Чувашская Республика
Решение от 07 декабря 2010 года № 174-АМЗ-2010

О нарушении законодательства о защите конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
07 декабря 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 7 декабря 2010 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
  1.        Председателя Комиссии: 
           Борисова В.А.   - руководителя  Управления  Федеральной антимонопольной 
                             службы по Чувашской Республике - Чувашии; 
           Членов Комиссии: 
           Чагиной Г.В.    - начальника   отдела   контроля   органов   власти   и 
                             размещения заказов; 
           Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов 
                             власти и размещения заказов; 
           Давыдовой Н.А.  - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и 
                             размещения заказов; 
  2. при участии в деле:
    от ответчика Администрации г. Чебоксары - Я. - начальника отдела правовой экспертизы - по доверенности <...>;
    С.Е.- ведущего специалиста-эксперта отдела транспорта и связи администрации города Чебоксары - по доверенности <...> от заявителя - Д.В.Г. - представитель С.Д. по доверенности <...> рассмотрела дело N 174-АМЗ-2010 возбужденное по признакам нарушения Администрацией г. Чебоксары (адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 36) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России поступило заявление С.Д. об отказе ему Администрацией г. Чебоксары в открытии автобусного маршрута "п. Альгешево - Шупашкар - Центральный автовокзал - Дом Мод - Контур".
    Согласно обращению, С.Д. от 18.05.2010 в Администрацию г. Чебоксары было направлено заявление на открытие социального автобусного маршрута "п. Альгешево - Шупашкар - Центральный автовокзал - Дом Мод - Контур" с предоставлением всех льгот льготным категориям граждан на условиях самофинансирования, без компенсации затрат из республиканского бюджета Чувашской Республики, на что был получен отказ.
    Свой отказ Администрация г. Чебоксары письмом от 02.06.2010 N С-2642/2 мотивировала тем, что открытие нового маршрута перевозок пассажиров автомобильным транспортом должно быть предусмотрено наличием пассажиропотока для рентабельности перевозок, должно способствовать разгрузке маршрутной сети. Администрация города считает, что предлагаемая схема маршрута "п. Альгешево - Шупашкар - Центральный автовокзал - Дом Мод - Контур" для перевозки отдельных категорий граждан требует новых финансовых затрат, а именно, возмещения выпадающих доходов, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, установленного федеральным и республиканским законодательством. Целевые субвенции на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, в настоящее время не поступают в бюджет г. Чебоксары. Администрация также ссылается на то, что открытие нового маршрута будет дублировать уже существующие маршруты и вызовет нездоровую конкуренцию и появление транспортных заторов.
    В заседании Комиссии представитель С.Д. поддержал заявленные им доводы, сообщил, что С.Д. обращался в Администрацию города с заявлением об открытии социального маршрута для перевозки льготных категорий граждан. Возмещение затрат и убытков со стороны Администрации не требовалось. Схема движения предложенного маршрута существенно отличается от существующего маршрута N 52. Высказал мнение, что предпочтение в открытии отдается коммерческим маршрутам. Администрацией г. Чебоксары осуществляется препятствование открытию социальных маршрутов.
    Представитель Администрации г. Чебоксары, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Считает, что одного обращения для открытия маршрута недостаточно. Необходимость открытия нового маршрута заявитель обязан обосновать. Свой отказ Администрация г. Чебоксары мотивировала тем, что руководствовалась в принятии решения исходя из норм Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно которому приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, выше экономических результатов хозяйственной деятельности. Переизбыток транспортных средств и наложение маршрутов приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
    В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
    Согласно письму от 18.05.2010 ИП С.Д. обратился с заявлением об открытии социального автобусного маршрута N 72 "п. Альгешево - Контур", на котором перевозка отдельных категорий граждан будет осуществляться бесплатно.
    Однако в письме от 01.11.2010 N 29/027-1124 администрация г. Чебоксары ссылается на то, что С.Д. не были представлены обоснования для открытия маршрута, а именно эффективность использования подвижного состава по указанной схеме движения, обследование и изучение пассажиропотока.
    1.Согласно п. 3.3 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары (приложение к решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 - далее Положение) городские маршруты разрабатываются и вводятся в маршрутную сеть города в соответствии с настоящим Положением администрацией города Чебоксары на основе изучения потребностей населения в перевозках, предложений населения и перевозчиков. В соответствии с п. 3.7 Положения предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса, порядок которого регламентируется постановлением главы администрации г. Чебоксары. В своем ответе Администрацией не представлена информация о проведении мероприятий по изучению потребностей населения в перевозках при наличии предложений от перевозчиков.
    В соответствии с п. 6.2 Положения, маршруты пассажирского транспорта утверждаются распоряжением главы администрации города. Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет в том числе:
    - формирование рациональной маршрутной сети г. Чебоксары;
    - принятие решений об открытии новых маршрутов, изменений или закрытии существующих городских маршрутов перевозчиками;
    - изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.
    Соответственно полномочия по обследованию и изучению пассажиропотока возложены на администрацию г. Чебоксары, и отказ в связи с непредставлением результатов подобного обследования является необоснованным.
    В соответствии с п. 6.3 Положения вопрос об открытии городского маршрута рассматривается комиссией по развитию транспортной сети и безопасности дорожного движения (далее - Комиссия Администрации г. Чебоксары). Новые городские маршруты открываются при наличии прогноза устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения, а также требований, установленных настоящим действующим законодательством. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства рассмотрения Комиссией Администрации г. Чебоксары заявления ИП С.Д., а также результаты прогноза пассажиропотока, иная информация и документы имеющие значение по рассматриваемому вопросу.
    2.В ходе рассмотрения дела Администрация г. Чебоксары представила письмо от 01.11.2010 N 29/027-1124, в котором отмечает, что схема движения маршрута N 72, предложенная ИП С.Д. дублирует существующий маршрут N 52. Однако, анализ схем, как следует из материалов дела и пояснений представителей Администрации г. Чебоксары, Администрацией не проводился.
    Городская сеть, по заявлению представителя заявителя, в целом, более чем на 50% дублируется социальными и коммерческими рейсами, так как в городе существует три основные магистрали, по которым и осуществляется основное движение транспорта.
    Администрация г. Чебоксары ни в ответе заявителю (С.Д.), ни при пояснении Комиссии не представила обоснованных расчетов дублирования предложенного маршрута существующим маршрутом N 52.
    3.Свой отказ в открытии маршрута "Альгешево - Контур" (письмо N С-2642/2 от 02.06.2010) администрация г. Чебоксары мотивировала требованием новых финансовых затрат, а именно возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда. Однако, в своем заявлении от 18.05.2010 С.Д. обратился за разрешением об открытии социального автобусного маршрута, на котором перевозка отдельных категорий граждан будет осуществляться бесплатно, на условиях самофинансирования. На рассмотрении дела представитель заявителя подтвердил намерения С.Д. осуществлять обслуживание социального автобусного маршрута "п. Альгешево - Шупашкар - Центральный автовокзал - Дом Мод - Контур" с предоставлением всех льгот льготным категориям граждан на условиях самофинансирования, без компенсации затрат из республиканского бюджета Чувашской Республики. Следовательно, заявитель С.Д. на возмещение расходов со стороны администрации города в связи с открытием данного социального маршрута не претендует.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Администрация г. Чебоксары дала предпринимателю необоснованный, ничем не мотивированный отказ на его заявление об открытии маршрута "п. Альгешево - Шупашкар - Центральный автовокзал - Дом Мод - Контур", тем самым необоснованно препятствовала осуществлению деятельности ИП С.Д.
    В соответствии с ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается:
    необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2 ч. 1 ст. 15).
    В связи с тем, что Администрация г. Чебоксары на момент вынесения решения по заявлению С.Д. от 18.05.2010 не прекратила действий, выраженных в необоснованном отказе в открытии автобусного маршрута "п. Альгешево - Контур", Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации г. Чебоксары предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
    Изучив представленные документы, выслушав доводы заявителя, а также, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать в действиях Администрации г. Чебоксары факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать Администрации г. Чебоксары предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Направить материалы дела должностному лицу, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.АЛЕКСЕЕВА
    Н.А.ДАВЫДОВА