"Известный факт - почти во всех водах Чувашии повышена концентрация бора. Известно также, что бор не полезен мужчинам! Внешне его воздействие никак не проявляется, сексуальность мужчины не меняется, но коварный элемент препятствует попыткам завести детей. Жителям Чебоксар надо с осторожностью относиться к подземной воде, продаваемой "на разлив", так как бора в этой воде в 2 с лишнем раза больше, чем допустимо для бутилированной воды высшей категории. Данные комментарии сопровождаются изображением черепа и костей.
Содержание бора в воде "Сестрица" абсолютно безопасно. Пейте с удовольствием, готовьте на ней пищу и растите здоровых детей!". Последнее сообщение сопровождается улыбающимся солнышком.
Данная информация, также выполнена в виде сравнения воды, реализуемой в розлив в г. Чебоксары, которую в г. Чебоксары осуществляет только одна организация - ООО "К." и соответственно о преимуществах по потребительским свойствам и качеству бутилированной воды "Сестрица".
На странице 14 брошюры под заголовком "Бульон из микробов" делается сообщение:
"Как вы думаете, если 80% времени фильтр для питьевой воды не работает, что происходит внутри него?
Стакан фильтра всегда заполнен водой. Ночью, когда проточный фильтр не работает, в застоявшейся воде могут бурно размножаться все те микробы, которые фильтр выловил днем.
Если такой микробный "бульон" окажется в чашке кофе или порции каши, вкус еды не очень изменится, но вряд ли постоянная подпитка непрошенными "деликатесами" будет благоприятна для нашего здоровья. Данное сообщение сопровождаются изображением черепа и костей.
Поздравьте себя: температура в скважине, из которой добывается вода "Сестрица" - меньше 7 градусов, в таких условиях микробы просто не захотят жить. Кроме того, каждую партию воды "Сестрица" сертифицированная лаборатория проверяет на отсутствие микроорганизмов". Последнее сопровождается улыбающимся солнышком.
Вы можете проверить эту информацию! Принесите нам воду из Вашего фильтра для бесплатного анализа. Справки по телефону: 257700.
На стр. 3, 5, 7, 9, 11, 13 размещены различные рецепты с использованием воды "Сестрица" и комментариями о полезных свойствах этой воды и рекомендациями ее использования.
На стр. 1, 2, 16, 17, 18, 19, 20 размещены предложение об участие в стимулирующем мероприятии - акции по покупке воды "Сестрица", сообщение о призах, условиях акции, купоны для участия в акции.
Исследованные Комиссией Чувашского УФАС России, документы представленные в материалы дела свидетельствуют, о том, что вода, реализуемая ООО "К." добывается из артезианской скважины N 352 Вурман-Сюктерского поселения, находящейся на территории санатория "Утес", вода, реализуемая ООО "В." под товарным знаком "Мелаша" добывается из скважины, находящейся в 58 квартале Чебоксарского участкового лесничества (Кривуши) и далее бутилируется. Вода этих производителей по всем показателям отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе и по содержанию бора.
Представителем центра санитарно-эпидемиологического учреждения здравоохранения сделано сообщение, о том, что при несоответствии показателей воды, установленным нормативам, вода не могла быть признанной пригодной для реализации, как питьевая вода. Согласно проведенным исследованиям по установленным методикам в воде, реализуемой ООО "К." и ООО "В." бор содержится в пределах допустимой концентрации, а приведенная в брошюре информация, о вредном воздействии при употреблении этой воды на состояние здоровья мужчин, отвечающего за деторождение, не подтверждена медицинскими исследованиями и доказательствами вреда для здоровья мужчин.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике", на основании заявок ООО "Компания "З." на лабораторные испытания воды, указанной, как воды из киосков ООО "К.", в апреле 2010 г. выполняло исследования, отображенные в брошюре. Образцы воды для исследования отбирались Р., без понятых, поэтому при выполнении заявок ей пояснялось, что использовать протоколы в суде или иным образом проблематично, поскольку они не могут иметь юридической силы. Вместе с тем, результаты исследований этих проб воды показали соответствие установленным нормам СанПиН 2.1.4.1.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", в т.ч. и по бору. Кроме того, приведенное в брошюре сравнение воды, на соответствие различных СанПиН по своей форме не является корректным.
Представителем министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики сообщено, что в подземных источниках республики имеется превышение бора, но это не относится к питьевой воде, которая продается в розлив и добывается из артезианских скважин, указанных в брошюре. Добываемая вода как питьевая по показателям безопасности соответствует нормативам качества и безопасности. Источники воды с превышением бора не используются для питьевого водоснабжения, либо на них устанавливаются станции водоочистки. Кроме того, используемые подземные воды Чувашии для питьевого водоснабжения защищены от загрязнения "сверху", не расположены вблизи свалок, как это представлено в брошюре.
В брошюре указывается, что по данным независимого экологического рейтингового агентства, Чувашия занимает в указанном рейтинге лишь 46 место. Однако имеются данные других рейтинговых агентств, где Чувашия занимает 28 место. Таким образом, в брошюре информация использована выборочно, приведена только негативная информация в целом о Чувашской Республике и в частности, о ее подземных водах.
Источники воды ООО "К.", ООО "В." находятся в заповедной зоне, где промышленное производство запрещено.
Таким образом, Минприроды Чувашской Республики считает, что информация о водах Чувашии, приведенная в брошюре, искажена, в целом ложная и содержит только негативную оценку о водах Чувашской Республике, не соответствующую действительности.
С учетом исследованных документов, приведенных доводов заявителей, объяснений лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела, Комиссия считает, что в выполненной брошюре, для привлечения внимания потребителей г. Чебоксары к воде "Сестрица", приводятся: ложные сведения о питьевой воде, производимой в Чувашии, некорректные сравнения подземных вод, добываемых в Чувашии, водопроводной воды, бутилированной воды, воды, продаваемой в розлив с водой под товарным знаком "Сестрица". Информация о водах Чувашии намеренно представляется в искаженном виде в отношении потребительских свойств, качества воды и даже обращается внимание на небезопасное для здоровья ее употребление, для того, чтобы подчеркнуть превосходство и преимущество воды "Сестрица" перед остальной питьевой водой, производимой в Чувашской Республике. Такое исполнение брошюры способствует введению в заблуждение потребителей воды г. Чебоксары для привлечение внимания потребителей только к воде "Сестрица".
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том в форме:
распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица (группы лиц) необходимо, чтобы лицо, (группа лиц) совершившие данное деяние, обладали признаком хозяйствующих субъектов; их действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, путем распространения ложных, искаженных сведений, введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Установленные Комиссией Чувашского УФАС России обстоятельства по делу свидетельствуют о распространении в брошюре "ПОДАРКИ. Рецепты и факты от "Сестрицы" ложных, искаженных сведений о воде, реализуемой ООО "К.", ООО "В.", ОАО "В." и др. производителями, вводящих в заблуждение, относительно потребительских свойств и качества, дискредитирующие деятельность этих изготовителей и направленные на получение преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности производителя и продавца воды "Сестрица".
К заявлению представителя ООО "Компания "З." о не распространении брошюры обществом и неизвестности откуда она появилась, Комиссия Чувашского УФАС России относится критически. Материалами дела подтверждается, что исследования воды ООО "К." заказывало ООО "Компания "З." и которые в последствии были использованы в брошюре. В брошюре используется товарный знак "Сестрица", принадлежащий согласно свидетельству на товарный знак N 313688 правообладателю ООО "Компания "З." и патенту на промышленный образец N 59596 на эмблему по комбинированному изображению девушки с ведрами на коромысле, сопровождающейся словесным обозначением Сестрица, зарегистрированным за автором М., являющегося директором ООО "Компания "З.". Обязательных в силу статей 1235, 1367, 1489, 1490 Гражданского кодекса Российской Федерации лицензионных договоров на право использования товарного знака и эмблемы в брошюре ИП М., в Комиссию не представлено, Кроме того, Комиссия считает состоятельным довод ООО "В." о причастности ООО "Компания "З." к созданию брошюры, поскольку имеющаяся ссылка на странице 20 брошюры однозначно отсылает читателей на официальный сайт ООО "Компания "З." - www.voda-sestrica.ru, права которого защищены, а также в брошюре указываются номера телефонов офисов продаж в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск. На сайте ООО "Компания "З." имеется вкладка "Акции", где конкретизированы условия проведения акции. Все перечисленное свидетельствует, что акция по распространению искаженных сведений о водах Чувашии осуществляется ООО "Компания "З." совместно с ИП М.
Комиссия Чувашского УФАС России, руководствуясь пунктом 3.36.2 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447 определила лицо, привлеченное к рассмотрению дела ИП М. признать соответчиком по делу.
Из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" следует, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
Под распространением сведений, следует считать любые действия, в результате которых информация стала известной третьим лицам (хотя бы одному). Форма распространения в данном случае не имеет значения - опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной форме. Определяющим является то, что в результате совершения неких действий информация может появиться у другого лица.
Информация, сообщенная в брошюре стала известной неопределенному кругу лиц, в том числе и потребителям воды. В представленном виде информация о воде производителей Чувашии дискредитирует их деятельность, наносит вред их деловой репутации и может повлечь отток потребителей ООО "К." и ООО "В.", и нанести им убытки в виде недополученной выручки, прибыли.
Распространенные ложные, искаженные сведения о превышении бора в водах производителей Чувашии, о наличие свалок, промышленных, сельскохозяйственных отходов в местах добычи воды ООО "К.", ООО "В." вводят в заблуждение потребителей в отношении потребительских свойств и качества этой воды. Несмотря на не сообщение в брошюре о конкретных производителях воды Чувашии, они легко узнаваемы, поскольку в силу действующего законодательства раскрывают информацию о себе, месте производства и добычи воды.
На страницах 4. 6. 8, 10, 12 информация о питьевой воде, производимой в Чувашии приводится в сравнении с водой "Сестрица". Информация в брошюре сопоставляется по показателям бора, содержанию хлороформа, по экосистемам республик. Приводимое негативное сравнение неправильно по своей форме, поэтому такое сравнение является некорректным.
Возникновение ложного впечатления о потребительских свойствах и качестве воды производителей Чувашии является непосредственными действиями ООО "Компания "З." и ИП М., связанными с созданием и распространением брошюры.
Статьями 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 14 Закона о конкуренции недобросовестная конкуренция запрещена
ООО "Компания "З." и ИП М. являются конкурентами ООО "К." и ООО "В.", поскольку осуществляют деятельность на релевантном рынке и для получения преимуществ в предпринимательской деятельности, ООО "Компания "З." и ИП М. совершили запрещенные законодательством действия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции"
решила:
1. Признать действия ООО "Компания "З." и ИП М. актом недобросовестной конкуренции, выразившимся в распространении ложных, искаженных сведениях о питьевой воде, добываемой и производимой в Чувашской Республике, а также питьевой воды реализуемой в разлив в г. Чебоксары, во введении в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества питьевой воды, добываемой и производимой в Чувашской Республике, а также реализуемой в розлив в г. Чебоксары и некорректном сравнение этой питьевой воды с бутилированной водой "Сестрица" из Марий Эл с помощью брошюр "Подарки, рецепты и факты от "Сестрицы" выпуск N 1, недопустимым пунктами 1 - 3 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".