О нарушении антимонопольного законодательства о защите конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 20 сентября 2011 года № 119-АМЗ-2011
О нарушении антимонопольного законодательства о защите конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
20 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
от ответчика Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания: - М. (по доверенности);
от ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики: - М. (по доверенности);
рассмотрев дело N 119-АМЗ-2011, возбужденное в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики и Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашии) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
В Чувашское УФАС России поступило заявление И. о нарушении, допущенном Кабинетом Министров ЧР и Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашии) при предоставлении в пользование ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Ядринского района Чувашской Республики.
Согласно представленной информации, ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования животным миром, сроком на 15 лет на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики N 190-р от 23.06.2009.
Госохотрыбслужбой Чувашии 13 июля 2009 г. ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза выдана долгосрочная лицензия на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты площадью 9,7 тыс. га.
Во исполнение данного распоряжения Госохотрыбслужба Чувашии заключила 13 июля 2009 года с ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике.
На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель ответчика пояснил, что договор с ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза заключен в соответствии с требованиями законодательства как с единственным претендентом.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему. 1.Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики N 190-р от 23.06.2009 ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза предоставлены в пользование объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, в пределах территории и акватории сроком на 15 лет площадью 9,7 тыс. га.
Во исполнение данного распоряжения Госохотрыбслужба Чувашии заключила 13 июля 2009 года с ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике площадью 9,7 тыс. га в Ядринском районе ЧР.
В соответствии с требованием статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством с учетом замечаний полученных в ходе согласования. Условия предоставления объектов животного мира в пользование на территориях и акваториях, необходимых для осуществления пользования, Госохотрыбслужбой с землевладельцами и собственниками земли не согласовывались.
В соответствии с пунктами 2, 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21 ноября 2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" газета "Вести Чувашии" является официальным печатным изданием для опубликования актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики
Предоставление в пользование объектов животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Госохотрыбслужбой ЧР информация о предполагаемом предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Ядринского района Чувашской Республики в печатном органе исполнительной власти Чувашской Республики не размещалась.
В соответствии со статьей 39 Закона о животном мире запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире и Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республике от 31.08.2009 N 283 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике", конкурс проводится только при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию.
Таким образом, Госохотрыбслужбой Чувашии был нарушен принцип гласности и, следовательно, ограничен доступ иных возможных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данном товарном рынке.
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещаются осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 2.Кабинет Министров Чувашской Республики, руководствуясь статьей 37 Закона о животном мире, принял распоряжение N 190-р от 23.06.2009 о предоставлении ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в пределах территории и акватории сроком на 15 лет.
Подача заявки в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации и принятие названным органом решения о предоставлении заявленной территории в соответствии с требованием статьи 37 Закона о животном мире должно осуществляться с соблюдением принципа гласности.
Обязанность информирования лиц, заинтересованных в получение в пользование объектов животного мира, возложена Законом на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Закон о животном мире обязывает также проводить гласно и принятие решения о предоставлении заявленной территории. Информация о возможном предоставлении объектов животного мира на заявленных хозяйствующими субъектами территориях и акваториях Ядринского района ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза ни в средствах массовой информации не опубликовывалась, ни в сети Интернет Кабинетом Министров Чувашской Республики или Госохотрыбслужбой Чувашии не размещалась.
Предоставление территорий входит в полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, значит и обязанность информировать лиц, заинтересованных в получении в пользование объектов животного мира, возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (данная норма подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 29.02.2009 по делу А54-1544/2008-С13).
Обязанность информирования возложена на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, т.е. Кабинет Министров Чувашской Республики.
Таким образом, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в нарушение требований статьи 37 Закона о животном мире ни Кабинет Министров Чувашской Республики, ни Госохотрыбслужба Чувашии не обеспечили соблюдение принципа гласности при принятии решения о предоставлении заявленных ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза территорий в Ядринском районе.
Следовательно, ООО "Цивильский производственный комбинат "П." ЧПС были предоставлены преимущественные условия деятельности, по сравнению с неограниченным кругом лиц, осуществляющим свою деятельность рынке пользования животным миром.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является государственной преференцией.
Таким образом, решение Кабинета Министров Чувашской Республики о предоставлении объектов животного мира в Ядринском районе ООО "Цивильский производственный комбинат "П." ЧПС (распоряжение N 190-р от 23.06.2009) и действия Госохотрыбслужбы Чувашии, выразившиеся в заключении 13 июля 2009 года с ООО "Цивильский производственный комбинат "П." ЧПС договора о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются предоставлением государственной преференции.
Главой 5 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
Комиссией установлено, что порядок предоставления государственных преференций, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции в отношении ООО "Цивильский производственный комбинат "П." ЧПС или по поручению последнего, Госохотрыбслужбой Чувашии не был соблюден.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъекта Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что решение Кабинета Министров Чувашской Республики и действия Госохотрыбслужбы Чувашии по предоставлению ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза объектов животного мира в Ядринском районе Чувашской Республики, в нарушение требований статьи 37 Закона о животном мире, исключили возможность подачи заявок неограниченного круга лиц, претендующих на предоставление территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, и их участия в конкурсе на право заключения договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, и, следовательно, устранили конкуренцию на рынке пользования животным миром.
Данные действия Госохотрыбслужбы Чувашии и решение Кабинета Министров Чувашской Республики создали для ООО "Цивильский производственный комбинат "П." Чувашпотребсоюза преимущественные условия осуществления деятельности, и являются нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С целью устранения нарушения антимонопольного законодательства на рынке пользования животным миром, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписаний.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия 1.Признать распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики N 190-р от 23.06.2009 нарушающим требования пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 2.Признать в действиях Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 3.Выдать Кабинету Министров Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства. 4.Выдать Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии:
А.В.АЛЕКСЕЕВА
Н.А.ДАВЫДОВА