О нарушении законодательства в области защиты конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 14 сентября 2010 года № 133-АМЗ-2010
О нарушении законодательства в области защиты конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
14 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в деле:
от ответчика Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом - В. - заместителя руководителя рассмотрела дело N 133-АМЗ-2010 по признакам нарушения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 33 "а") статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В ходе осуществления государственного контроля, проведена проверка официального сайта администрации г. Чебоксары, в ходе которой установлено следующее.
03.08.2010 года на официальном сайте Городского комитета по управлению имуществом размещен информационный бюллетень N 35 от 03.08.2010, согласно которому Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщает о проведении 17 сентября 2010 года аукциона по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений 20 лотов.
Как указано в документации об аукционе, также размещенной на официальном сайте она разработана в соответствии с приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществиться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67).
Согласно документации предметом аукциона является право на заключение договора аренды. Как указано в документации об аукционе, оплата права аренды нежилого помещения производится в безналичном порядке в течение 5 календарных дней с момента получения протокола аукциона путем внесения победителем аукциона на расчетный счет организатора аукциона суммы в размере равной продажной цене права аренды нежилого помещения за вычетом суммы внесенного победителем аукциона задатка. Арендную плату Арендатор перечисляет ежемесячно.
На рассмотрении дела представитель ответчика пояснил следующее.
03.08.2010 года на официальном сайте Городского комитета по управлению имуществом размещен информационный бюллетень N 35 о проведении 17 сентября 2010 года аукциона по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений 20 лотов.
Порядок проведения аукциона и документация об открытом аукционе разработаны в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России N 67 (далее - Правила) и Положением о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики, утвержденным Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.02.1999 N 550.
Определение победителя по такому критерию как "право аренды" не каким образом не ограничивает конкуренцию. Право аренды является оставляющей частью арендной платы. Арендная плата состоит из двух частей: разовый платеж и периодические платежи. Право аренды является разовым платежом, выплачиваемый победителем единовременно. Периодическими платежами является арендная плата, которая может выплачиваться за год или ежемесячно.
Сочетание разового и периодического платежей не противоречит гражданскому законодательству.
В ходе рассмотрения материалов дела и Комиссия установила:
03.08.2010 года на официальном сайте Городского комитета по управлению имуществом размещен информационный бюллетень N 35 о проведении 17 сентября 2010 года аукциона по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений 20 лотов.
Также на официальном сайте размещена документация об открытом аукционе, в которой установлено, что она разработана в соответствии с Приказом N 67.
Согласно пункту 114 Правил документация об аукционе помимо сведений установленных в извещении о проведении аукциона должна содержать ряд сведений, например таких как: - порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе; - срок и порядок внесения задатка; - порядок передачи прав на имущество, созданное участником аукциона в рамках исполнения договора, заключенного по результатам аукциона, и предназначенное для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, в случае если создание и передача такого имущества предусмотрены договором.
Несмотря на то, что проектом договора аренды предусмотрено проведение капитального ремонта, содержания и ремонта фасада здания, сведения предусмотренные Правилами в документации об аукционе не установлены, что является нарушением пункта 114 Правил.
Пунктом 112 Правил установлено, что при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества. Согласно документации об аукционе в лот "N 17" включены нежилые помещения по ул. Привокзальная, д. 10, лит. А, ул. Энгельса, д. 40, которые находятся в разных зданиях города Чебоксары. Аналогичное установлено по лотам N 18.
Данные действия Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом ограничивают круг лиц, претендующих на предоставление указанных помещений в отдельности, и направлены на ограничение конкуренции на данном рынке, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 115 Правил определено, что к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно пункту 2.3 проекта договора арендатор должен за свой счет по собственно инициативе или требованию Балансодержателя производить: - своевременный текущий ремонт помещения и инженерных коммуникаций; - содержание и ремонт фасада здания в пределах помещения; - связанные с деятельностью Арендатора переоборудование, перепланировка, капитальный ремонт и реконструкцию помещения; - ремонт кровли в пристроенном к жилому дому помещении.
Частью 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что обязанностью арендатора является поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
Обязанность по проведению капитального ремонта переданного ив аренду имущества возложена частью 1 статьи 616 ГК РФ на арендодателя. В том случае, если арендодатель не исполняет возложенную на него обязанность, арендатор имеет право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Таким образом, установленные в пункте 2.3 проекта договора требования по проведению арендатором за свой счет по собственно инициативе или требованию Балансодержателя работ, являющихся обязанностью арендатора, без указания на право арендатора получения компенсации затрат в установленном статьей 616 ГК РФ порядке, являются неправомерными, нарушающими статью 616 ГК РФ. Установление данных требований без указания в соответствии с пунктом 114 Правил их в документации об аукционе, является навязыванием невыгодных условий договора, путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.
Как указано выше, обязанностью арендатора является поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Страхование не является расходами по содержанию имущества, установление такого требования также является навязыванием невыгодных условий договора, путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 3.1 проекта договора аренды установлено, что плата за пользование помещением по договору согласно Положению о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары устанавливаются в виде сочетания следующих форм оплаты: - оплата стоимости права аренды; - оплата собственно "арендной платы"; - несение арендатором затрат по содержанию арендуемого помещения; - оплата по требованию арендодателя расходов на содержание общего имущества в здании соразмерно занимаемой площади; - несение иных затрат или платежей.
Установление требования несения арендатором иных затрат или платежей, является также навязыванием невыгодных условий договора, в силу того, что не конкретизация и не детализация понятий "иные затраты или платежи" приводят к взиманию с арендатора необоснованных затрат, что приводит к установлению необоснованных препятствий осуществления деятельности хозяйствующему субъекту.
Пунктом 2 част 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, Чебоксарский комитет по управлению имуществом установив пунктами 2.3. и 3.1 проекта договора необоснованные требования к победителю аукциона, нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора.
Порядок проведения данных конкурсов или аукционов, в силу части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установлен Приказом N 67, согласно которому аукцион проводится на право заключения договора аренды.
Предметом проводимого Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом аукциона является продажа права на заключение договоров аренды.
В соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю). Таким образом, Чебоксарский комитет по управлению имуществом передает в собственность право на заключение договоров аренды. Правовым следствием передачи указанного права является установление в пункте 3.1 проекта договора требование оплаты права аренды.
Пунктом 105 Правил установлено, что в извещении о проведении аукциона должна быть указана начальная (максимальная) цена договора.
Подпунктом 9 пункта 114 Правил определено, что документация об аукционе должна содержать величину повышения начальной цены договора ("шаг аукциона").
Согласно порядку проведения аукциона, установленного Правилами, аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона" ( пункт 138 Правил).
"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона ( пункт 139 Правил).
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора ( пункт 142 Правил).
Пунктом 98 Правил определено, что договор заключается на условиях, указанных в поданной участником, с которым заключается договор, заявке на участие в аукционе и в документации об аукционе. При заключении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
Исходя из изложенного, в извещении должна быть указана начальная (минимальная) цена договора на весь срок действия договора.
С учетом вышеизложенного, а также в силу того, что, во-первых, действующим законодательством, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации, не предусмотрен такой вид договора как договор купли-продажи права на аренду муниципального имущества, равно как и не предусмотрена возможность оплаты права аренды, а, во-вторых, невозможно передать в собственность хозяйствующему субъекту право аренды нежилого помещения, тем более на определенный срок, открытый аукцион, объявленный Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом с нарушением положений Приказа ФАС России N 67, нарушает части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия 1.Признать в действиях Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 2.Выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. 3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии:
А.В.ЮЩЕНКО
А.В.АЛЕКСЕЕВА