Чувашская Республика

Решение от 21 октября 2011 года

По делу № 53-Р-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
21 октября 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2011 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 21 октября 2011 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    Н.Ю. Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков;
    члены Комиссии:
    Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    Леонтьева Л.Г. – специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    рассмотрев дело № 53-Р-2011 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Хлебо-роб» (далее СПСК «Хлебороб»), распространенной в газете «Вестник недели» от 06.10.2011 № 37,
    в присутствии заместителя директора СПСК «Хлебороб» Кузнецовой В.Н. (доверенность от 19.10.2011 № 14),
    06.10.2011 в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Чувашское УФАС России установлен факт распространения на странице 8 газеты «Вестник недели» от 06.10.2011 № 37 информации следующего содержания: «Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Хлебороб» принимает вклады от населения под достойные проценты. Тел.: 370-300, г .Чебоксары, ул. Ярославская, д.76, оф.5, тел. 62-73-28».
    В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация СПСК «Хлебороб» является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.
    В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверная реклама не допускается.
    В пункте 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.
    Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
    В статье 1 Федерального закона от 08.12.2995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определено, что сельскохозяйственным кооперативом является организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
    Следовательно, основной целью деятельности сельскохозяйственного кооператива является удовлетворение материальных и иных потребностей добровольно объединившихся пайщиков (граждан и юридических лиц) за счет объединения имущественных паевых взносов, переданных в собственность потребительского кооператива. Такая взаимопомощь не является финансовым посредничеством или финансовой услугой.
    В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским операциям.
    Согласно статье 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
    В силу пункта 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.
    Из совокупности приведенных норм следует, что организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частями 2 - 8 статьи 5 закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    В соответствии с пунктом 1.2 договора на рекламно-информационные услуги от 28.09.2011 № 71, заключенным между ООО «Синяя птица» (исполнитель) и СПСК «Хлебороб» (заказчик), содержание рекламы определено СПСК «Хлебороб».
    СПСК «Хлебороб» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
    Представитель СПСК «Хлебороб» пояснила, что нарушение было допущено по её вине вследствие недостаточного знания требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Аналогичная реклама была предоставлена кооперативом для распространения на телевидение и в газету «Советская Чувашия». Названные рекламораспространители с целью предотвращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по своей инициативе изменили рекламные модули, заменив слово «вклад» словом «сбережения», и добавив фразу «услуги предоставляются пайщикам».
    Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя СПСК «Хлебороб, пришла к выводу о том, что в действиях СПСК «Хлебороб» по распространению рекламы о привлечении денежных средств населения во вклады содержится нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг СПСК «Хлебороб», распространенную газете «Вестник недели» от 06.10.2011 № 37, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    2.Выдать СПСК «Хлебороб» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.Ю.Ланская
    Г.Ф.Леонтьева