Чувашская Республика
Решение от 17 марта 2010 года № 14-АМЗ-2010

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
17 марта 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2010 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
  1.        Председатель Комиссии: 
           Гаврилов А.А.  - заместитель    руководителя   Управления   Федеральной 
                            антимонопольной   службы  по  Чувашской  Республике  - 
                            Чувашии; 
           Члены Комиссии: 
           Железина Л.А.  - начальник  отдела  естественных  монополий  и рекламы; 
                            Соколова  В.И.  -  главный  специалист-эксперт  отдела 
                            естественных монополий и рекламы; 
           Трифонова А.В. - старший   специалист  1  разряда  отдела  естественных 
                            монополий и рекламы, 
  2. при ведении протокола заседания Комиссии Трифоновой А.В.,
    в присутствии:
    от заявителя Закрытого акционерного общества "Фирма "Ч." <...> И. (доверенность <...>), С.И. (доверенность <...>), З. (доверенность <...>),
    от ответчиков:
    ООО "К." <...> В. начальника отдела претензионно-исковой работы Правового управления (доверенность <...>), С.Д. - начальника Сектора обслуживания электрооборудования Производственно-технического отдела (доверенность <...>);
    ОАО "М." <...> М. - начальника управления технологического присоединения (доверенность <...>), П. (доверенность <...>);
    от экспертов:
    Приволжского управления Ростехнадзора (адрес: 428003, г. Чебоксары, ул. Чапаева, 7а) Я. - главного государственного инспектора;
    Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам заведующей сектором регулирования платы за технологическое присоединение и контроля за инвестиционными ресурсами Е.;
    рассмотрев дело N 14-АМЗ-2010 по признакам нарушения ООО "К." пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России обратилось ЗАО "Фирма "Ч." с заявлением от 25.01.2010 г. N 55 о необоснованном требовании ООО "К." в Технических условиях прокладки дополнительных кабельных линий и уклонении от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям.
    Заявитель сообщает, что 05.05.2008 г. ООО "К." выдало ЗАО "Фирма "Ч." технические условия N 38П-81 (далее - Технические условия) на технологическое присоединение проектируемого пристроя блок-секции "А" (N 1) 10 этажного дома со встроенно-пристроенными помещениями к жилому дому по ул. Б.Хмельницкого, 109/1 - потребителя 2 категории с максимальной мощностью 159,4 кВт, в том числе для жилой части 130 кВт. Согласно пункта 1 Технических условий требуется выполнить следующие условия:
    - для увеличения пропускной способности по электрической мощности РП-26 необходимо дополнительно проложить два высоковольтных кабеля 6 кВ сечением жил по 240 мм2 от Центра питания ОАО "Ч." до РП-26;
    - на подключение проектируемых кабелей 6 кВ от Центра питания в ОАО "Ч." получить технические условия, которые рассматривать совместно с настоящими Техническими условиями.
    Требования Технических условий, кроме пункта 1, ЗАО "Фирма "Ч." выполнены.
    С целью выполнения пункта 1 Технических условий ЗАО "Фирма "Ч." обратилось в Филиал ОАО "М." - "Ч.". На данное обращение филиал письмом от 21.11.2008 г. N МР6/122-06-14 сообщил, что согласно Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а также на основании "Соглашения о межсетевом взаимодействии..." по вопросу выдачи технических условий в Филиал ОАО "М."-"Ч." должно обратиться ООО "К.".
    Письмом от 24.08.2009 N 745 ЗАО "Фирма "Ч." обратилось в ООО "К." по вопросу технологического присоединении к электрической сети по постоянной схеме блок-секции "А" - пристроя к жилому дому N 109/1 по ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары.
    На обращение ЗАО "Фирма "Ч." ООО "К." письмом от 01.09.2009 г. N 4П-286 сообщило об отсутствии технической возможности технологического присоединения дополнительной мощности к РП-26 и считает требование по прокладке кабельной линии 6 кВ от ПС "Южная" до РП-26 обоснованным. Для разрешения вопроса технологического присоединения строительного объекта блок-секции "А" по постоянной схеме возможно, только после Утверждения Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам платы на технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
    Для получения сведений о наличии или отсутствии технической возможности технологического присоединения 01.10.2009 г. ЗАО "Фирма "Ч." направило запрос в Филиал ОАО "М."-"Ч." о представлении данных по загрузке отходящих фидеров 6 кВ до РП-26, находящихся на балансе ООО "К." (письмом N 874). Филиал сообщил, что загрузка отходящих на РП-26 фидеров по замерам зимнего максимума составляет 160А (ф.119 при допустимом значении 390 А) и 130 А (ф.503 при допустимом значении 300А).
    Указанные данные о загрузке отходящих фидеров 6 кВ до РП-26 филиал ОАО "М."-"Ч." сообщил (письмо от 04.08.2009 г. N МР6/122-06-08/2572) ООО "К." и указал, что прокладка дополнительных кабельных линий сечением 240 мм2 под нагрузку 159,4 кВт технически и экономически не обоснована.
    С учетом изложенного ЗАО "Фирма "Ч." отмечает, что ООО "К." не предпринимает действий по разрешению вопроса технологического присоединении к электрической сети по постоянной схеме блок-секции "А" пристроя к жилому дому N 109/1 по ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, хотя техническая возможность технологического присоединения данного объекта к электрическим сетям имеется, тем самым ООО "К." как сетевая организация нарушает антимонопольное законодательство.
    ООО "К." с заявленным не согласилось, пояснив, что о планируемом технологическом присоединении неоднократно направляло обращения в вышестоящую сетевую организацию. Начиная с 05.02.2009 г. (исх. N 14-14/203) общество обращалось в адрес филиала ОАО "М."-"Ч." с просьбой выдать технические условия и проект договора на осуществление технологического присоединения (письма от 17.07.2009 N 14-14/1654, от 24.08.2009 N 14-14/1973, от 26.02.2010 N 14-10/457), однако получало отказ.
    ООО "К." полагает, что действия филиала ОАО "М."-"Ч." противоречат требованиям пункта 3 Правил N 861, определяющим обязанностью, а не правом сетевой организации, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств любого обратившегося к ней лица при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. В рассматриваемой ситуации филиал ОАО "М."-"Ч." выступает сетевой организацией, а общество - заявителем. Допустимые критерии возможности отказа в технологическом присоединении установлены пунктом 28 Правил N 861, однако ни один из установленных критериев филиал ОАО "М."-"Ч." в обоснование отказа не привел.
    В соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынка электрической энергии (утв. пост. Правительства РФ от 21.01.2004 N 24) информация о пропускной способности питающих КЛ 6(10) кВ по ОСП "ЧЭС" г. Чебоксары размещена на сайте общества, в СМИ, а также представлена в Чувашское УФ АС России. На сегодняшний день резерв мощности КЛ РП-26 составляет 8,93 кВт, ожидаемая загрузка КЛ РП-26 с учетом существующих и вновь присоединяемых потребителей составит 119,2%.
    В соответствии с п. 1.3.6. Правил устройства электроустановок допустимая перегрузка кабельных линий не должна превышать 10%.
    Технологическое присоединение вышеуказанного объекта к электрическим сетям должно осуществляться в рамках технических условий от 05.05.2008 N 38П-81 и индивидуальных технических условий от 19.02.2009 N 38П-20. В данном случае на ЗАО "Фирма" "Ч." ложатся не все затраты, а только пропорционально его присоединяемой мощности, равно как и на всех остальных потребителей.
    Кроме того, полное использование присоединенной мощности существующих потребителей и планируемых, согласно выданным техническим условиям, срок действия которых не истек, приводит к загрузке объектов выше допустимого значения. Подключив блок-секцию "А", общество может ограничить подключение к электрическим сетям других потребителей. С учетом всех присоединенных потребителей и выданных технических условий на данный момент отсутствует техническая возможность технологического присоединения объекта (блок-секции "А") ЗАО "Фирма "Ч." к электрическим сетям, в связи с чем общество неоднократно обращались в филиал ОАО "М."-"Ч." по вопросу получения технических условий на подключение проектируемых кабелей 6кВ от Центра питания филиала.
    ООО "К." пояснило (письмо от 04.03.2010 б/н), что проект договора на технологическое присоединение в двух экземплярах выдан ЗАО "Фирма "Ч." 28.04.2009 г. и до настоящего времени один экземпляр договора в общество не возвращен.
    По вопросу разработки проектно-сметной документации ЗАО "Фирма "Ч." письмом от 08.05.2009 г. N 366 сообщило о согласии технологического присоединения к электрическим сетям объекта - 10-этажного дома со встроено-пристроенными помещениями (блок-секция "Б") по адресу: г. Чебоксары, ул. Б.Хмельницкого, д. 109/1 по индивидуальному проекту и самостоятельной разработке проектно-сметной документации. Данное не противоречит пункту 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861) (далее - Правила N 861). Однако необходимые документы в общество не поступили.
    На заседании Комиссии представители ЗАО "Фирма "Ч." заявленное поддержали и сообщили, что в данном деле рассматривается вопрос технологического присоединения блок-секции "А" к электрическим сетям, а не блок-секции "Б". В объяснении ООО "К." указывает об отсутствии технической возможности технологического присоединения блок-секции "Б". На этом земельном участке все позиции по строительству (поз. 3, 4, 5, 6, 21, 26) относятся ЗАО "Фирма "Ч.". При этом, при присоединении других объектов строительства к электрическим сетям в этом районе, ЗАО "Фирма "Ч." согласно принять долевое участие в строительстве электрических сетей.
    По вопросу обращения в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам за расчетом размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, ООО "К." пояснило, что в соответствии с абзацем пункта 30 Правил N 861 для определения размера платы органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения объекта строительства ЗАО "Фирма "Ч." к электрическим сетям. В связи с тем, что ЗАО "Фирма "Ч." не представило в общество разработанную проектно-сметную документацию, у общества не было возможности представить необходимую информацию в тарифную службу для установления размера платы по осуществлению технологического присоединения объекта строительства к электрическим сетям.
    Представители ООО "К." заявили ходатайство об отложении рассмотрения дела для сбора пакета документов по блок-секции "А", поскольку не обладают достаточной информацией, в частности по переписке с филиалом ОАО "М."-"Ч.", обращениям в Ростехнадзор.
    Филиал ОАО "М."-"Ч." письмом от 25.02.2010 г. N МР6/122-06-15/805 сообщил, что 30.12.2009 г. подписан с ООО "К." акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, одной из составляющих которого является ежегодная фиксация смежными сетями значений мощностей по каждому отходящему фидеру. ООО "К." неоднократно направляло в филиал заявки по присоединению вторых (третьих) кабельных линий от РП 6/10 кВ к Центрам питания филиала, мотивируя необходимостью таких мероприятий и отсутствием пропускной способности КЛ при технологическом присоединении. Учитывая необоснованные требования общества, филиал указывал о необоснованности требования и предлагал исключить мероприятия, приводящие к неоправданному завышению стоимости услуг.
    Одновременно филиал отметил, что во всех обращениях общества запрашивались разные мощности.
    В очередной раз филиал ОАО "М."-"Ч." утверждает, что по тем нагрузкам, которые зафиксированы в 2009 году, техническая возможность электроснабжения жилого дома блок-секции "А" (N 1) 10 этажного дома со встроенно-пристроенными помещениями к жилому дому по ул. Б.Хмельницкого, 109/1, г. Чебоксары имелась и имеется на настоящий момент. При этом филиал отметил то обстоятельство, что жилой дом уже введен в эксплуатацию, потребление электроэнергии осуществляется, но это к перегрузке электрических сетей не приводит.
    Представитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам пояснила, что в соответствии со статьей 31 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией необходимо получить в Приволжском управлении Ростехнадзора.
    При установлении обстоятельств необходимости строительства или реконструкции электросетевого хозяйства при присоединении энергопринимающих устройств объекта ЗАО "Фирма "Ч.", не включенного в инвестиционные программы на период регулирования, то ООО "К." должно обратиться в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
    В данном случае ЗАО "Фирма "Ч." не должно платить за всю выполненную работу по индивидуальному проекту, а только принимать долевое участие в строительстве электрической сети.
    Приволжское управление Ростехнадзора представило заключение от 03.03.2010 N 1076/14, в котором указало, что техническая возможность технологического присоединения объекта ЗАО "Фирма "Ч." имеется, и прокладка дополнительных линий не требуется. РП-26 ООО "К." запитано от ПС "Южная" 110/6 кВ филиала ОАО "М."-"Ч." двумя кабельными линиями 6 кВ: от I секции ПС "Южная" ячейка N 119 АСБ-6 3 х 240 мм2 допустимый длительный ток 390 А, от IV секции ПС "Южная" ячейка N 503 АСБ-6 3 х 240 мм2 допустимый длительный ток 390 А.
    По данным филиала ОАО "М."-"Ч." достигнутый максимум нагрузки электрической энергии за 2009 г. составляет по ячейке N 119 - 191 А, по ячейке N 503 - 174,9 А, что составляет 49% и 44% нагрузки кабельных линий от допустимой нагрузки. Нагрузка кабелей соответствует требованиями ПУЭ.
    Согласно п. 1.3.5 ПУЭ для кабельных линий до 10 кВ, несущих нагрузки меньше номинальных (при коэффициенте предварительной нагрузки - 0,6), допускаются перегрузки с коэффициентом - 1,25 для 6 часовой длительности максимума. Также для кабелей, находящихся в эксплуатации более 15 лет (ввод в эксплуатацию 2КЛ-6 кВ - 1982 г.) перегрузки должны быть понижены на 10%.
    Резюмируя вышеизложенное, Приволжское управление Ростехнадзора отметило, что допустимый ток не может привести к перегрузке КЛ-6 от ПС "Южная" до РП-26, что свидетельствует о наличии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ООО "К." блок-секции "А" жилого дома по адресу: г. Чебоксары, ул. Б.Хмельницкого, д. 109/1, застройщика ЗАО "Фирма "Ч.".
    Комиссия, рассмотрев обстоятельства дела, заслушав объяснения сторон, изучив представленные документы пришла к заключению о необоснованности требования, установленного пунктом 1 Технических условий N 38П-81, выданных ООО "К." ЗАО "Фирма "Ч.".
    Статья 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
    Критериями наличия технической возможности технологического присоединения в силу пункта 28 Правил N 861 являются:
    а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
    б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
    в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
    В случае несоблюдения любого из указанных критериев техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
    Пунктом 25 Правил N 861 установлено, что в технических условиях должны быть указаны, в частности, схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) и обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией.
    Пункт 32 Правил N 861 предусматривает, что ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
    В соответствии со статьей 31 Правил N 861 проверка обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
    На основании заключения Приволжского управления Ростехнадзора 03.03.2010 N 1076/14 техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям ООО "К." блок-секции "А" жилого дома по адресу: г. Чебоксары, ул. Б.Хмельницкого, д. 109 застройщика ЗАО "Фирма "Ч." имеется.
    Таким образом, требования ООО "К." в Технических условиях о прокладке дополнительно двух высоковольтных кабеля 6 кВ сечением жил по 240 мм2 от Центра питания ОАО "Ч." до РП-26 для увеличения пропускной способности электрической мощности РП-26 и получения технических условий на подключение проектируемых кабелей 6 кВ от Центра питания в ОАО "Ч." не обоснованно и не соответствует требованиям Правил N 861. Данные действия ООО "К." ущемляют интересы ЗАО "Фирма "Ч.", поскольку длительное время ЗАО "Фирма "Ч." не может надлежащим образом осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям построенный жилой дом.
    ООО "К." приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 N 141-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" включено в указанный Реестр под регистрационным номером 21.1.21.
    В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. действия по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или экономически или технологически необоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
    Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению, что ООО "К." нарушило пункты 25, 28 Правил N 861, пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с необоснованным включением в Технические условия N 38П-81 требования по прокладке двух высоковольтных кабеля 6 кВ сечением жил по 240 мм2 от Центра питания ОАО "Ч." до РП-26, экономически или технологически необоснованного и (или) прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
    1.ООО "К." в ходатайстве об отложении рассмотрения дела N 14-АМЗ-2010 отказать.
    2.Производство по делу N 14-АМЗ-2010, возбужденное в отношении ОАО "М." по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
    3.Признать ООО "К." нарушившим пункты 25, 28 Правил N 861, пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части необоснованного включения в Технические условия N 38П-81 требования по прокладке двух высоковольтных кабеля 6 кВ сечением жил по 240 мм2 от Центра питания ОАО "Ч." до РП-26.
    4.Выдать ООО "К." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    В.И.СОКОЛОВА
    А.В.ТРИФОНОВА
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.