Чувашская Республика
Решение от 19 октября 2010 года № 140-АМЗ-2010

О нарушении законодательства в области защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
19 октября 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2010 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
  1.        Председателя Комиссии: 
           Борисова В.А.   - руководителя  Управления  Федеральной антимонопольной 
                             службы по Чувашской Республике - Чувашии; 
           Членов Комиссии: 
           Ющенко А.В.     - заместителя начальника отдела контроля органов власти 
                             и размещения заказов 
           Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела органов власти и 
                             размещения заказов 
  2. при участии в деле:
    от ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары:
    - Е. - главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения (по доверенности от 07.09.2010);
    - Ч. - заведующей сектором торговли (по доверенности от 13.09.2010);
    в отсутствии надлежаще извещенного ответчика ИП М.
    в отсутствии надлежаще извещенного заявителя Р.
    рассмотрела дело N 140-АМЗ-2010 по признакам нарушения администрацией Калиниского района г. Чебоксары (адрес: г. Чебоксары, ул. 50 лет Октября, 10 "а") статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики о нарушениях администрацией г. Чебоксары антимонопольного законодательства, выразившееся в предоставлении земельных участков под размещение киосков типа "Тонар" по пр. Тракторостроителей, д. 52, ул. Кадыкова, д. 11, ул. Кадыкова между домами N 11 и 19, пр. Тракторостроителей около дома 28, улица Гастелло около дома 17 ИП М. без проведения конкурса.
    Администрация г. Чебоксары письмом от 27.08.2010 года сообщила, что правоустанавливающая документация на земельные участки для размещения киосков типа "Тонар" по вышеуказанным адресам администрацией г. Чебоксары не оформлялись.
    На основании проведенного конкурса на территории города Чебоксары определены места на право размещения объектов мелкорозничной торговли типа "Тонар". Талоны на место торговли выдаются районными администрациями г. Чебоксары. Контроль за исполнением ведется отделами торговли районных администраций г. Чебоксары и отделом организаций торговли и потребительского рынка администрации г. Чебоксары.
    Письмом от 15.02.2010 N 02-12/вх-135 администрация Калининского района согласовала ИП М. установку торговых косков типа "Тонар" для реализации продовольственных товаров в промышленной упаковке.
    Представитель Калининской администрации г. Чебоксары заявил, что в действиях администрации Калининского района г. Чебоксары признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции отсутствуют. Администрация Калининского района г. Чебоксары не является органом в компетенцию которого входит предоставление земельных участков.
    Письмом, на которое ссылается заявитель от 15.02.2010 администрацией Калининского района г. Чебоксары ИП М. земельный участок не предоставлялся, а согласовывалась только возможность предоставления такого земельного участка.
    В силу того, что иные хозяйствующие субъекты в течение последних лет по поводу установления киосков по указанным адресам не обращались администрацией Калининского района г. Чебоксары дискриминационных условий создано не было. Администрация разрабатывает только предложения для представления в администрацию г. Чебоксары мест для установления киосков, а не предоставление таких участков.
    Кроме того, в письме от 15.02.2010 администрация Калининского района г. Чебоксары указала ИП М., что в администрацию города Чебоксары направлено письмо о внесении дополнения в пункт 5 постановления от 23.03.2007 N 53 "О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары".
    Рассмотрев представленные документы и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующему.
    Положение о проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары Утверждено Постановлением Администрации г. Чебоксары N 53 от 23 марта 2007 года (далее - Положение).
    Согласно Положению основным принципом организации и проведения конкурса является создание равных условий для всех участников конкурса и гласность его проведения.
    Как утверждает администрация Калининского района г. Чебоксары 12.02.2010 в адрес администрации обратился ИП М. с просьбой разрешить установку киоска для торговли продуктами питания по указанным выше адресам.
    Письмом от 15.02.2010 N 02-12/вх-135 администрация согласовала возможность установки киосков типа "Тонар", исходя из потребностей населения района.
    Однако, исходя из содержания письма администрации Калининского района г. Чебоксары видно, что администрация, рассмотрев заявление ИП М., согласовывает установку торговых косков типа "Тонар" для реализации продовольственных товаров в промышленной упаковке, при выполнении следующих условий:
    - соблюдения Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, Утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38;
    - соблюдения Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 N 1186.
    -выполнения требований п. 4 постановления от 23.03.2007 N 53 "О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары".
    Также в данном письме содержится информация, что в администрацию города Чебоксары направлено письмо о внесении дополнения в пункт 5 постановления от 23.03.2007 N 53 "О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары".
    Указанные решения Собрания депутатов Чувашской Республики не регламентируют порядок проведения конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары, а определяют порядок осуществления мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары. Таким образом, необходимость участия в конкурсе по адресам указанным в заявлении ИП М. не является правовым основанием, вытекающим из содержания данных решений.
    Кроме того, выполнение требований п. 4 постановления от 23.03.2007 N 53 "О проведении конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары" также не предусматривает конкурсного порядка предоставления мест.
    Таким образом, администрация Калининского района г. Чебоксары в письме от 15.02.2010 N 02-12/вх-135 не указала заявителю на конкурсный порядок предоставления объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары и тем самым согласовала установку объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар"), а не возможность предоставления мест по указанным адресам.
    Из пояснений главы администрации Калининского района г. Чебоксары Б., содержащихся в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 20 августа 2010 года Чебоксарского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Чувашской Республике следует, что, не имея оснований для отказа в просьбе ИП М. разрешить установку киосков для торговли продуктами питания по указанным выше адресам администрация Калининского района г. Чебоксары согласовала ИП М. установку киосков для торговли продуктами питания по указанным адресам, разъяснив ему, что установка киосков типа "Тонар" в Калининском районе г. Чебоксары возможна лишь при соблюдении порядка предоставления данных мест, в том числе прохождения конкурса на занимаемый участок.
    По словам, представителя ответчика ИП М. неоднократно участвовал в конкурсах проводимых на предоставление объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары и знал о порядке выделения мест для объектов мелкорозничной торговли.
    Однако как стало известно администрации Калининского района г. Чебоксары в июле 2010 года ИП М. по пр. Тракторостроителей д. 52 и ул. Кадыкова около дома 11 установил киоски типа "Тонар". По остальным адресам, указанным в заявлении ИП М. киоски установлены не были. На данный момент киоск по пр. Тракторостроителей д. 52 демонтирован, а по ул. Кадыкова около дома 11 прекратил деятельность и находится в стадии демонтажа.
    Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещает согласованные действия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка ли устранению с него хозяйствующих субъектов.
    Администрация Калининского района г. Чебоксары, зная, что объекты мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары предоставляются исключительно на конкурсной основе согласовала ИП М. установку киосков типа "Тонар" по пр. Тракторостроителей, д. 52, ул. Кадыкова, д. 11, ул. Кадыкова между домами N 11 и 19, пр. Тракторостроителей около дома 28, улица Гастелло около дома 17. В свою очередь ИП М. участвовавший в конкурсах на предоставление объектов мелкорозничной торговли (типа "Тонар") на территории города Чебоксары и знавший, что указанные объекты выставляются на конкурс установил киоски типа "Тонар" по пр. Тракторостроителей д. 52 и ул. Кадыкова около дома 11.
    Таким образом, действия администрации, выразившееся в предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту места для установки киосков типа "Тонар" без проведения конкурса, и действия ИП М. выразившееся в их установке по пр. Тракторостроителей д. 52 и ул. Кадыкова около дома 11 являются согласованными, приведшие к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок осуществления мелкорозничной торговли, что является нарушением части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать в действиях администрации Калининского района г. Чебоксары и ИП М. факт нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    2.Выдать администрации Калининского района г. Чебоксары и ИП М. предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
    3.Направить материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.
    Председатель Комиссии
    В.А.БОРИСОВ
    Члены Комиссии:
    А.В.ЮЩЕНКО
    А.В.АЛЕКСЕЕВА