О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 29 сентября 2011 года № 106-АМЗ-2011
О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
29 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями при участии в деле:
от ответчика - Администрации Мариинско-Посадского городского поселения - Я. глава администрации,
рассмотрев материалы дела N 106-АМЗ-2011, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации Мариинско Посадского городского поселения, в части принятия ограничивающих конкуренцию актов при выборе способа управления многоквартирными домами (г. Мариинский Посад, Курчатова 17);
по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Администрации Мариинско Посадского городского поселения и ООО УК "Г.", в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию при выборе способа управления многоквартирными домами (г. Мариинский Посад, Курчатова 17);
По информации, поступившей в Чувашское УФАС России, ООО УК "Г." осуществляется управление многоквартирным домом N 17 по ул. Курчатова в г. Мариинский Посад, без проведения процедуры по выбору способа управления собственниками многоквартирного дома управляющей организации на основании договора доверительного управления от 12.01.2009, заключенного между Администрацией Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "УК "Г.".
Частью 6.1 Договора установлено, что Договор заключается с 12 января 2009 г. до проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций.
Однако, до момента возбуждения дела N 106-АМЗ-2011 по признакам нарушения администрацией Мариинско-Посадского городского поселения антимонопольного законодательства конкурс по выбору управляющей компании по управлению МКД не проведен.
Представитель Администрации Мариинско-Посадского городского Поселения подтвердил информацию, изложенную в письме N 681 от 29.06.2011, согласно которой в настоящий момент администрация городского поселения предпринимает действия по подготовке документов для проведения конкурса.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон по делу, установила следующее. 1.Согласно представленной информации, с января 2009 г. домом N 17 по ул. Курчатова в г. Мариинский Посад управляет ООО "УК "Г." в соответствии с договором доверительного управления от 12.01.2009 г., заключенным между администрацией Мариинско Посадского городского поселения и ООО "УК "Г.". Из 32 квартир по состоянию на 16.06.2011 г. - 16 находятся в собственности граждан, 16 - являются муниципальными. Общая площадь приватизированного жилья составляет 645,3 кв. м, общая площадь муниципального - 691,6 кв. м.
В ходе проведения проверки, администрация Мариинско-Посадского городского поселения подтвердила (исх. N 681 от 29.06.2011), что 12.01.2009 г. между администрацией Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "Управляющая компания "Г." заключен договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда. При выборе прежним руководством администрации Мариинско-Посадского городского поселения в лице главы администрации П. управляющей компании, процедуры проведения конкурса на управление МКД не проводилось.
В материалах дела отсутствует информация о том, что собственниками помещений многоквартирного дома (в том числе администрацией г. Мариинско-Посадского городского поселения) или инициативной группой размещались объявления о проведении заочного голосования по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом N 17 по ул. Курчатова в г. Мариинский Посад.
В соответствии с ч. 4. ст. 161 Жилищного Кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Администрация Мариинско-Посадского городского поселения возложенную на нее частью 4 статьи 161 ЖК РФ обязанность не исполнила, и тем самым ограничила возможность подачи заявлений на обслуживание МКД иным лицам, предоставив ООО "УК "Г." более выгодные условия деятельности.
В соответствии с частью 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференции.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация Мариинско-Посадского городского поселения с заявлением о предоставлении преференции ООО "УК "Г." в антимонопольный орган не обращалась.
Следовательно, ООО "УК "Г." были предоставлены преимущественные условия деятельности, по сравнению с неограниченным кругом лиц, осуществляющим свою деятельность на рынке управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Бездействие администрации Мариинско-Посадского городского поселения создает преимущественные условия ООО "УК "Г." для осуществления деятельности по управлению МКД и создает препятствие для выхода на рынок управления многоквартирными домами лиц, которые имеют или могут иметь возможность предоставления соответствующих услуг. 2.Согласно представленной Администрацией Мариинско-Посадского городского поселения информации, договор на управление МКД заключен по взаимной договоренности руководителей администрации Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "УК "Г.". Выбор в качестве управляющей МКД N 17 по ул. Курчатова компании был осуществлен по инициативе администрации Мариинско-Посадского городского поселения, и как было установлено Комиссией с нарушением требований жилищного законодательства. Действия администрации при заключении договора с ООО "УК "Г." были направлены на создание преимущественных условий осуществления деятельности Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Г.", и не допущению к управлению многоквартирными жилыми домами иных управляющих компаний городского поселения, кроме как ООО "УК "Г.".
Следовательно, администрация Мариинско-Посадского городского поселения целенаправленно заключила договор управления МКД с конкретным хозяйствующим субъектом (ООО "УК "Г.") и не предпринимало никаких мер для равного доступа иных хозяйствующих субъектов (управляющих организаций), при выборе способа управления многоквартирным домом собственниками помещений, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
За услуги по управлению многоквартирным домом по ул. Курчатова, 17, оказание которых осуществлялось без проведения конкурса по выбору управляющей компании по договору, заключенному по соглашению администрации Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "УК "Г.", обществом был получен доход.
Комиссией выявлено, что за оказание услуг по управлению многоквартирным домом по ул. Курчатова, 17 в г. Мариинский Посад с момента передачи в управление многоквартирного дома ООО "УК "Г." по статье содержание и текущий ремонт собрано средств (письмо ООО "УК "Г." N 499 от 29.09.2011) - всего 244930,17, в том числе:
за 2009 г. - 77755,32 рублей;
за 2010 г. - 98432,20 рублей;
за 2011 г. (январь - 15.09.2011) - 68742,65 рублей.
Статьей 16 закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что администрация Мариинско-Посадского городского поселения, заключив договор доверительного управления от 12.01.2009 с ООО "УК "Г." совместно устранили возможность участия в выборе способа управления многоквартирным домом по ул. Курчатова, 17 иных управляющих организаций, и тем самым устранили конкуренцию на рынке оказания услуг управляющими компаниями, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства продолжается, Комиссия считает необходимым выдать предписание.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, части 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия 1.Признать в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 2.Признать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "УК "Г." нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3.Выдать администрации Мариинско-Посадского городского поселения предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства. 3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
А.В.АЛЕКСЕЕВА
Н.А.ДАВЫДОВА
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.