Чувашская Республика
Решение от 28 декабря 2010 года № 165-АМЗ-2010

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
28 декабря 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2010 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Чагиной Г.В. - начальника отдела контроля органов власти и размещения заказов;
    Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
    при участии в деле:
    от заявителя ОАО "В.":
    - Б. (по доверенности);
    от ответчика администрации Комсомольского района Чувашской Республики и Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики:
    - У. (по доверенности);
    от третьего лица ЗАО "Н.":
    - Е. (по доверенности);
    рассмотрев дело N 165-АМЗ-2010 по признакам нарушения Администрацией Комсомольского района Чувашской Республики статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    В Чувашское УФАС России поступило заявление ОАО "В." о неправомерных действиях администрации Комсомольского района Чувашской Республики в части установления повышенного коэффициента К3 - коэффициента корректирующего доходность местных бюджетов, при расчете арендной платы за пользование земельным участком под размещение объектов связи Общества.
    На рассмотрении дела заявитель доводы, изложенные в заявлении полностью поддержал, пояснив, что администрацией Комсомольского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики 7 апреля 2006 г. с ОАО "В." заключен договор аренды земельного участка площадью 1225 кв. м для строительства башни базовой станции сотовой радиотелефонной связи. Данный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики. Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16 ноября 2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Комсомольский район Чувашской Республики" и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничены. Согласно данному Порядку определение размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Комсомольского района Чувашской Республики определяется по формуле: А = К кадаст. cт. x К1 x К2 x К3, где К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов. На момент заключения договора К3 был равен 6. В силу того, что коэффициент пересматривается Собранием депутатов Комсомольского района Чувашской Республики ежегодно, коэффициент К3 в 2010 году составил 2760, в то время как К3 под объектами связи на землях населенных пунктов был установлен равный 254,9. Таким образом, К3 для земель промышленности увеличился в 37 раз.
    Тем самым ОАО "В." считает, что увеличение арендной платы администрацией Комсомольского района Чувашской Республики без экономического обоснования ущемляет права общества.
    На доводы, заявленные ОАО "В.", администрация Комсомольского района Чувашской Республики сообщила, что земельный участок, предоставленный ОАО "В." находится на территории Комсомольского сельского поселения. Кроме того, на территории Полевосундырского сельского поселения заявителю так же предоставлен участок, арендная плата 1 кв. м которого составляет 248 рублей. Таким образом, арендная плата 1 кв. м равная 248 рублям заявителя устраивает, а арендная плата 1 кв. м равная 202 рублям не устраивает, что свидетельствует о том, что права заявителя ущемлены не были.
    Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон. Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
    Администрацией Комсомольского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики 7 апреля 2006 г. с ОАО "В." заключен договор аренды земельного участка площадью 1225 кв. м для строительства башни базовой станции сотовой радиотелефонной связи. Данный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики.
    Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16 ноября 2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Комсомольский район Чувашской Республики" и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничены.
    Согласно данному Порядку определение размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Комсомольского района Чувашской Республики определяется по формуле: А = К кадаст. cт. x К1 x К2 x К3, где К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов.
    После вступления в силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.06.2010 N 86 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" Собранием депутатов Комсомольского района Чувашской Республики было принято решение от 15.07.2010 N 3/362 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16 ноября 2006 года N 3/70". Согласно внесенным изменениям коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья) транспорт энергетика и др.) установлен: для связи - 6; для земель населенных пунктов - 254.9; земли промышленности и иного спец. назначения - 2760.
    Таким образом связь выделена как отдельная категория земель на которой могут располагаться объекты производственной сферы.
    В соответствии со статьей 91 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
    Таким образом, операторы сотовой связи являются операторами связи.
    В соответствии со статьей 5 Закона о связи на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
    Согласно статье 10 Закона о связи и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
    Следовательно, земли связи должны рассматриваться как отдельная категории земель, на которых должны находиться сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи, а не объекты производственной сферы.
    Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
    Приняв решение от 15.07.2010 N 3/312 Собрание депутатов Комсомольского района Чувашской Республики исключила возможность предоставления земель связи для сооружений связи, определив, что на землях связи должны располагаться объекты производственной сферы. Данные действия нарушают права операторов связи на установление сооружений связи на предназначенных законодательством для этого землях и приводят к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами на рынке предоставления услуг связи, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В ходе рассмотрения дела установлено, что помимо земельного участка площадью 1225 кв. м ОАО "В." предоставлен земельный участок населенного пункта Полевосундырского сельского поселения площадью 260 кв. м с арендной платой за 1 кв. м равной 248 рублей.
    Предоставление данного участка осуществлялось по торгам и арендная плата устанавливалась на основании оценки ООО "А.", в силу требований статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
    Таким образом, в силу того, что предоставление земельного участка с установлением арендной платы в соответствии с Федеральным закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является требованием федерального законодательства, а предоставление земельных участков без торгов требует расчета арендной платы в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 19.06.2006 N 148, установление различной стоимости арендной платы за 1 кв. м не противоречит законодательству.
    Кроме того, администрация Комсомольского района Чувашской Республики заключила договор с ОАО "В." аренды на земельный участок из земель населенного пункта Комсомольского сельского поселения для обслуживания производственной базы площадью 2267 кв. м. На данном земельном участке расположены здание конторы и гараж. При расчете аренды для ОАО "В." коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов применен в размере 6 (под объектами производственной сферы).
    Закон о связи не устанавливает различия между операторами сотовой связи, операторами электросвязи и устанавливает единый правовой режим для земельных участков, выделяемых операторам связи, и не выделяет операторов сотовой связи в отдельную категорию. Следовательно, операторы сотовой связи, такие как ОАО "В.", ЗАО "Н.", и операторы электросвязи - ОАО "В." находятся в одной категории.
    Таким образом, при расчете арендной платы ОАО "В." должен применяться коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов для объектов связи, а не производственной сферы.
    В отношении сотовых операторов при расчете арендной платы был применен коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов больший чем для ОАО "В.", в силу чего арендная плата ОАО "В." существенно меньше арендной платы сотовых операторов.
    Таким образом, действия администрации Комсомольского района, выразившееся в установлении оператору связи ОАО "В." коэффициента, корректирующий доходность местных бюджетов меньше чем у других операторов связи, предоставили ОАО "В." более выгодные условия деятельности.
    Часть 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет, что предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференции.
    Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
    Администрация Комсомольского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении преференции ОАО "В." в адрес антимонопольного органа не обращалась.
    В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
    Таким образом, установление ОАО "В." при расчете арендной платы коэффициента, корректирующий доходность местных бюджетов меньшим, чем у других операторов связи, предоставило Обществу более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать в действиях Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики нарушение пункта 2 част 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Признать в действиях администрации Комсомольского района Чувашской Республики нарушение пункта 7 част 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    3.Выдать Собранию депутатов Комсомольского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
    4.Выдать администрации Комсомольского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
    5.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии:
    Г.В.ЧАГИНА
    А.В.АЛЕКСЕЕВА