Чувашская Республика
Решение от 03 июня 2011 года № 23-Р-2011

О нарушении законодательства о рекламе

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
03 июня 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2011 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 3 июня 2011 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
    члены Комиссии:
    Л.А.Железина - начальник отдела естественных монополий и рекламы;
    Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы, рассмотрев дело N 23-Р-2011, возбужденное в отношении ООО "У." по факту обнародования рекламной статьи "Квартирный вопрос можно решить", предлагающей приобрести квартиры в жилом доме (поз. 5, мкр. Альгешево-1), в еженедельнике "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 20 (729) от 10 мая по 17 мая 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7, части 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "У.", извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
    в нижней части 12-й страницы еженедельника "МК в Чебоксарах" в N 20 (729) от 10 мая по 17 мая 2011 года размещена статья "Квартирный вопрос можно решить" ООО "У.", содержащая рекламу строительства жилого дома (поз. 5, мкр. Альгешево-1), а также строящегося коттеджного поселка "Загорское".
    В рекламной статье "Квартирный вопрос можно решить" сообщается о том, что ООО "У." получено положительное заключение государственной экспертизы на застройку 356-квартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания (поз. 5, мкр. Альгешево-1).
    В статье сообщается, что в доме восемь 9-этажных крупнопанельных подъездов, в квартирах - индивидуальное газовое отопление, цена однокомнатной квартиры общей площадью 34,7 кв. м. "доступна и старшему, и молодому поколению нашей республики", а "ее приобретение по договору участия в долевом строительстве позволит решить пресловутый квартирный вопрос".
    Далее, в статье сообщается о том, что ООО "У." планирует строительство 184-квартирного 9 - 11-этажного жилого дома из монолитного ж/б каркаса с кирпичными стенами (поз. 4 мкр. Альгешево-1).
    В завершение статьи сообщается о том, что ООО "У." возобновило строительство 1-й очереди поселка "Загорское" со всей необходимой для его жизни инженерной инфраструктурой.
    Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация о возможности приобрести квартиру "по цене, доступной и старшему, и молодому поколению нашей республики" в жилом доме (поз. 5, мкр. Альгешево-1) по договору участия в долевом строительстве привлекает внимание потребителей рекламы, указание в статье общетехнических параметров дома носит побуждающий характер и вызывает интерес у неопределенного круга лиц.
    Данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
    Статьей 22 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что распространение рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, во всех случаях должно сопровождаться указанием мест и способов получения проектной декларации, предусмотренной данным Федеральным законом.
    В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
    Частью 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.
    Статья "Квартирный вопрос можно решить" ООО "У." содержит рекламу, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, при этом сведения о месте и способах получения проектной декларации в данной рекламе отсутствуют.
    Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 7, частью 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
    Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламодателем определяет изготовителя или продавца товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    В соответствии с Договором N 43 от 10 мая 2011 г., заключенным между ООО "Издательский дом "Б." (Исполнитель) и ООО "У." (Заказчик), Исполнитель обязуется оказать услуги по производству и размещению рекламы Заказчика в газете "МК в Чебоксарах" 10.05.2011 г. в количестве 1 выход.
    Таким образом, содержание рекламы определялось ООО "У.", и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" общество является рекламодателем.
    Из письменного объяснения N 334 от 25.05.2011 г., представленного ООО "У.", следует, что статья "Квартирный вопрос можно решить" является имиджевой рекламой, направленной на поддержание информированности об организации в целом и ее проектах.
    В статье представлена информация о планах ООО "У." по строительству 356 и 184-квартирного домов. Указание в статье количественных показателей: площадей квартир, количества квартир, количества подъездов, а равно характеристики отопления - является указанием на общетехнические параметры и характеристики объектов, планируемых к строительству ООО "У.". Планируемое строительство 184-квартирного дома, фотография которого размещена, вообще будет осуществляться на условиях генерального подряда.
    Указание на доступность рекламируемого жилья подтверждает имидж ООО "У." как застройщика экономкласса.
    Указание на законные способы решения квартирного вопроса, а именно - заключение договора долевого участия в строительстве как способа приобретения - не является рекламой, а указывает лишь общие законные условия приобретения нового строящегося жилья согласно федеральному законодательству.
    Относительно сообщения о поселке с условным названием "Загорское": ООО "У." является собственником земельного участка, на котором планируется строительство индивидуальных жилых домов. Кроме того, заключены договора подряда с собственниками соседних земельных участков на строительство домов, о возобновлении строительства которых и сообщается в спорной статье.
    Рекламируя себя, ООО "У." стремилось к привлечению внимания новых собственников земельных участков в поселке к себе, как к потенциальному подрядчику, осуществляющему строительство малоэтажных домов.
    Таким образом, рекламная статья "Квартирный вопрос можно решить" является не рекламой, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а информацией, раскрывающей планы предприятия и перспективы его развития.
    Рекламу, направленную на привлечение денежных средств участников долевого строительства ООО "У." размещает в специализированных изданиях, интересных кругу лиц, намеревающихся приобрести жилье, а именно в газете "Из рук в руки" (см. копию рекламы ООО "У." в газете "Из рук в руки") и на официальном сайте организации.
    Комиссия Чувашского УФАС России, изучив содержание спорной рекламы, установила, что статья "Квартирный вопрос можно решить" содержит указание на конкретный объект строительства - 356-квартирный жилой дом со встроенными предприятиями обслуживания (поз. 5, мкр. Альгешево-1").
    В статье приведены положительные характеристики данного объекта (восемь 9-этажных крупнопанельных подъездов, в квартирах - индивидуальное газовое отопление), сообщается количество однокомнатных квартир в этом доме (241), площадь однокомнатной квартиры (34,7 кв. м), а также сообщается о возможности приобретения однокомнатной квартиры по договору участия в долевом строительстве по цене "доступной и старшему, и молодому поколению нашей республики". При этом текст рекламы содержит контактные данные ООО "У." (адрес, электронный адрес и номера телефонов) для обращения за дополнительной информацией.
    Оценив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о том, что объектом спорной рекламы является именно строящийся объект, а информация о том, что ООО "У." является застройщиком малогабаритных квартир и осуществляет малоэтажное строительство, имеет второстепенное значение.
    В связи с этим, Комиссия считает, что указанная реклама размещена с целью привлечения внимания потребителей и формирования их интереса к конкретному объекту рекламирования - 356-квартирному жилому дому со встроенными предприятиями обслуживания (поз. 5, мкр. Альгешево-1") и, тем самым, способствует его продвижению на рынке недвижимости.
    Таким образом, ООО "У.", являясь рекламодателем, разместило рекламу объекта строительства, не содержащую сведения о месте и способах получения проектной декларации. При этом указание в рекламе адреса сайта в Интернете самого по себе, без информации о том, что по указанному адресу можно ознакомиться с проектной декларацией, не отвечает требованию части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
    Кроме того, изучив представленные ООО "У." копии договора N 43 от 10 мая 2011 г. и разрешения на строительство по поз. N 5 от 20 мая 2011 года, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что статья "Квартирный вопрос можно решить" размещена в еженедельнике "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 20 (729) от 10 мая по 17 мая 2011 г., т.е. до получения разрешительных документов на строительство 356-квартирного жилого дома, реклама которого содержится в указанной статье.
    Сведения об опубликовании в средствах массовой информации и (или) размещении в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) проектной декларации жилого многоквартирного дома (поз. 5, мкр. Альгешево-1) ООО "У." в Чувашское УФАС России не представлены.
    Таким образом, ООО "У.", являясь рекламодателем, допустило размещение рекламы объекта строительства до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) проектной декларации.
    Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении ООО "У." требований части 7, части 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, предлагающей приобрести однокомнатные квартиры в 356-квартирном жилом доме со встроенными предприятиями обслуживания (поз. 5, мкр. Альгешево-1").
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    В соответствии с пунктом 1.1 Договора N 43 от 10 мая 2011 г., Исполнитель обязуется обеспечить 1 выход рекламной статьи "Квартирный вопрос можно решить" 10.05.2011 г., при этом Комиссии неизвестно о распространении данной рекламы иным способом и в иных изданиях, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламную статью "Квартирный вопрос можно решить", предлагающую приобрести однокомнатные квартиры в 356-квартирном жилом доме со встроенными предприятиями обслуживания (поз. 5, мкр. Альгешево-1") по договору участия в долевом строительстве, в связи с нарушением требований, определенных частью 7, частью 8 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
    2.Выдать ООО "У." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА