Чувашская Республика
Решение от 11 августа 2011 года № 36-Р-2011

О нарушении законодательства о рекламе

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
11 августа 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2011 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
    члены Комиссии:
    Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
    А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы;
    рассмотрев дело N 36-Р-2011, возбужденное по факту распространения на территории г. Чебоксары наружной рекламы с рекламой маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
    в присутствии представителей ЗАО "Ш.", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ЗАО "Ш." М.; коммерческого директора, заместителя генерального директора по КЭС ЗАО "Ш." В. (доверенность N 42 от 05 августа 2011 года); старшего юрисконсульта ЗАО "Ш." Ш. (доверенность N 43 от 05 августа 2011 г.),
  1. Распространение на территории г. Чебоксары в мае т.г. наружной рекламы следующего содержания:
  2. "ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ
    1 руб. на счет
    за входящий звонок
    29 99 99
    www.yo21.ru
    Абонент ТП "Е" и "Е лайт" может получить бонус в размере 1,00 руб. на абонентский счет за каждый входящий вызов (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") длительностью 2,5 мин. и более при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки". Бонус является скидкой на услуги связи и не подлежит выплате в денежном эквиваленте".

    Указанный текст рекламы сопровождается визуальным изображением буквы Е.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация, распространяемая ЗАО "Ш." направлена на формирование у потребителей желания принять участие в акции "Отстегиваем бабки", привлекает внимание к данной услуге и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
    Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", которые определяют, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
    В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
    Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    При этом в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
    В случае если фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемом шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
    В наружной рекламе ЗАО "Ш." информация, напечатанная крупным шрифтом, сообщает о возможности получить 1 руб. на счет за входящий звонок, при этом в нижней части рекламы мелким нечитаемым шрифтом напечатаны условия, исходя из которых можно получить данную услугу.
    Исходя из условий, напечатанных мелким шрифтом, получить 1 руб. на счет за входящий звонок (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") может только Абонент тарифного плана "Е" или "Е лайт" при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки", при этом входящий вызов должен быть длительностью 2,5 мин. и более.
    Использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести услугу на условиях, напечатанных в рекламе крупным шрифтом.
    Таким образом, рассматриваемая наружная реклама не соответствует требованиям пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в данной рекламе информация об условиях получения бонуса в виде поступления на счет 1 руб. за входящий звонок размещена способом, затрудняющим ее восприятие.
    Представители ЗАО "Ш." не согласились с тем, что реклама услуг связи выполнена ненадлежащим образом и пояснили следующее.
    Рассматриваемая рекламная информация размещена в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: текст рекламы содержит необходимую информацию о порядке получения бонусов на счет, и эта информация приемлема для восприятия (читабельна) неопределенным кругом лиц. В рекламе указаны адреса коммуникаций, необходимые для обращения потенциального потребителя с целью получения рекламируемой услуги.
    В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Вызов на оферту не накладывает никаких обязательств ни на того, кто ее сделал, ни на того кто с ней ознакомился.
    Особо отмечаем то, что без обращения потребителя по данной акции в ЗАО "Ш." посредством телефонной связи и/или непосредственно в центр обслуживания, получить услугу невозможно.
    При обращении потребителей вышеуказанными способами в ЗАО "Ш.", специалисты последнего предоставляют всю необходимую информацию обратившемуся лицу, в том числе, посредством выдачи информационной листовки. Также необходимая информация размещена на сайте www.yo21.ru.
    Различный размер шрифта в рассматриваемой рекламе не искажает смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и не исключает возможность прочтения потребителем всего объема размещенной информации.
    В отношении размера шрифта, используемого в рассматриваемой рекламе, законодательство о рекламе не содержит каких-либо специальных требований к его размеру.
    Исходя из вышеизложенного, ЗАО "Ш." считает, что при размещении наружной рекламы в мае 2011 г. нормы действующего законодательства о рекламе общество не нарушило и просит прекратить рассмотрение данного дела.
    Комиссия считает доводы представителей ЗАО "Ш." подлежащими отклонению по следующим основаниям.
    Рассматриваемая реклама ЗАО "Ш." является наружной и направлена на импульсивное восприятие информации потребителями. При этом в данной рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие ("ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ, 1 руб. на счет, за входящий звонок, 29 99 99).
    Учитывая особенности размещения наружной рекламы на рекламных щитах (размещение на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ней), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста наружной рекламы ЗАО "Ш.", исполненного мелким шрифтом в нижней части рекламы, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы.
    То обстоятельство, что в Федеральном законе "О рекламе" не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не может быть доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги.
    Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    В соответствии с договором N 03-268-10 от 13.12.2010 г. ЗАО "Ш." (Заказчик) поручает и оплачивает, а ООО "Дизайн-Альппром" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по изготовлению рекламной продукции.
    Таким образом, содержание рассматриваемой наружной рекламы определялось ЗАО "Ш.", и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" общество является рекламодателем.
    Комиссия, изучив представленные ЗАО "Ш." документы и материалы и заслушав представителей ЗАО "Ш.", пришла к выводу о нарушении в наружной рекламе маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и (е) лайт требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в связи с предоставлением условий данной акции мелким нечитаемым шрифтом, что влечет искажение действительного смысла информации.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", в связи с нарушением требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    2.Выдать ЗАО "Ш." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
    А.Р.ГАДИЛОВА