Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
25 марта 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 марта 2011 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело N 13-Р-2011 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" в рекламе о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" мобильных телефонов модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб., распространенной ООО "Н." 30.12.2010 в 13 час. 00 мин. - 13 час. 05 мин. в эфире радиостанции "Авторадио-Чебоксары" (101.5 FM),
в присутствии представителя ООО "Н." К. (доверенность <...>),
в отсутствие заявителя гр. Ш., извещенного надлежащим образом о времени рассмотрения дела (уведомление о вручении заказного письма 428004360001604 от 05.03.2011)
31.12.2010 в Чувашское УФАС России поступило заявление гр. Ш. (вх. N 05-13/6423 от 31.12.2010) о распространении в эфире радиостанции "Авторадио-Чебоксары" недостоверной рекламы, что является нарушением закона и ущемляет права гр. Ш. как потребителя.
Из заявления гр. Ш. следует, что 30.12.2010 в 13.00 - 13.05 после новостного блока в эфире радиостанции "Авторадио-Чебоксары" (101.5 FM) была распространена реклама о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Би-Лайн" мобильных телефонов модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб.
Однако в тот же день в салоне сотовой связи "Би-Лайн", расположенном на территории рынка "Московский" по улице Эльгера города Чебоксары, гр. Ш. было отказано в продаже телефона по рекламируемой цене. При этом продавец пояснил, что телефон по цене 99 руб. можно приобрести лишь с одновременным подключением на некий тарифный план на сумму 400 руб.
Представитель Чебоксарского филиала ОАО "В." Б. в письменном объяснении от 15.02.2011 N 152 сообщает, что заявка на производство и размещение рекламы о продаже телефонов "Билайн" А 100 в СМИ "Авторадио-Чебоксары" не подавалась, договор на производство и размещение рекламы не заключался.
Чебоксарский филиал ОАО "В." подтверждает информацию о том, что в период проведения акции в Чебоксарском филиале ОАО "В." абонентам предоставлялась возможность при подключении на тарифный план "Мир Билайн" с внесением аванса за услуги связи в размере 400 руб. приобрести телефон модели "Билайн" А 100 со скидкой по цене 99 руб. (с НДС).
При этом представитель Чебоксарского филиала ОАО "В." Б. указывает на то обстоятельство, что гр. Ш. не представил доказательств отказа в продаже телефона модели "Билайн" А 100 в салоне сотовой связи "Билайн", расположенном по улице Эльгера города Чебоксары.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе", определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
Информация, распространенная 30.12.2010 в новостном блоке "Авторадио-Чебоксары" о продаже в салонах сотовой связи "Билайн" телефона модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб. является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
В ходе прослушивания представленной ООО "Н." записи эфира радиостанции "Авторадио-Чебоксары" (101.5 FM) от 30.12.2010 13.00 - 13.05 установлено, что реклама о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Би-Лайн" мобильных телефонов модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб. не предваряется сообщением о последующей трансляции рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается в том числе реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара (соответственно работы, услуги), порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
Поскольку рассматриваемая реклама о продаже в салонах сотовой связи "Билайн" телефона модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб. направлена на формирование у потребителей желания приобрести товара на заявленных в рекламе условиях, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях приобретения товара приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.
Реклама о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" телефонов модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб. распространена 30.12.2010 в 13:00 - 13:05 в эфире радиостанции "Авторадио-Чебоксары" (101.5 FM) с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае ООО "Н." является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рекламы о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" телефона модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Представитель ООО "Н." К. пояснил, что информация о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" телефона модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб. распространена в новостном блоке. Выход в эфир данного новостного блока был осуществлен В. (творческий псевдоним "Сергеева Людмила") без согласования с главным редактором СМИ "Авторадио-Чебоксары") П., у которого 30.12.2010 был выходной день. Данная новость была размещена на основании электронной рассылки новостей о "Билайн".
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "Н." К., пришла к выводу о том, что реклама услуг о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" сотовых телефонов модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб., распространенная ООО "Н." 30.12.2010 в 13 час. 00 мин. - 13 час. 05 мин. в эфире радиостанции "Авторадио-Чебоксары" (101.5 FM), нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, часть 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу о реализации в уполномоченных торговых точках оператора сотовой связи "Билайн" телефона модели "Билайн" А 100 по цене 99 руб., распространенную ООО "Н." 30.12.2010 в 13 час. 00 мин. - 13 час. 05 мин. в новостном блоке радиостанции "Авторадио-Чебоксары", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе". 2.Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с нераспространением рассматриваемой рекламы в настоящее время. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ю.ЛАНСКАЯ