О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 21 марта 2011 года № 9-АМЗ-2011
О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
21 марта 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов В.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы;
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы
при ведении протокола заседания Комиссии Соколовой В.И.,
в присутствии:
от заявителя - ООО "Д." (адрес: <...>): С. - директор;
от ответчика - ООО "К." (адрес: <...>): К.О. - ведущий юрисконсульт отдела претензионно-исковой работы Правового управления (доверенность <...>), К.Л. - юрисконсульт 1 категории отдела претензионно-исковой работы Правового управления (доверенность <...>), В. - начальник Производственно-технического отдела (доверенность <...>);
от Приволжского управления Ростехнадзора (адрес: <...>): Я. - главный государственный инспектор;
от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам: К.Г. - заведующая сектором регулирования и контроля тарифов тепловой энергии;
рассмотрев дело N 9-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО "К." (адрес: <...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
13.01.2011 г. в Чувашское УФАС России обратилось ООО "Д." с заявлением на необоснованные требования ООО "К.", связанные с выдачей Технических условий на теплоснабжение N 422 от 18.08.2008 г. 3-этажного универсального магазина экономного класса (поз. 19) по пр. Тракторостроителей между домами N 36 и N 48 13 МКР НЮР г. Чебоксары. Пунктом 17.10 технических условий предусмотрено для заявителя проведение реконструкции теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР г. Чебоксары. Заявитель сообщает, что все пункты технических условий выполнены, кроме пункта 17.10, для выполнения которого необходимо оплатить сумму в размере 13377700 руб. 00 коп.
ООО "Д." считает, что требования в технических условиях по проведению реконструкции теплотрассы и ЦТП противоречат действующему законодательству.
ООО "К." не согласилось с доводами, изложенными ООО "Д." в заявлении, и пояснило следующее.
В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13.02.2006 (далее - Правила N 83) при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Пунктом 6 Правил N 83 предусмотрено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.
Данный порядок предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения также закреплен в постановлении Администрации г. Чебоксары N 85 от 13.04.2006.
В соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом, а также на основании решения, принятого в 2007 году на совещании комиссии Администрации г. Чебоксары по вопросу проектирования и застройки 13 МКР НЮР, определено реконструировать теплотрассу, ЦТП-13. При этом мероприятия, связанные с проектированием и реконструкцией ЦТП-13 и тепловых сетей решено финансировать за счет потребителей (ОАО "Т.", ООО "Д.", ООО "У.", ЗАО "М.") в процентном соотношении к планируемым нагрузкам. Обществом разработаны и согласованы с Администрацией г. Чебоксары технические условия на теплоснабжение ООО "Д." N 299 от 10.12.2007. Данные технические условия в дальнейшем по заявлению ООО "Д." были отменены в связи с изменением объема теплопотребления и разработаны технические условия на теплоснабжение N 422 от 18.08.2008.
Согласно п. 17.10 технических условий N 422 от 18.08.2008 ООО "Д." необходимо произвести реконструкцию теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР совместно с ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М.".
Во исполнение достигнутых на совещании комиссии решений ООО "К." разработало проект договора N 640 по реконструкции теплотрассы и ЦТП-13 в 13 МКР г. Чебоксары. На данный проект договора ООО "Д.", ОАО "Т.", ООО "У." (заказчики) представили протокол разногласий, рассмотрев который общество направило заказчикам письмо N 30-06/2897 от 09.12.2008 с предложением выполнить работы по реконструкции теплотрассы и ЦТП-13 в 13 МКР НЮР г. Чебоксары силами и средствами заказчиков, в связи с отсутствием у ООО "К." проектно-сметной документации.
ООО "Д." письмом от 13.08.2009 N 285 обратилось к ООО "К." с просьбой выдать справку о выполнении технических условий. Рассмотрев указанное письмо, общество письмом N 30-08/1950 от 24.08.2009 сообщило ООО "Д." о необходимости представления документов согласно перечня, при этом представление бухгалтерских документов требуется лишь в случае наличия в технических условиях пункта "стоимость".
ООО "К." отмечает, что в технических условиях N 422 от 18.08.2008 отсутствует пункт "стоимость".
Ранее, ООО "К." письмом N 14/01-02/3000 от 18.12.2008 разрешило ООО "Д." временное подключение к сетям теплоснабжения 3-этажного универсального магазина (поз. 19) в 13 МКР г. Чебоксары после получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике. Однако предоставленной возможностью временного подключения к теплосетям ООО "Д." не воспользовалось и в Ростехнадзор за разрешением на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок не обратилось.
24.11.2010 ООО "Д." обратилось в Общество с письмом о продлении срока действия технических условий и разрешении подключения к централизованному теплоснабжению. На данное обращение общество письмом от 16.12.2010 N 30-07/3171 ответило о возможности подключения к централизованной системе теплоснабжения после выполнения протокольного совещания 2007 года.
ООО "К." сообщает, что инвестиционная программа теплоснабжения не утверждена представительным органом местного самоуправления г. Чебоксары.
На заседании Комиссии представители ООО "К." поддержали доводы, изложенные в пояснении.
На заседании Комиссии директор ООО "Д." С. заявленное поддержал и сообщил, что в объяснении ООО "К." указывается об отсутствии технической возможности технологического присоединения объекта ООО "Д." к тепловым сетям. Вместе с этим, в настоящее время к тепловым сетям присоединены объекты ООО "У.", ОАО "Т." без реконструкции теплотрассы и ЦТП-13. В этом районе построены и строятся около 10 объектов капитального строительства, а по техническим условиям требования по реконструкции теплотрассы и ЦТП-13 ООО "К." предъявляются только к ООО "Д.", ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М.". Такие требования ставят в неравное положение вышеуказанные хозяйствующие субъекты по отношению к другим застройщикам.
На заседании Комиссии представитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам сообщила, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" орган регулирования осуществляет свою деятельность в сфере регулирование цен (тарифов) с 01.01.2011 года. В обосновывающих материалах, представленных ООО "К." для установления тарифов на тепловую энергию на 2008 - 2010 гг., сведения о проведении реконструкции теплотрассы и ЦТП в 13 МКР НЮР г. Чебоксары отсутствуют.
Комиссия, рассмотрев обстоятельства дела, заслушав объяснения сторон, изучив представленные документы пришла к заключению о необоснованности требования, установленного пунктом 17.10 Технических условий N 422, выданных ООО "К." ООО "Д.".
Из материалов дела следует, что 10.12.2007 г. ООО "К." выдало ООО "Д." технические условия N 299 на теплоснабжение объекта - 3-этажного универсального магазина экономного класса (поз. 19) по пр. Тракторостроителей между домами N 36 и N 48 13 МКР НЮР г. Чебоксары со сроком действия до 15.07.2009, с разрешенным максимумом теплопотребления 1,213 Гкал/час.
Согласно техническим условиям точкой подсоединения является существующая ТК-11 (п. 2).
Пунктом 17.7 данных технических условий предусмотрено условие по проведению реконструкции теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР совместно с ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М." согласно Приложению 2. В Приложении 2 указаны мероприятия по подключению группы жилых домов в 13 МКР НЮР (поз. 21, 48. ОАО "Т.", поз. 19 ООО "Д.", поз. 51 ООО "У.", поз. 54 ЗАО "М.").
Письмом от 27.05.2008 г. N 197 ООО "Д." обратилось в ООО "К." по вопросу внесения изменений в технические условия N 299 по объему теплопотребления.
18.08.2008 ООО "К." взамен технических условий N 299 выдало ООО "Д." технические условия N 422 с корректировкой разрешенного максимума теплопотребления с 1,213 Гкал/час до 1,1814 Гкал/час и условия о проведении реконструкции теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР совместно с ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М.". Срок действия указанных технических условий до 01.09.2010 г. В Приложении 2 к техническим условиям перечислены аналогичные мероприятия по подключению группы жилых домов в 13 МКР НЮР, что и в приложении 2 технических условий N 299.
В соответствии с указанным протокольным решением 28 ноября 2008 г. ООО "К." (Исполнитель) направило в ООО "Д.", ОАО "Т.", ООО "У." (Заказчики) проект договора N 640, предметом которого является исполнение поручения заказчиков по реконструкции теплотрассы и ЦТП в 13 МКР г. Чебоксары. Стоимость услуг по договору определяется сметой и ориентировочно составляет 13377700 руб. (п. 2.1.) в том числе:
ООО "Д." - 3611979 руб. (п. 3.2.);
ОАО "Т." - 4815972 руб. (п. 3.3.);
ООО "У." - 4949749 руб. (3.4.).
Указанная стоимость является предварительной, окончательная цена договора определяется по фактически выполненным объемам работ (п. 2.2.)
Подпунктами 1.1.1. - 1.1.6. договора предусмотрен перечень мероприятий, указанных в Приложении 2 технических условий.
Заказчиками данный договор не подписан, в связи с несогласием по размеру стоимости договора.
После выполнения всех условий, установленных техническими условиями, кроме пункта 17.10, ООО "Д." письмами от 31.10.2008 N 388, от 13.08.2009 г. N 285, от 26.08.2009 N 301 обращалось в ООО "К." о выдаче справки о выполнении технических условий на теплоснабжение N 422 от 18.08.2008 г. и подключения его объекта к централизованному теплоснабжению.
ООО "К." письмами от 15.09.2009 N 30-08/2186, от 16.12.2010 N 30-07/3171 сообщило ООО "Д." о невыполнении им пункта 17.10 технических условий, указывая, что подключение данного объекта возможно только после выполнения протокольного решения совещания комиссии.
ООО "Д." в письмах от 26.11.2008 г. N 421, от 04.12.2008 г. N 319, от 28.07.3010 N 273 просило ООО "К." заключить договор на теплоснабжение на свой построенный объект капитального строительства по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 36/1.
ООО "К." письмами от 02.12.2008 г. N 23/4-28/13556, от 30.07.2010 N 23/4-18/3113 сообщило ООО "Д." о необходимости представления ряда документов, в том числе справки о выполнении технических условий.
ООО "К." письмом от 18.12.2008 N 14/01-02/3000 сообщило ООО "Д." о решении временного подключения указанного объекта к сетям теплоснабжения после получения ООО "Д." в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей. При этом, сообщая, что справка о выполнении технических условий может быть выдана после выполнения всех пунктов технических условий.
22.12.2008 г. инспектором Управления по экологическому, технологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике Б. составлен Акт допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей N 046/08, которым дано заключение о допуске в эксплуатацию тепловых установок (тепловая сеть, ЦТП, ИТП) по постоянной схеме.
На основании указанного акта управлением было выдано разрешение N 046/08 (письмо от 23.12.2008 N 6520) на подключение законченной монтажем внутренней системы отопления, системы ГВС, наружных тепловых сетей ООО "Д." по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, дом 36/1.
Комиссией установлено, что данное разрешение ООО "К." в суде не оспорило.
Пункт 14 Правил исполнения и заключения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360), предусматривает: 1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов; 2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка; 3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Комиссией объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 04.03.2011 г.
ООО "К." приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 N 141-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" включено в указанный Реестр под регистрационным номером 21.1.21.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч.; 3) действия по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или экономически или технологически необоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ, либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативным правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению, что ООО "К." нарушило пункты 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с необоснованным включением в Технические условия N 299 и N 422, выданные ООО "Д.", условия по проведению реконструкции теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР совместно с ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М." и требованием его исполнения, по своей природе экономически или технологически необоснованного и (или) прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и в связи с данным обстоятельством, отказывая в заключении договора теплоснабжения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия 1.Признать ООО "К." нарушившим пункты 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части необоснованного включения в Технические условия N 299 и N 422, выданные ООО "Д.", требования по проведению реконструкции теплотрассы и ЦТП 13 МКР НЮР совместно с ООО "У.", ОАО "Т." и ЗАО "М." и на этом основании, отказывая в заключении договора теплоснабжения. 2.Выдать ООО "К." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
В.И.СОКОЛОВА
А.Р.ГАДИЛОВА
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.