Чувашская Республика
Решение от 11 марта 2011 года
По делу № 8-АМЗ-2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
11 марта 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2011г.
Решение изготовлено в полном объеме 11.03.2011г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы;
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы.
При ведении протокола Гадиловой А.Р.
в присутствии:
заявителя – депутата собрания депутатов города Канаш V созыва Жураева Виталия Михайловича,
ответчик - Муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, своего представителя в заседание не направил;
лицо, привлеченное к рассмотрению дела МОУ «СОШ №5» г. Канаш, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явилось.
рассмотрев дело № 8-АМЗ-2011 по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (адрес: пер. Б. Хмельницкого, д. 5 г. Канаш) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о конкуренции),
В Чувашское УФАС России 29.11.2010г. обратился депутат собрания депутатов города Канаш V созыва Жураев Виталий Михайлович с заявлением о проведении проверки по вопросу законности требований теплоснабжающей организации г. Канаш - филиалом Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (далее – филиал МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР») платы за выдачу технических условий на монтаж приборов учета тепловой энергии на существующих внутренних сетях зданий и сооружений г. Канаш. В качестве доказательств требования платы за выдачу ТУ к заявлению приложены копии документов: акт № 00001416 от 23 июня 2010г. выставленный МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Канаш, счет-фактура № 00001480 от 23 июня 2010г., технические условия на установку прибора учета тепловой энергии по отоплению от 03.06.2010г., счет № 234 от 23.11.2010г. выставленный ООО «Стройсервис», счет-фактура № 00000350 от 23.11.2010г., письма МП «Теплоэнерго» от 09.09.2010г. № 717, от 09.11.2010г. № 76.
На заявленное филиал МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» пояснил, что в соответствии с п.1.5 Устава МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которого является получение прибыли. Для допуска в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и выдачи технических условий необходимо:
произвести расчет необходимых параметров, максимальный часовой расход теплоносителя, максимальное часовое потребление тепловой энергии, расчет диаметра измерения участка;
определить место установки прибора учета с выездом на место;
проверить техническую документацию технических условий;
проверить документацию по допуску в эксплуатацию;
принять приборы учета со снятием первичных показаний
оформить акт допуска в эксплуатацию прибора учета.
Вышеуказанные работы производятся согласно калькуляции на работы по согласованию проектно-технической документации по установке приборов учета тепловой энергии, утвержденной 21.09.2010г. директором филиала МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР». В стоимость работ включены заработная плата – 720 руб., отчисления на заработную плату – 188 руб., расходы автотранспорта - 215 руб., общехозяйственные расходы – 65 руб. Всего с НДС на сумму 1600 руб. При согласовании проектно-сметной документации и установке прибора учета тепловой энергии на участке, обслуживаемом В.М. Жураевым, у филиала МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» возникли затраты (убытки) за фактически осуществленные работы, вследствие чего предприятие выставило счет на оплату, возмещающий данные затраты.
Государственная служба Чувашской Республики по тарифам и конкурентной политике сообщила, что в соответствии с действующим законодательством установка платы за выдачу технических условий на установку приборов учета тепловой энергии не является регулируемым видом деятельности. Государственная служба Чувашской Республики по тарифам и конкурентной политике не устанавливает плату за выдачу технических условий.
В заседании Комиссии депутатом собрания г. Канаш Жураевым В.М. дополнительно сообщено, что проблема с установкой приборов учета тепла возникла давно и существует только по данному виду услуги, по другим ресурсам такой проблемы не существует. Согласно постановлению Правительства РФ все социальные объекты г. Канаш начали устанавливать приборы учета тепла, при этом бюджетных средств на оплату технических условий на установку приборов учета выделено не было. К примеру, в среднем прибор учета стоит около 30 тыс. руб. Работы по установке приборов учета, также достигали 30 тыс. руб. МОУ «СОШ № 5» г. Канаш произвело оплату за выдачу технических условий на установку прибора учета тепла 1,5 тыс. рублей из средств собранных учителями школы. Руководству МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» указывалось, что действия по взиманию платы за выдачу технических условий на установку прибора учета тепла неправомерны. С учетом практики оплаты за тепло можно утверждать, что после установки приборов учета тепла затраты по теплу уменьшаются в 3 раза, поэтому данное предприятие заинтересовано ставить барьеры по установке приборов учета тепла.
Представителями филиала МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР пояснено, что плата берется не за выдачу технических условий, а за выезд специалистов на объект. Выдача технических условий на установку приборов учета определена в Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №83. Согласно этих Правил теплоснабжающая организация обязана при подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения выдавать технические условия.
Комиссия Чувашского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Таким образом, указанная обязанность по оснащению приборами учета энергетических ресурсов возложена на собственника или иного законного владельца средств учета.
В силу статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Взаимные расчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за поставку и потребление тепловой энергии регулируются Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995г. № Вк-4936
Пунктом 1.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, установлено, что при оборудовании и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и теплоносителя необходимо руководствоваться настоящими правилами.
Разделами 3, 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя определены порядок организации учета тепловой энергии и процедура допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. При этом установлено, что для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Данными Правилами к общему требованию отнесено, что все работы по оборудованию узла учета должны выполняться только организациями имеющими лицензию (разрешение) Главгосэнергонадзора Российской Федерации. Указанное требование обусловлено необходимостью профессиональной квалификации на деятельность, связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Таким образом, согласно вышеуказанных положений Правил выдача технических условий для монтажа узла учета теплоэнергии теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии не предусмотрена.
Довод ответчика о необходимости выдачи технических условий на установку приборов учета согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, Комиссией признается несостоятельным в силу того, что данные правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Одновременно, правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
По рассматриваемым Комиссией объектам МОУ СОШ №5 г. Канаш, ООО «Стройсервис» перечисленных в Правилах случаев не усматривается, поскольку на данных объектах осуществлялся только монтаж узла учета тепловой энергии, а не присоединение этих объектов к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, согласно пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно – технического обеспечения выдача технических условий или предоставление информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Из представленных в материалы документов: акта № 00001416 от 23 июня 2010г. выставленного МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Канаш, счет-фактуры № 00001480 от 23 июня 2010г., выставленного МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Канаш, технических условий на установку прибора учета тепловой энергии по отоплению от 03.06.2010г., выданных МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Канаш, счета № 234 от 23.11.2010г., выставленного филиалом МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» ООО «Стройсервис», счет-фактуры № 00000350 от 23.11.2010г. выставленного филиалом МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» ООО «Стройсервис», письма МП «Теплоэнерго» МО г.Канаш ЧР от 09.09.2010г. № 717, письма филиала МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» ООО «Стройсервис» от 09.11.2010г. № 76, следует, что филиалом МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» выставлялись требования получения технических условий на установку прибора учета тепловой энергии и оплаты за их выдачу.
С учетом этих обстоятельств и вышеуказанных положений нормативно-правового акта, Комиссия считает требования филиала МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» к потребителям тепловой энергии по получению технических условий на установку прибора учета тепловой энергии и платы за выдачу технических условий для монтажа узла учета тепловой энергии необоснованными.
Кроме того, Комиссия установила необоснованным пункт 14 Технических условий на установку прибора учета тепловой энергии по отоплению МОУ СОШ № 5 с закрытой системой теплопотребления, определяющий применение формулы расчета ожидаемого расхода теплоносителя как для открытой системы теплопотребления, с оговоркой, что данное программируется ввиду возможных утечек сетевой воды.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. действия
3) по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или экономически или технологически необоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
10) по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий и силу статьи 3 этого же закона под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством товаров в условиях естественной монополии и согласно статьи 8 закона не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Согласно частей 1, 5 ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом исследованных документов представленных в материалы дела: устава Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «города Канаш Чувашской Республики», статистической отчетности Форма № 1- предприятие за 2010г., предприятие осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и перетранспортировке тепловой энергии через ЦТП от чужих источников тепла МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в пределах границ своих тепловых сетей в г. Канаш.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв с 10.00 час. 18.02.2011г. до 10.30 час. 25.02.2011г.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению о совершении МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» действий, нарушающих требования пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» ущемляющих экономические интересы МОУ СОШ № 5 г.Канаш, ООО «Стройсервис».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
1.Признать МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством совершения действий ущемляющих интересы МОУ СОШ № 5 г. Канаш, ООО «Стройсервис», выражающихся в необоснованных требованиях по получению потребителями теплоресурсов технических условий на установку приборов учета теплоэнергии и платы за их выдачу для монтажа узла учета тепловой энергии, а также в применении для закрытой системы теплопотребления МОУ СОШ № 5 г.Канаш формулы расчета ожидаемого расхода теплоносителя как для открытой системы теплопотребления.
2.Выдать МП «УК ЖКХ» МО «г. Канаш ЧР» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
А.А.Гаврилов
Члены Комиссии
Л.А.Железина
В.И.Соколова
А.Р.Гадилова