Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
21 мая 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии – начальник отдела товарных рынков Н.Ю. Винокурова;
члены Комиссии:
Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Г.Ю. Ланская – ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;
рассмотрев дело N 35-Р-2012, возбужденное в отношении ОАО «СКБ-Банк» по факту распространения рекламы «Новогодние вклады» ОАО «СКБ-Банк» в феврале т.г. на воздушных шарах, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствии представителя ОАО «СКБ-Банк» в соответствии с письмом № 7-1/1101 от 28.04.2012 г., в котором общество просит рассмотреть дело № 35-Р-2012 в отсутствие его представителя,
осуществляя государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», и на основании заявления № 04-04/44г от 19.03.2012 г. гражданки…, Чувашское УФАС России установило распространение на воздушных шарах рекламы «Новогодние вклады» ОАО «СКБ-Банк» в феврале т.г.
Из обращения гражданки... следует, что 26 февраля 2012 г. в парке «Лакреевский лес» на проводах Масленицы раздавались воздушные шары с рекламой вкладов «Новогодние» ОАО «СКБ-Банка» следующего содержания:
«СКБ-БАНК Новогодние вклады 10 % 8-800-1000-600 звонок бесплатный, круглосуточно».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространяемая ОАО «СКБ-Банк» адресована неопределенному кругу лиц, указание процентной ставки вклада «10 %» привлекает внимание к оказываемой услуге и формирует у потребителей желание воспользоваться услугами данного общества.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В содержании рекламы ОАО «СКБ-Банк» указана процентная ставка вкладов «Новогодние» (10 %), при этом не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
Таким образом, в содержании рекламы ОАО «СКБ-Банк» отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, об условиях предоставления данной услуги, при этом искажается смысл информации, что может ввести в заблуждение потребителей рекламы.
Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с Договором № 1/1/28.2-11-419 от 25.03.2011 г., заключенным между ОАО «СКБ-Банк» (Заказчик) и ООО «Рекламная группа «Мотор» (Исполнитель), Исполнитель обязуется выполнять работы по изготовлению рекламной продукции для Заказчика, а Заказчик обязуется предоставлять Исполнителю исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Таким образом, содержание рекламы определялось ОАО «СКБ-Банк» и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» общество является рекламодателем.
Из письменного объяснения ОАО «СКБ-Банк», представленного на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе № 35-Р-2012 от 19.03.2012 г. следует, что 26.02.2012 года в парке «Лакреевский лес» представителями Банка распространялись воздушные шары с эмблемой и номером телефона Банка. На указанных шарах отсутствовал слоган «Новогодние вклады 10 %», так как шары использовались Банком как имиджевая реклама и распространялись среди населения с целью повышения узнаваемости товарного знака финансовой структуры. Данная информация подтверждается макетом воздушного шара, на основании которого ООО РГ «Мотор» изготовило для Банка воздушные шары в соответствии с приложением № 18 от 10.02.2012 г. к Договору № 1/1/28.2-11-419 от 25.03.2011 г.
Под слоганом «Новогодние вклады 10 %» в период с ноября 2011 года по январь 2012 года Банком распространялась реклама вклада «Хозяин!», с 01.01.2012 года ставка по вкладу «Хозяин!» составляет 11 %, поэтому у Банка отсутствовала заинтересованность в распространении рекламы с менее привлекательной для потенциальных клиентов ставкой по вкладу.
ОАО «СКБ-Банк» представил в Комиссию копии:
-устава ОАО «СКБ-Банк»;
-договора № 1/1/28.2-11-419 от 25.03.2011 г.;
-приложений №№ 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 к договору № 1/1/28.2-11-419 от 25.03.2011 г.;
-оригинал-макета воздушного шара;
-договора банковского вклада «Хозяин!».
Также общество представило условия и процентные ставки по вкладам физических лиц (вклад «Хозяин»), утвержденные приказом № 39 от 26.01.2012 года.
Комиссия, изучив представленные документы и материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в рекламе ОАО «СКБ-Банк», распространенной на воздушных шарах в феврале т.г.
Доводы, приведенные ОАО «СКБ-Банк» Комиссия считает несостоятельными, так как заявитель гр. Судаков А.В. представил в Комиссию воздушный шарик зеленого цвета, на котором белыми буквами размещена реклама общества «СКБ-БАНК Новогодние вклады 10 % 8-800-1000-600 звонок бесплатный, круглосуточно».
Кроме того, ОАО «СКБ-Банк» не представило приложения к договору № 1/1/28.2-11-419 от 25.03.2011 г. №№ 3, 4, 5, а к приложению № 6 к указанному договору от 19 июля 2011 г. не приложен макет рекламы, которая размещалась на воздушном шарике в соответствии с этим приложением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела рассматриваемая реклама не распространялась, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу ОАО «СКБ-Банк», распространенную на воздушных шариках в феврале т.г., в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО «СКБ-Банк» не выдавать, в связи с прекращением нарушения требований части 5 статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.Винокурова
Члены Комиссии
Г.Ф.Леонтьева
Г.Ю.Ланская