Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
21 марта 2012 года
ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ»
ул. Энгельса, д. 28 б, г. Чебоксары
факс: 56-12-85
Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Н.Ю.Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Леонтьева Л.Г. - специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело № 20-Р-2012, возбужденное в отношении ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР, рекламы медицинских услуг
в присутствии Александровой Н.В. - представителя ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» по доверенности от 12.05.2011 б/н,
В ходе контрольного мероприятия, проведенного специалистами Чувашского УФАС России 15.02.2012, установлен факт распространения на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47), информации следующего содержания: «ООО «ДНК БЕСТ», ул. Энгельса, 28б. Анализы на отцовство, гепатиты, онкомаркеры, венболезни, инфекции, гормоны, на госпитализацию и другие. Тел.: 56-12-85».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку содержит в себе все квалифицирующие признаки данного понятия.
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждениями о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с Отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113, медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидеми-ческие мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Классификация сложных и комплексных медицинских услуг приведена в Отраслевом классификаторе, утвержденном приказом Минздрава России от 16.07.2001 № 268 «О введении Классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» (ОК 91500.09.0002-2001).
Данный классификатор представляет собой построенный по иерархической системе классификации систематизированный свод кодов и наименований сложных и комплексных медицинских услуг, применяемых при оказании медицинской помощи. При этом определено, что сложной медицинской услугой является набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и так далее, отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения»; комплексная медицинская услуга - это набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент»+ «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения»; прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых, является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно Приложению.
Из содержания рекламы ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» следует, что объектом рекламирования являются конкретные медицинские услуги, оказываемые Обществом, а не виды медицинской деятельности, в связи с чем, реклама является ненадлежащей, поскольку не содержит предупреждений, установленных в части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Закона, ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» является рекламодателем и рекламораспространителем собственной рекламы.
Представитель ООО «ДНК БЕСТ» Александрова Н.В. пояснила, что рассматриваемая реклама размещалась на самодельной щитовой рекламной конструкции общей площадью ).* кв.м (1, 17 м х 0, 69 м). Щит был изготовлен из металлических труб и кусков ПВХ-вагонки белого цвета, из-за чего хулиганы неоднократно ломали его. Данную конструкцию, вероятно, похитили собиратели металлолома из-за металлических труб и на момент получения определения Чувашского УФАС России о возбуждении настоящего дела в указанном в определении месте её уже не было.
ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» не согласно с вменяемым нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», поскольку на проведение лабораторных анализов никаких противопоказаний по определению не имеется и не может быть в отличие от лекарственных препаратов и изделий медицинской техники для диагностики и лечения различных заболеваний. В лабораторию ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» курьерами больниц города по направлениям врачей доставляют только пробы крови или сыворотки крови в пробирках, а для установления отцовства используются волосы, ногти, окурки, пробы слюны и другие материалы. Консультацию больных перед направлением на анализы проводят и должны проводить врачи государственных и частных медицинских учреждений и центров. Вопрос о том, какие именно анализы сдать пациент решает лечащий врач поликлиники или больницы. Клиническая лаборатория является лишь исполнителем решения или воли лечащего врача и во всем мире клинические лаборатории относятся к параклинической службе. Согласно действующему Положению о клинико-диагностических лабораториях у последних нет полномочий предупреждать и консультировать больных, у них имеются полномочия консультировать только лечащих врачей по результатам анализов их пациентов. В силу изложенных обстоятельств в рассматриваемой рекламе не должно содержаться предупреждение о необходимости получения консультации специалистов и уточнения имеющихся противопоказаний. Однако в нашей рекламе предупреждение все же имелось и было размещено на обратной стороне щита.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку на момент рассмотрения дела ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» не представил доказательств устранения нарушения, Комиссия считает, что необходимым выдать ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ», распространенную на щитовой рекламной конструкции, установленной рядом с забором БУ «Центральная городская больница» МЗСР ЧР (г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». 2.Выдать ООО «Диагностический центр «ДНК БЕСТ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.Винокурова
Члены Комиссии
Г.Ю.Ланская
Г.Ф.Леонтьева