Чувашская Республика
Решение от 19 августа 2010 года № 33-АМЗ-2010

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
19 августа 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
    Ющенко А.В. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
    при участии в деле:
    от ответчика Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания:
    - А. (по доверенности);
    от заявителя администрации Моргаушского района Чувашской Республики
    - В. (по доверенности);
    От Кабинета Министров Чувашской Республики:
    - С. (действующей по доверенности Министерства Юстиции Чувашской Республики на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2010 N 217-р);
    в отсутствии заинтересованных лиц индивидуального предпринимателя Х. и ООО "В.";
    рассмотрев дело N 33-АМЗ-2010 по признакам нарушения Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России 08.02.2010 обратилась администрация Моргаушского района Чувашской Республики о нарушениях, допущенных Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашии) при предоставлении в пользование ООО "В." и ИП Х. территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Моргаушского района Чувашской Республики.
    В своем заявлении администрация Моргаушского района приложила письмо от 22.06.2009 N 629 направленное в Госохотрыбслужбу Чувашии о том, что администрация Моргаушского района, а также охотники и рыболовы, любители природы категорически против предоставления территории и акватории района указанным лицам, т.е. предоставление территорий или акваторий Моргаушского района проводилось без учета интересов местного населения, следовательно, с нарушениями требованиями статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в редакции, действовавшей до 01 апреля 2010 г. (далее - Закон о животном мире).
    Заявитель также считает, что размещение информации о предоставлении в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно опубликовываться не в местной районной газете, а в официальном печатном издании исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.
    Однако кроме объявления в районной газете Моргаушского района о проведении опроса общественного мнения, размещенного ИП Х. и ООО "В.", информации о предоставлении Госохотрыбслужбой Чувашии в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в печатном органе исполнительной власти Чувашской Республики не размещалось.
    В заседании Комиссии представитель Госохотрыбслужбы Чувашии пояснил, что в полномочия Службы не входит обязанность по опубликованию информации о предоставлении в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Чувашской Республике. Данные полномочия в соответствии с требованиями Закона о животном мире возложены на высший исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Кабинет Министров Чувашской Республики. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 N 303 в полномочия Службы входит только проверка представленных документов на соответствие требованиям действующего законодательства и выдача заключения о возможном предоставлении территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в Чувашской Республике.
    Кабинетом Министров Чувашской Республики 20 октября 2009 года подписаны распоряжения N 342-р и 343-р о предоставлении ИП Х. и ООО "В." в пользование объекты животного мира на территории Моргаушского района. Только после издания нормативного акта высшего исполнительной органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Служба выдает лицензию соискателю и заключает с ним договор в соответствии Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, утвержденного Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о выдаче лицензии).
    В соответствии с пунктом 8 Положения о выдаче лицензии результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию.
    Представитель администрации Моргаушского района полагает, что Госохотрыбслужба Чувашии не могла выдать лицензию, т.к. согласования со всеми землепользователями и землевладельцами смежных земельных участков согласно выписке Моргаушского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике от 18 мая 2010 года не производилось.
    По мнению представителя Госохотрыбслужбы Чувашии в полномочия Службы не входит получение согласования с землепользователями и землевладельцами земельных участков. Данные полномочия имеются у высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Однако Госохотрыбслужба Чувашии направила листы согласования в адрес землепользователей и землевладельцев земельных участков, но данные документы не могут служить основанием для внесения в долгосрочную лицензию, т.к. они проводились Госохотрыбслужба Чувашии, а не высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
    В заседании Комиссии представитель Кабинета Министров Чувашской Республики сообщила, что в соответствии с Положением о Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 N 303, Госохотрыбслужба Чувашии является уполномоченным государственным органом Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
    Кроме того, представитель Кабинета Министров Чувашской Республики считает, что на Госохотрыбслужбу Чувашии на возложены достаточные полномочия по всем вопросам охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
    В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 официальным опубликованием актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии", "Собрании законодательства Чувашской Республики" или на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет.
    По мнению представителя Кабинета Министров Чувашской Республики, так как публикация в сети Интернет на Портале органов власти Чувашской Республики имеется и действующим законодательством не установлена четкая регламентации процедуры по учету мнения населения, следовательно, принцип публичности нарушен не был.
    Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (далее - Россельхознадзор по ЧР), не заявляющих самостоятельных требований сообщил, что при проведении документальной проверки по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, Россельхознадзор по ЧР выявил, что у ООО "В." и ИП Х. в штате нет специалистов, имеющих профессиональную или квалификационную подготовку для обеспечения осуществления лицензируемого вида деятельности, что прямо предусмотрено пунктом 4.4 Положения о выдаче лицензий.
    Представитель Госохотрыбслужбы Чувашии пояснил, что зачисление в штат специалистов при осуществлении проверки документов на соответствие требований соискателя лицензии не требуется, достаточно представить копию соответствующего диплома или иного документа. Если соискателю будет предоставлена лицензия, тогда и возникает необходимость включить в штат специалистов для обеспечения осуществления лицензируемого вида деятельности.
    Комиссия Чувашского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, установила следующее.
    1.На официальном Портале органов власти Чувашской Республики на сайте Госохотрыбслужбы Чувашии 11 февраля 2009 года было размещено объявление, о границах и площадях охотничьих участков, объекты животного мира на которых могут быть предоставлены в пользование.
    ООО "В." 14 июля 2009 N 02/17-5016 обратилось с заявлением в Кабинет Министров Чувашской Республики.
    Госохотрыбслужба Чувашии, как специально уполномоченный орган, выдала ООО "В." 28 июля 2009 года положительное экспертное заключение N 830.
    ИП Х. 02 июля 2009 N 02/17-4681 обратилось с заявлением в Кабинет Министров Чувашской Республики.
    Госохотрыбслужба Чувашии, как специально уполномоченный орган, выдала ИП Х. 28 июля 2009 года положительное экспертное заключение N 831.
    23 мая 2009 года в районной газете Моргаушского района Чувашской Республики "Сентеру ялаве" было опубликовано совместное объявление ИП Х. и ООО "В." о проведении опроса общественного мнения по вопросу предоставления территорий и акваторий в целях пользования объектами животного мира.
    Администрация Моргаушского района Чувашской Республики в адрес Госохотрыбслужбы Чувашии направила письмо от 22.06.2009 N 629 о том, что администрация Моргаушского района, а также охотники и рыболовы, любители природы, проживающие не территории Моргаушского района рассмотрев объявление, напечатанное в районной газете "Сентеру ялаве" N 41 (7681) от 23.05.2009 о проведении опроса общественного мнения по вопросу предоставления территорий и акваторий в целях пользования объектами животного мира ООО "В." и ИП Х. категорически против предоставления территорий и акваторий района указанным лицам.
    В соответствии с требованием статьи 37 Закона о животном мире высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
    Комиссией установлено, что Госохотрыбслужбой Чувашии, в нарушении требований статьи 37 Закона о животном мире подготовлены положительные экспертные заключения без учета письма администрации Моргаушского района от 22.06.2009 N 629 по вопросу предоставление охотничьих угодий ИП Х. ООО "В.".
    2.В соответствии с Постановлением от 09.10.2008 N 303 Госохотрыбслужба Чувашии является специально уполномоченным органом Чувашской Республики, основными задачами которой, является реализация государственной политики в области охраны, контроля, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на территории Чувашской Республики.
    Принимая во внимание, что согласно Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики, специально уполномоченный орган в области охраны, контроля, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на территории Чувашской Республики - Госохотрыбслужба Чувашии, в соответствии с требованием статьи 37 Закона о животном мире был обязан согласовать с собственниками земель, землевладельцами условия предоставления территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
    Госохотрыбслужба Чувашии 31 августа 2009 года направила условия пользование животного мира на согласование с 18 землевладельцам и землепользователям Моргаушского района.
    Однако, в соответствии с выпиской Моргаушского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике от 18 мая 2010 года смежными землепользователями и землевладельцами земельного участка, предоставленного ИП Х., являются 25 землепользователей и землевладельцев, а ООО "В." - 21 землепользователь и землевладелец Моргаушского района.
    Комиссией установлено, что Госохотрыбслужба Чувашии не в полном объеме исполнила обязанности по направлению всем землепользователям и землевладельцам условий предоставления объектов животного мира в пользование на территориях и акваториях, необходимых для осуществления пользования в Моргаушском районе и, следовательно, не исполнила требования статьи 37 Закона о животном мире, тем самым нарушила порядок согласования условий предоставления объектов животного мира в пользование.
    3.Кабинет Министров Чувашской Республики, руководствуясь статьей 37 Закона о животном мире, принял распоряжения от 20.10.2009 N 342-р и 343-р о предоставлении ООО "В." и ИП Х. объектов животного мира на заявленных хозяйствующими субъектами территориях и акваториях Моргаушского района.
    Подача заявки в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и принятие названным органом решения о предоставлении заявленной территории в соответствии с требованием статьи 37 Закона о животном мире должно осуществляться с соблюдением принципа гласности.
    Обязанность информирования лиц, заинтересованных в получение в пользование объектов животного мира, возложена Законом на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2009 по делу N А 54-1544/2008-С13).
    Информацию, размещенную на Портале органов власти Чувашской Республике сайте Госохотрыбслужбы Чувашии о наличии территории для пользования животным миром в Моргаушском районе, свидетельствует о частичном обеспечении гласности на стадии подачи заявок о предоставление объектов животного мира, т.е. претенденты имеют возможность только через портал органов власти Чувашской Республики узнать информацию о наличии предоставлении объектов животного мира в пользование на территориях и акваториях Чувашской Республики.
    Закон о животном мире обязывает также проводить гласно и принятие решения о предоставлении заявленной территории. Информация о возможном предоставлении объектов животного мира на заявленных хозяйствующими субъектами территориях и акваториях Моргаушского района ИП Х. и ООО "В." ни в средствах массовой информации не опубликовывалась, ни в сети Интернет Кабинетом Министров Чувашской Республики или Госохотрыбслужбой Чувашии не размещалась.
    Таким образом, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в нарушении требований статьи 37 Закона о животном мире ни Кабинет Министров Чувашской Республике, ни Госохотрыбслужба Чувашии не обеспечили соблюдения принципа гласности при принятии решения о предоставлении заявленных ИП Х. и ООО "В." территории в Моргаушском районе.
    4.В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
    Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной преференцией.
    Таким образом, действия, осуществленные Госохотрыбслужбой Чувашии и Кабинетом Министров Чувашской Республики при предоставлении объектов животного мира в Моргаушском районе ИП Х. и ООО "В." в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются предоставлением вышеуказанным хозяйствующим субъектам государственной преференции.
    Согласно главе 5 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
    В соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной преференцией предоставление имущества и (или) иных гражданских прав по результатам торгов.
    Комиссией установлено, что порядок предоставления государственных преференций, установленной главой 5 Закона о защите конкуренции в отношении ИП Х. и ООО "В." Кабинетом Министров Чувашской Республики, или по поручению последнего Госохотрыбслужбой Чувашии, не был соблюден.
    Таким образом, Комиссией установлено, что ИП Х. и ООО "В." были предоставлены преимущественные условия деятельности, по сравнению с неограниченным кругом лиц, осуществляющим свою деятельность рынке пользования животным миром.
    В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушении порядка, установленной главой 5 настоящего Федерального закона.
    Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия Кабинета Министров Чувашской Республики и Госохотрыбслужбы Чувашии, при предоставлении ИП Х. и ООО "В." объектов животного мира в Моргаушском районе Чувашской Республики, в нарушение требований статьи 37 Закона о животном мире, исключили возможность подачи заявок неограниченного круга лиц, претендующих на предоставление территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, и их участия в конкурсе на право заключения договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, и следовательно, устранили конкуренцию на рынке пользования животным миром.
    Данные действия Госохотрыбслужбы Чувашии и решения Кабинета Министров Чувашской Республики создали для ИП Х. и ООО "В." преимущественные условия осуществления деятельности, что, по мнению Комиссии Чувашского УФАС России является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    С целью устранения нарушения антимонопольного законодательства на рынке пользования животным миром, Комиссия считает необходимым выдать Кабинету Министров Чувашской Республики предписание.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    1.Признать в действиях Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и решениях Кабинета Министров Чувашской Республики факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать Кабинету Министру Чувашской Республики предписание об устранении нарушении антимонопольного законодательства.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.ЮЩЕНКО
    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.