка указанного участника соответствовала требованиям конкурсной документации и участник признан победителем (протокол рассмотрения заявок от 26.02.2010 года.
    Согласно пунктам 14, 15 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 указанного закона, а также порядок оценки и сопоставления заявок.
    Порядок оценки заявок на участие в конкурсе утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 (далее -Правила оценки).
    В соответствии с пунктом 28 Правил оценки для определения рейтинга заявки по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» в конкурсной документации устанавливаются:
    а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
    б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия – в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
    в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
    В пункте 4.3.1 конкурсной документации государственным заказчиком предусмотрены следующие критерии оценки заявок:
    1) квалификация участника конкурса (максимум 20 баллов, вес критерия-0,2);
    2) качество хранения и отпуска лекарственных средств (максимум - 20 баллов, вес критерия-0,5);
    3) качество сбора, обработки и формирования счетов за фактически отпущенные лекарственные средства(максимум 20 баллов, вес критерия – 0,3).
    Критерий «качество хранения и отпуска лекарственных средств» оценивается по трем подкритериям: использование складской площади, применяемое оборудование, используемое автотранспортное средство.
    Коэффициент весомости подкритерия «использование складской площади» соответствует:
    20 баллам - при наличии полного набора собственных помещений для осуществления фармацевтической деятельности (при этом перечень полного набора собственных помещений не определен);
    «0» баллам- отсутствует (не соответствует условиям исполнения функций уполномоченного склада ).
    При этом из конкурсной документации невозможно установить значение указанного подкритерия, соответствующее 1 баллу и т.д.
    Аналогичное нарушение выявлено по подкритериям указанного критерия: «применяемое оборудование», «используемое автотранспортное средство»- коэффициенты весомости указаны 20 баллов - при максимальном количестве единиц и «0» баллов – при отсутствии.
    Кроме этого, в конкурсной документации для третьего критерия «качество сбора, обработки и формирования счетов за фактически отпущенные лекарственные средства» установлены подкритерии с указанием их весомостей:
    - наличие компьютеров с коэффициентом весомости:10 баллов -при максимальном количестве и «0» баллов - при отсутствии ;
    - наличие программного продукта по учету движения товаров (есть (количество/нет): 10 баллов -при максимальном количестве и «0» баллов –при отсутствии.
    В этом случае также отсутствуют сведения, соответствующие «одному», «двум» и т.д. баллам.
    Следует отметить, что по критериям оценки 2) и 3) заказчиком не определены количественные показатели подкритериев, при которых присваиваются максимальные «коэффициенты их весомости» (например: количество морозильных камер, компьютеров, автотранспортных средств и т.д.)
    Согласно части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
    Установление заказчиком в конкурсной документации только максимального и «нулевого» значения:
    по подкритериям «использование складской площади», «применяемое оборудование», «используемое автотранспортное средство» критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» ;
    по подкритериям «наличие компьютеров» и «наличие программного продукта по учету движения товаров» критерия «качество сбора, обработки и формирования счетов за фактически отпущенные лекарственные средства» ущемляет права участников и является нарушением части 3 статьи 22, пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, пункта 28 Правил оценки.
    В силу того, что на открытый конкурс подана только одна заявка ГУП ЧР «Фармация» и как установлено только данная организация способна получить максимальные баллы по всем подкритериям, установленным в порядке оценки, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что порядок оценки конкурсных предложений разработан таким образом, что выиграть их может только конкретная уполномоченная фармацевтическая организация (уполномоченный склад) для учреждений здравоохранения Чувашской республики – ГУП ЧР «Фармация».
    По итогам проведенных торгов по выбору уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) для учреждений здравоохранения Чувашской Республики 12 марта 2010 года Минздравсоцразвития Чувашии и ГУП ЧР «Фармация» заключили соглашение на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада).
    Согласно данному соглашению Минздравсоцразвития Чувашии поручает, а ГУП ЧР «Фармация» принимает на себя обязательства по обеспечению лекарственными средствами учреждений здравоохранения Чувашской Республики. Срок обеспечения товаром получателей по соглашению до 31.12.2010.
    Минздравсоцразвития Чуваши обязуется осуществить передачу уполномоченному складу информации о сводном объеме заказа на лекарственные средства по итогам проведенных совместным торгов, о поставщиках товара по каждому получателю и обеспечить оплату полученного товара получателями.
    Необходимость включения обязательства Минздравсоцразвития Чуваши по обеспечении оплаты полученного товара получателями, представитель объяснил тем, что в связи с многозначительными обращениями поставщиков лекарственных препаратов в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с просьбой о содействии в истребовании с муниципальных лечебных учреждений стоимости поставленных лекарственных средств. Однако представить Комиссии Чувашского УФАС России такие просьбы поставщиков Минздравсоцразвития Чувашии не смог.
    Частью 4 соглашения установлено, что оплату за оказанные услуги осуществляют поставщики товара в соответствии с заключенными на 2010 года государственными (муниципальными) контрактами с получателями в объеме не более 5,5% от стоимости поставленных лекарственных средств.
    Оплата услуг производится поставщиками после отпуска товара получателями по ценам, установленным государственными (муниципальными) контрактами.
    Минздравсоцразвития Чувашии 23 декабря 2010 года проводил совместные торги на поставку лекарственных средств для учреждений здравоохранения Чувашской Республики.
    Протоколом от 23.12.2010 открытого аукциона определено, что по лотам №2-6 победителем признано ГУП ЧР «Фармация».
    В силу того, что и поставщиком и уполномоченным складом являются в одном лице – ГУП ЧР «Фармация», договор на оказание услуг по поставке, приемке, хранению, учету и доставке лекарственных средств, согласно которому поставщик оплачивает услуги уполномоченного склада в размере не более 5,5 % от цены контракта не заключался и следовательно, расходы на поставку товаров в размере не менее 5,5 % от цены контракта ГУП ЧР «Фармация», в отличие от остальных поставщиков, не несет.
    Таким образом, ввиду наличия соглашения с Минздравсоцразвития Чувашии на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) ГУП ЧР «Фармация» по которому оплата за оказанные услуги осуществляют поставщики товара в соответствии с заключенными на 2010 года государственными (муниципальными) контрактами с получателями в объеме не более 5,5% от стоимости поставленных лекарственных средств, заключенного по итогам открытого конкурса критерии оценки которого установлены под ГУП ЧР «Фармация», предприятие выступая в качестве поставщика лекарственных средств имеет преимущественные условия деятельности на рынке оказания услуг по поставке лекарственных средств, так как не несет указанных расходов в отличие от иных участников.
    Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной преференцией.
    Главой 5 Закона о защите конкуренции определен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
    Комиссией установлено, что порядок предоставления государственных преференций, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, в отношении ГУП ЧР «Фармация», не был соблюден.
    В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушении порядка, установленной главой 5 настоящего Федерального закона.
    Таким образом, ввиду наличия соглашения с Минздравсоцразвития Чувашии на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) ГУП ЧР «Фармация» по которому оплата за оказанные услуги осуществляют поставщики товара в соответствии с заключенными на 2010 года государственными (муниципальными) контрактами с получателями в объеме не более 5,5% от стоимости поставленных лекарственных средств, заключенного по итогам открытого конкурса критерии оценки которого установлены под ГУП ЧР «Фармация», предприятие выступая в качестве поставщика лекарственных средств имеет преимущественные условия деятельности на рынке оказания услуг по поставке лекарственных средств.
    Данные действия Минздравсоцразвития нарушают пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    2) 10.08.2010 Минздравсоцразвития Чувашии разместило извещение о проведении открытого аукциона по лотам №1-51 на поставку лекарственных средств, дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения Чувашской Республики.
    Минздравсоцразвития Чувашии является организатором совместных торгов на основании Соглашения о проведении совместных торгов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения №1, заключенного 26.01.2010 г.между Минздравсоцразвития Чувашии и 51 республиканскими и муниципальными учреждениями здравоохранения.
    Как следует из материалов дела, 10.08.2010 года Минздрав ЧР на основании данного Соглашения о проведении совместных торгов разместило извещение о проведении открытого аукциона по лотам №1-№51 на поставку лекарственных средств, дезинфицирующих веществ (далее-товар) для учреждений здравоохранения Чувашской Республики.
    Согласно части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
    Порядок поведения совместных торгов регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 631 (в редакции от 5 октября 2007 г. № 647) «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиком, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов дл государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» (далее -Положение).
    Согласно части 3 Положения совместные торги могут проводиться при наличии не менее чем у 2 заказчиков, уполномоченных органов потребности в одноименных товарах, одноименных работах, одноименных услугах.
    Из пункта 4 раздела 6 информационной карты документации об аукционе следует, что государственными и муниципальными заказчиками являются 49 учреждений здравоохранения Чувашской Республики.
    Согласно условиям документации об аукционе, Минздравсоцразвития Чувашии по итогам проведенного открытого аукциона выбирает победителей 49 учреждениям здравоохранения (государственным заказчикам) для поставки им лекарственных и дезинфицирующих средств.
    Из проектов государственных и муниципальных контрактов следует, что товар будет поставляться в уполномоченную фармацевтическую организацию, которая принимает на себя обязательства по обеспечению лекарственными средствами заказчиков в количестве, ассортименте и по ценам в соответствии со спецификацией (п.1.1).
    При этом в пункте 2.3 проектов контрактов предусмотрено, что стоимость услуг уполномоченного склада составляет не более 5,5% от цены товара и оплачивается поставщиком (победителем).
    Следовательно, Минздравсоцразвития Чувашии, не являясь заказчиком, провело совместные торги как организатор торгов на поставку лекарственных средств для 49 учреждений здравоохранения Чувашской Республики, что является нарушением части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов и противоречит части 3 Положения.
    К документации об аукционе приложен проект государственного (муниципального) контракта. По итогам совместных торгов, проведенных согласно извещению от 10.08.2010, государственными и муниципальными заказчиками заключены контракты с победителями открытого аукциона.
    Контрактом установлены права и обязанности государственного (муниципального) заказчика, поставщика и уполномоченного склада.
    Однако ГУП ЧР «Фармация» не является стороной по контракту и контракт им не подписывается.
    Пунктом 1.1. контракта установлено, что товар поставляется уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченный склад), которая принимает на себя обязательства по обеспечению лекарственными средствами государственного (муниципального) заказчика в количестве, ассортименте и по ценам в соответствии со спецификацией.
    Действующим законодательством не предусмотрена обязанность осуществления поставки лекарственных средств через уполномоченные организации. Равно как и не предусмотрено такого понятия как уполномоченный склад.
    Как указывал представитель ГУП ЧР «Фармация», в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 02 июня 1987 года №747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» лечебно-профилактические учреждения здравоохранения могут хранить только определенный запас медикаментов (ядовитые лекарственные средства-5-дневной, наркотические лекарственные средства-3-дневной, все остальные -10-дневной).
    Данное требование в соответствии с пунктом 19 указанного Приказа относятся к аптекам, а не к лечебным учреждениям.
    В 2011 году лечебные учреждения не прибегали к услугам уполномоченного склада, предписания органов власти о нарушении лечебными учреждениями объемов хранения медикаментов отсутствуют.
    В соответствии с Уставом ГУП ЧР «Фармация», утвержденным приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 10.09.2008 №735 предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
    -розничная торговля фармацевтическими товарами;
    -розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
    -оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
    Исходя из уставной деятельности, предприятие является поставщиком на рынке поставки лекарственных средств и может участвовать в аукционе на поставку лекарственных средств.
    При участии в открытом аукционе на поставку лекарственных средств ГУП ЧР «Фармация» является поставщиком и согласно заключенному договору предприятие должно осуществить поставку товара до уполномоченного склада, и оплатить услуги уполномоченного склада в размере не более 5,5 % от цены контракта. Однако в силу того, что ГУП ЧР «Фармация» является в рамках заключенного 12.03.2010 соглашения с Минздравсоцразвития Чувашии уполномоченным складом, расходы по оплате услуг уполномоченного склада не несет, в отличие от остальных поставщиков, что как указывалось в пункте 1 данного решения в силу чего предприятие поставлено в преимущественные условия деятельности.
    Пунктом 2.2 установлено, что установленная цена включает в себя стоимость доставки товара до государственного (муниципального) заказчика, является фиксированной и не подлежит изменению в течение срока действия контракта.
    Данное положение контракта предполагает, что в цену контракта, определенную по итогам проведенных торгов входит стоимость доставки товара до государственного (муниципального) заказчика.
    Соглашением Минздравсоцразвития Чувашии и ГУП ЧР «Фармация» от 12.03.2010 и заключенными государственными (муниципальными) контрактами установлено, что поставка осуществляется поставщиком до уполномоченного склада, а уполномоченный склад поставляет товар государственному (муниципальному) заказчику. При этом за услуги уполномоченного склада, что включает в себя и доставку товара до заказчика, взимаются с поставщика сверх цены контракта – не более 5,5% от цены контракта. Таким образом, фактически поставщик платит дважды за доставку товара до государственного (муниципального) заказчика и несет дополнительные расходы.
    Пунктом 2.3 контракта установлено, что стоимость услуг уполномоченного склада составляет не более 5,5% от цены товар и оплачивается поставщиком. Расчеты между поставщиком и уполномоченным складом осуществляются на основании заключенного договора.
    Данное условие содержалось в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, размещенной в открытом доступе, поставщики, подавая заявки на участие в открытом аукционе, знали о необходимости заключения договора с ГУП ЧР «Фармация» договора на оказание услуг по поставке, приемке, хранению, учету и доставке лекарственных средств, согласно которому поставщик оплачивает услуги уполномоченного склада в размере не более 5,5 % от цены контракта, которую поставщик предложит на аукционе.
    Следовательно, зная о дополнительных расходах, исчисляемых от той цены, которую поставщик предложит на аукционе, поставщик мог максимально снизить цену контракта с учетом суммы, равной 5,5% от предлагаемой цены.
    Таким образом, при проведении совместных торгов максимальная экономия бюджетных средств отсутствовала, цены были завышены на необоснованную стоимость в размере 5,5% от цены контракта.
    Минздравсоцразвития Чувашии письмом от 29.11.2011 №12/10-11788 сообщило, что выбор уполномоченного склада осуществляется в целях бесперебойного обеспечения учреждений здравоохранения Чувашской Республики качественными лекарственными препаратами в плановом экстренном порядке. Функциями уполномоченный склад наделен в связи с отсутствием в штатах учреждений здравоохранения квалифицированных специалистов по фармацевтической деятельности, большими объемами поставки лекарственных средств, требующих определенных, строго заданных условий хранения.
    Потребность лечебных учреждений в услугах уполномоченного склада ввиду отсутствия в штатах учреждений здравоохранения квалифицированных специалистов по фармацевтической деятельности, большими объемами поставки лекарственных средств, требующих определенных, строго заданных условий хранения предполагает возникновение правоотношений между уполномоченным складом и лечебными учреждениями, а не как не с поставщиком, и оплаты таких услуг именно лечебными учреждениями.
    Таким образом, поставщикам вменяется несение дополнительных расходов, сверх цены, установленной на аукционе, не предусмотренных действующим законодательством, ввиду наличия необходимости лечебных учреждений в услугах уполномоченного склада.
    Как установлено Минздравсоцразвития Чувашии в нарушение части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов и пункта 3 Положения не являясь заказчиком, провело совместные торги. В том случае, если бы совместные торги были проведены в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, реализация соглашения, заключенного на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) с ГУП ЧР «Фармация» была бы не возможна. Так как при отсутствии соглашения с лечебных учреждений с ГУП ЧР «Фармация» и поставка осуществлялась бы непосредственно поставщиками в лечебные учреждения без оплаты стоимости услуг уполномоченного склада, начальная максимальная цена контракта по проведенному аукциону могла быть снижена еще на сумму расходов на услуги уполномоченного склада.
    Согласно договорам заключенным ГУП ЧР «Фармация» на оказание услуг по поставке, приемке, хранению, учету и доставке лекарственных средств с поставщиками, победителями открытого аукциона, проводимого Минздравсоцразвития Чувашии на поставку лекарственных средств во 2 полугодии 2010 года и 1 полугодии 2011 года, предприятие получило денежных средств в размере 4 300 845, 51 рублей.
    Таким образом, Минздравсоцразвитием Чувашии и ГУП ЧР «Фармация» созданы такие условия на рынке поставок лекарственных средств, согласно которым поставщики обязаны поставить товар уполномоченному складу, который после принятия товара поставляет его в лечебные учреждения, лечебные учреждения оплачивают поставщику поставку лекарственных средств, а поставщик в свою очередь оплачивает услуги уполномоченного склада, не предусмотренные действующим законодательством.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
    Таким образом, заключив соглашение от 12.03.2010 на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада) по результатам открытого конкурса, максимальный балл по которому могло получить только ГУП ЧР «Фармация», Минздравсоцразвития Чувашии предоставил преимущественные условия деятельности ГУП ЧР «Фармация» на рынке поставки лекарственных средств и возможность получения дохода за услуги, в которых, как утверждает министерство, нуждаются лечебные учреждения, за счет поставщиков, победителей открытых конкурсов, кроме ГУП ЧР «Фармация», и обязал поставщиков заключать такие договора на оказание услуг с ГУП ЧР «Фармация» и нести необоснованные расходы, а ГУП ЧР «Фармация», заключая договора на оказание услуг с поставщиками, победителями открытых конкурсов, ограничили конкуренцию на рынке поставок лекарственных средств.
    В силу того, что действие соглашения от 12.03.2010 на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (уполномоченного склада), заключенного Минздравсоцразвития Чувашии и ГУП ЧР «Фармация» прекращено, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать в действиях Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Признать соглашение Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и ГУП ЧР «Фармация» нарушающим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии:
    С.ГДанилова
    А.В.Алексеева