Чувашская Республика
Решение от 09 апреля 2012 года

В отношении ОАО «Чебоксарский речной порт»

По делу № 139-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
09 апреля 2012 года
    Резолютивная часть оглашена 27 марта 2012 г.
    Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2012 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 139-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    при участии в заседании представителей:
    ОАО «Чебоксарский речной порт»
    Блиновой Анжелики Валентиновны по доверенности от 01.03.2012
    представители ОАО «Чебоксарский речной порт», ТУ «РОСИМУЩЕСТВО» извещенные о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение не явились,
    рассмотрев дело № 139-АМЗ-2011 по признакам нарушения ОАО «Чебоксарский речной порт» и ООО «БИЗНЕСАУДИТ» статьи 11, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В Чувашское УФАС России поступила жалоба ТУ РОСИМУЩЕСТВО по Чувашской Республике на признаки нарушения ОАО «Чебоксарский речной порт» Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении обязательного аудита.
    Из жалобы следует, что на годовых общих собраниях акционеров ОАО «Чебоксарский речной порт» проведенных 25 мая 2010 г., указанными обществами аудиторы утверждались большинством голосов, но не по итогам проведения конкурса и без представления акционерам вышеуказанных протоколов.
    Из пояснений ОАО «Чебоксарский речной порт» следовало, что выбор аудиторской компании проходил на основании закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». После проведения конкурса, кандидат, выигравший конкурс, утверждался на годовом собрании акционеров. В подтверждение Общество предоставило конкурсную документацию за 2010-2011 гг.
    Как установлено из представленных ОАО «Чебоксарский речной порт» документов в 2008-2010 гг. Обществом были заключены договоры на оказание аудиторских услуг с ООО «Бизнесаудит». Объявление о проведении конкурса ОАО «Чебоксарский речной порт» 30 апреля 2010 г. было размещено в газете «Чебоксарские новости» с нарушением требований закона № 94-ФЗ. В объявление также было указано, что «требования, предъявляемые к аудиторским организациям, а также перечень необходимой информации и материалов, подлежащих представлению в составе технического и финансового предложений, будут представлены в приглашении». Приглашения были направлены в адрес двух аудиторских организаций – ООО «Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская фирма «Проф аудит». При этом в журнале регистрации участников открытого конкурса значится только ООО «Аудиторская фирма «Проф аудит», а конкурс в 2010 г. выигран ООО «Бизнесаудит».
    Согласно конкурсной документации за 2011 г. дата начала подачи конкурсных заявок была назначена 01 мая 2011 г., дата вскрытия конвертов с заявками – 05 мая 2011 г., что не соответствует требованиям Закона № 94-ФЗ. В результате единственная заявка поступила от ООО «Бизнесаудит».
    Таким образом, Чувашское УФАС пришло к выводу, что в действиях ОАО «Чебоксарский речной порт» и ООО «БИЗНЕСАУДИТ» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и по указанным фактам возбудило настоящее дело.
    На заседании представитель ОАО «Чебоксарский речной порт» нарушения антимонопольного законодательства не признал пояснив, что в 2009 г. конкурс по отбору аудиторской компании проводился 15 июля 2009 года, через 30 дней после опубликования в газете «Чебоксарские новости» и размещения на сайте www.bob.ru . Поступили три заявки на участие в конкурсе - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит», ООО «Аудиторская компания «Эталон» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». Свои предложения до окончания срока приема документов на участие в конкурсе направили две компании ООО «Аудиторская компания Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская компания «Эталон». По результатам вскрытия конвертов победителем была признана компания - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит». Информация о конкурсе была размещена в газете «Чебоксарские новости» 11 июня 2009 года, а также на сайте www.bob.ru 08 июня 2009 г.
    Расчет баллов производился на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 706, в соответствии с которым оценка производилась по 100-балльной шкале:
    35 баллов - за общий подход аудиторской организации к выполнению аудиторского задания, полученного от организатора конкурса;
    25 баллов - за общую и профессиональную характеристику аудиторской организации;
    30 баллов - за квалификацию и опыт сотрудников аудиторской организации, предлагаемых для участия в аудите
    10 баллов - за дополнительную информацию.
    Финансовые предложения, содержащие стоимость проведения аудита в пределах отклонения не более чем на 25 процентов от средней стоимости, предложенной аудиторскими организациями, заявки на участие в конкурсе которых не отклонены конкурсной комиссией, получают 100 баллов. Оценка других финансовых предложений рассчитывается путем вычитания из 100 баллов корректирующей величины, которая рассчитывается как произведение 100 на отношение величины отклонения финансового предложения конкретной аудиторской организации от средней стоимости к этой средней стоимости.
    Оценка заявки на участие в конкурсе в целом рассчитывается путем сложения баллов за техническое предложение, умноженных на 0,8, и баллов за финансовое предложение, умноженных на 0,2. Данное постановление утратило силу 16 декабря 2009 г.
    Конкурс в 2010 г. проводился 30 апреля 2010 г., через 30 дней после опубликования в газете и размещения на сайте www.bob.ru, а также на официальном сайте организации ОАО «Чебоксарский речной порт» www.chport.ru, в соответствии со ст. 21, Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О концессионных соглашениях».
    Поступили две заявки на участие в конкурсе - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». Свои предложения на участие в конкурсе направили две компании - ООО «Аудиторская компания Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». По результатам вскрытия конвертов победителем была признана компания - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит». 30 апреля 2010 составлен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторской проверки, ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Чебоксарский речной порт». 06 мая 2010 года подписан протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на оказание услуг по проведению годового аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Чебоксарский речной порт».
    Адрес официального сайта в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, был определен ст. 1, Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» -www.zakupki.gov.ru. К моменту вступления в законную силу данных изменений, проводимый Обществом конкурс подошел к завершению.
    В 2011 г. конкурс проводился 05 мая 2011 г., через 30 дней после размещения на сайте www.zakupki.gov.ru. Поступила одна заявка на участие в конкурсе от ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит». Конкурс был признан несостоявшимся, договор на оказание аудиторских услуг был заключен с ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит».
    По мнению представителя общества сайт www.zakupki.gov.ru является единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также для размещения сведений о контрактах (их изменениях), сведений об исполнении (прекращении действия) контрактов в соответствии с Законом 94-ФЗ только с 1 января 2011 г.
    Представитель ООО «Бизнесаудит» также не признал нарушения антимонопольного законодательства.
    Представитель ТУ РОСИМУЩЕСТВО пояснил, что Росимуществом направлялись разъяснения в адрес ОАО «Чебоксарский речной порт» о необходимости отбора аудитора на 2009, 2010 годы только на конкурсной основе, так как на момент направления разъяснений у Управления отсутствовала информация о проведении конкурса ОАО «Чебоксарский речной порт».
    Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчиков, Комиссия приходит к следующим выводам.
    1.Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в части созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок (ред. от 06.12.2011). До указанной редакции закона, рассматриваемые признаки нарушения, классифицировались п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
    Как следует из материалов дела между ОАО «Чебоксарский речной порт» и ООО «Бизнесаудит» были заключены договоры на оказание аудиторских услуг в 2008-2010 гг.
    В 2009 году конкурс по отбору аудиторской компании проводился 15 июля 2009 г., через 30 дней после опубликования в газете «Чебоксарские новости» и размещения на сайте www.bob.ru извещение о проведении конкурса. Однако конкурсная документация не размещалась. Поступили три заявки на получение конкурсной документации от ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит», ООО «Аудиторская компания «Эталон» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». Свои предложения до окончания срока приема документов на участие в конкурсе направили две компании - ООО «Аудиторская компания Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская компания «Эталон». По результатам вскрытия конвертов победителем была признана компания - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит». Информация о конкурсе была размещена в газете Чебоксарские новости 11 июня 2009 г., а также на сайте www.bob.ru 08 июня 2009 г.
    В 2010 году конкурс проводился 30 апреля 2010 года, через 30 дней после опубликования в газете и размещения на сайте www.bob.ru, а также на официальном сайте организации ОАО «Чебоксарский речной порт» www.chport.ru извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация как и в 2009 году не размещалось. Поступили две заявки на получение конкурсной документации от ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». Свои предложения на участие в конкурсе направили две компании - ООО «Аудиторская компания Бизнесаудит» и ООО «Аудиторская фирма «Проф Аудит». По результатам вскрытия конвертов победителем была признана компания - ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит».
    В 2011 году конкурс проводился 05 мая 2011 г., через 30 дней после размещения на сайте www.zakupki.gov.ru, договор на оказание аудиторских услуг был заключен с ООО «Аудиторская компания «Бизнесаудит».
    Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства для признания наличия или отсутствия нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции со стороны ОАО «Чебоксарский речной порт» и ООО «Бизнесаудит», в связи с проведением ОАО «Чебоксарский речной порт» открытых конкурсов.
    2.Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
    Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренным законодательством о размещении заказов.
    2.1.Комиссией установлено, что в 2009 году ОАО «Чебоксарский речной порт» при отборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита руководствовалось «Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 № 706, которое утратило силу с 29.12.2009 г.). Конкурсная документация в нарушение части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов на официальном сайте не размещалась.
    2.2.Комиссией установлено, что извещение о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения контракта на проведение обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Чебоксарский речной порт» за 2011 год с начальной (максимальной) ценой контракта 40000,00 руб. (извещение № 061500000211000001) размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29 марта 2011 г.
    На данный открытый конкурс подана одна заявка ООО «Аудиторская фирма «Бизнесаудит», что отражено в протоколе рассмотрения заявок от 10.05.2011 г.
    В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов
    извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком,
    уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем 30 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронного документа заявкам на участие в конкурсе.
    В пункте 12 информационной карты документации об аукционе в электронной форме дата начала подачи конкурсных заявок обозначена 01 мая 2011 года. В извещении и в пункте 14 информационной карты дата и время вскрытия конвертов с заявками указана 05 мая 2011 11:00:00, то есть в извещении заказчиком сокращен срок подачи заявок за 5 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Указанное время подачи заявок составляет менее 30 дней, что не соответствует срокам, предусмотренным законодательством о размещении заказов, в связи с этим является нарушением части 1 статьи 21 Закона о размещении заказов.
    Таким образом, установленный ОАО «Чебоксарский речной порт» ограниченный срок подачи заявок на участие в конкурсе сокращает количество участников, что подтверждается протоколом от 10.05.2011 года, в котором сообщается о подаче одной заявки на данный конкурс.
    В соответствии с частью 1 статьи 17 Закон о защите
    конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые
    приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению
    конкуренции.
    Согласно пунктам 14, 15 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 указанного закона, а также порядок оценки и сопоставления заявок.
    Порядок оценки заявок на участие в конкурсе определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 (далее - Порядок оценки заявок). Согласно части 7 Порядка оценки порядка сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%.
    ОАО «Чебоксарский речной порт» в разделе 6 и в пункте 26 информационной карты конкурсной документации установило оценки конкурсных заявок по трем критериям только в бальной форме, но не в процентном их соотношении как установлено частью 7 Порядка оценки заявок:
    - 40 баллов - за цену договора, форму, сроки и порядок уплаты;
    - 20 баллов - за качество услуг: за общий подход аудиторской организации к проведению ежегодного аудита, включая предлагаемый объем проверки и общий объем трудозатрат, за методику осуществления аудита, его план;
    - 40 баллов - за сроки (периоды) оказания услуг, в том числе за сроки начала и окончания аудита, сроки предоставления заключения, распределение времени на предварительный и окончательный аудит.
    Кроме этого, каждый критерий содержит дополнительные показатели без установленя их значимости. Например:
    - критерий «цена договора» содержит такие показатели как «форма уплаты», «сроки уплаты», «порядок уплаты» без их значимостей;
    - критерий «качество услуг» содержит показатели «методика осуществления аудита», «план аудита» и т.д. без их значимостей;
    - критерий «срок оказания услуг» содержит показатели «предварительный аудит», «окончательный аудит» без указания их значимостей.
    При таких обстоятельствах, установленный в конкурсной документации порядок оценки свидетельствует о нарушении ОАО «Чебоксарский речной порт» части 7 Порядка оценки заявок и пунктов 14, 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
    Таким образом, порядок оценки заявок не обеспечивает объективность оценки предложений участников и прозрачность проведения конкурса, что может привести к нарушению определения победителя, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.3.Аналогичное нарушение Комиссией выявлено в разделе 6 и пункте 26 информационной карты конкурсной документации по отбору аудиторской организации на право заключения договора на оказание услуг по проведению ежегодного обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Чебоксарский речной порт» за 2010 год с начальной (максимальной) ценой контракта 60 000,00 руб. (извещение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29 марта 2010 г.).
    Также Комиссией установлены следующие нарушения при проведении конкурса. Требования к участникам конкурса предусмотрены частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов (соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; непроведение ликвидации участника размещения заказа; неприостановление деятельности участника размещения заказа; отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня.
    Кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
    В извещении (распоряжение № 2/10 гендиректора ОАО «Чебоксарский речной порт» Шайкина В.В. от 29.03.2010 г.) в разделе «требования к участникам конкурса» заказчик установил следующие условия:
    - опыт работы на рынке аудиторских услуг не менее 8 лет;
    - наличие в штате аудиторской организации не менее 9 специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, срок которых не истек;
    - наличие в штате аудиторской организации не менее 7 специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, срок (стаж) действия которых не менее 5-ти лет;
    - наличие действующего полиса добровольного страхования профессиональной ответственности аудитора, что является нарушением части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
    Такие требования к участникам, установленные в разделе «требования к участникам конкурса» извещения о проведении конкурса приводят или могут привести к ограничению количества участников.
    Согласно части 1 статьи 17 Закона о Защите о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
    Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
    Иные сайты в сети Интернет и печатные издания по усмотрению заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов, не заменяя размещение информации на Официальном сайте.
    ОАО «Чебоксарский речной порт» в извещении в разделе «официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация» сообщило иной сайт, а именно: www.chport.ru, что является нарушением части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов.
    Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что нарушение ОАО «Чебоксарский речной порт» процедуры проведения конкурса по отбору аудитора в 2009-2011 гг. привело к ограничению конкуренции между аудиторскими компаниями, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В г. Чебоксары осуществляют свою деятельность около 20 аудиторских организаций, однако, в конкурсах, проводимых 2009-2011 гг. ОАО «Чебоксарский речной порт», по причине нарушения процедуры их проведения принимало участие только 2-3 аудиторские компании.
    Сокращение числа хозяйствующих субъектов (участников аукциона) организатором торгов в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
    Указанное свидетельствует, что при проведении ОАО «Чебоксарский речной порт» конкурсов по отбору аудиторских организаций 2009-2011 гг. ОАО «Чебоксарский речной порт», нарушило законодательства о размещении заказов, что привело к ограничению конкуренции, что недопустимого согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, 39, 41, 44, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Признать ОАО «Чебоксарский речной порт» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Чебоксарский речной порт» и ООО «БИЗНЕСАУДИТ» по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    А.В.Алексеева