Чувашская Республика
Решение от 29 сентября 2011 года № 79-АМЗ-2011

О прекращении производства по делу о нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
29 сентября 2011 года
    Результативная часть решения оглашена 15 сентября 2011 года, полный текст решения изготовлен 29 сентября 2011 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 79-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
    Винокуровой Н.Ю. - зам. руководителя - начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
    Карповой Е.Ю. - специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).
    при участии в заседании:
    от лица Канашского районного потребительского общества
    - И. по доверенности от 01.07.2011 г.,
    - Ч. по доверенности от 01.07.2011 г.,
    - З. по доверенности от 01.07.2011 г.,
    - В. по доверенности от 01.07.2011 г.,
    - К. по доверенности от 01.07.2011 г., рассмотрев дело N 79-АМЗ-2011 по признакам нарушения Канашским районным потребительским обществом (г. Канаш, пр. Ленина, 38 а), (далее Канашское РАЙПО) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
    21 и 22 марта 2011 г. в Чувашское УФАС России поступили заявления от жителей Канашского района, сдающих молоко сырое сборщикам молока, таким как: ООО "М.", СПСК "М.", ИП А., Канашскому РАЙПО и ООО "М. - К.".
    Заявители представили Чувашскому УФАС России сведения, что на территории Канашского района сборщики молока осуществляли закупку молока с 19 декабря 2010 г. по цене N руб. за литр, с 9 января 2011 года - по цене N руб. за 1 литр, с 24 января 2011 г. - по цене N руб. за 1 литр, с 14 февраля 2011 года - по цене N руб. за 1 литр, с 17 марта 2011 года - по цене N руб. за 1 литр. Закупочные цены на сырое молоко на протяжении текущего 2011 года были подвержены динамике к снижению, в то время как, на рынке розничной реализации молочной продукции цены напротив росли.
    Чувашским УФАС России в рамках вышеуказанного заявления были направлены запросы информации хозяйствующим субъектам, осуществляющим закупку сырого молока на территории Канашского района, а также администрации соответствующего района.
    Проанализировав представленную информацию было установлено, что Канашское РАЙПО закупает молоко сырое от населения д. Атнашево, д. Шакулово, с. Ухманы, д. Д.Сормы, д. Челкумаги, д. П.Татмыши, д. Н.Урюмово и д. Н.Бюрженеры. В вышеназванных населенных пунктах помимо Канашского РАПО молоко сырое никто не закупал. Таким образом, доля Канашского РАЙПО в границах данных локальных рынков составляет 100%, следовательно, его положение на локальных рынках в соответствии с нормами ч. 1 ст. 5 закона о защите конкуренции является доминирующим.
    В установлении Канашским РАЙПО закупочных цен на молоко сырое базисной жирности в Канашском районе содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в части необоснованного понижения цен на молоко базовой жирности в Канашском р-не в период с января по апрель 2011 года.
    В связи с вышеизложенным было возбужденно дело N 79-АМЗ-2011 в отношении Канашского РАЙПО.
    В ходе рассмотрения дела заслушаны доводы ответчика по делу.
    Представители Канашского РАЙПО с выводами Чувашского УФАС России не согласились и нарушения антимонопольного законодательства не признали.
    Представитель Канашского РАЙПО сообщил, что РАЙПО устанавливает цены исходя из цен приемщиков - молокоперерабатывающих предприятий. Разница между закупочной ценой и ценой реализации молока оптовым покупателям позволяет покрывать только расходы, связанные с закупкой и реализацией сырого молока.
    Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
    1.Федеральный закон "О защите конкуренции" содержит запрет осуществления хозяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные антимонопольным законодательством (статья 11).
    Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
    Как было установлено в ходе рассмотрения дела Канашское РАЙПО закупает молоко сырое от населения д. Атнашево, д. Шакулово, с. Ухманы, д. Д.Сормы, д. Челкумаги, д. П.Татмыши, д. Н.Урюмово и д. Н.Бюрженеры. В выше названных населенных пунктах помимо Канашского РАЙПО молоко сырое никто не закупал. Таким образом, доля Канашского РАЙПО составляет 100%, следовательно его положение на рынке в соответствии с нормами ч. 1 ст. 5 закона о защите конкуренции является доминирующим.
    Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.
    2.Материалами дела подтверждено, что 14 февраля 2011 года закупочная цена на молоко сырое Канашским РАЙПО была снижена на 4 руб. с 16 руб. до 12 руб. за литр, а с 17 февраля 2011 года цена закупки была снижена еще на 2 руб. и установлена на уровне 10 руб. за 1 литр. В период с января по апрель 2011 года Канашское РАЙПО сдавало молоко следующим молокопереработчикам ООО "М.", ООО "В.", ОАО "М.". Как следует из материалов дела, ООО "М." снизило оптово-закупочную цену для Канашского РАЙПО с N р/л до N р/л в анализируемый период, ООО "В." снизил оптово-закупочную цену на молоко с N р/л до 10 р/л, ОАО "М." с N р/л до N р/л. Более наглядно снижение цен отражено в графике 1.
    Таблица 1
    Дата Канашское РАЙПО ООО "М." "В." ОАО "М."
    01.01.2011
    09.01.2011
    10.01.2011
    21.01.2011
    08.02.2011
    13.02.2011
    14.02.2011
    01.03.2011
    11.03.2011
    15.03.2011
    17.03.2011
    28.03.2011
    01.04.2011
    07.04.2011
    12.04.2011
    25.04.2011
    30.04.2011
    10.05.2011
    15.05.2011
    19.05.2011
    27.05.2011
    10.06.2011
    23.06.2011
    06.07.2011
    11.07.2011
    25.07.2011
    26.07.2011
    31.07.2011

    График
    (...)
    Обществом письмом от 31.08.2011 N 514 представлены протоколы согласования цен с молокоперерабатывающими заводами.
    Анализ имеющейся в материалах дела информации позволил Комиссии прийти к выводу, что Канашское РАЙПО снижало цены закупки на молоко сырое на вышеотмеченные даты по причине одновременного снижения своих отпускных цен на молоко, реализованного производителям молочной продукции.
    3.Комиссия Чувашского УФАС России исследованы затраты Общества по сбору молока. Затраты понесенные РАЙПО при закупке сырого молока в январе - июле 2011 года представлены в таблице 2.
    Таблица 2
    (...)
    Из представленной таблицы видно, что затраты на 1 литр молока за анализируемый период так же снизились в основном за счет увеличения объемов собранного молока: если в январе они составляли N р/л, то в апреле N р/л.
    Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела некоторый рост статей затрат связан с проведением лабораторных исследований молока, получением ветеринарного свидетельства на молоко, декларацией на молоко, с расходами на загрязнение окружающей среды. Подтверждающие документы представлены письмом от 31.08.2011 N 514.
    Комиссия, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу, что в действиях Канашского РАЙПО имелись признаки необоснованного снижения цен но достаточные доказательства, однозначно свидетельствующие о нарушении части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного снижения закупочных цен на молоко сырое базисной жирности, Комиссией не выявлены.
    В соответствии с пунктов 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 29, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия:
    В связи с неподтверждением фактов нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела N 79-АМЗ-2011 в отношении Канашского районного потребительского общества (г. Канаш, пр. Ленина, 38 а) прекратить.
    Председатель комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии:
    Н.Ю.ВИНОКУРОВА
    Е.Ю.КАРПОВА
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.