Чувашская Республика

Решение от 20 октября 2011 года

По делу № 50-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
20 октября 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2011 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2011 года.
    Председателя Комиссии:
    Борисова В.А. – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии;
    Членов Комиссии:
    Алексеевой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
    Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
    при участии в деле:
    от администарции г. Новочебоксарск:
    - Ильиной Елены Александровны (по доверенности);
    от МУП «УК ЖКХ в г. Новочебоксарске»:
    - Прасловой Татьяны Александровны (по доверенности);
    от ООО «УК Новэк»:
    - Байкиной Анастасии Евгеньевны (по доверенности);
    рассмотрев дело № 50-АМЗ-2011, возбужденное в отношении администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в отношении администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее –Закон о защите конкуренции),
    В Чувашское УФАС России поступило заявление от ООО «Управляющая компания «Новэк» о не проведении администрацией г.Новочебоксарск открытого конкурса, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», во исполнения требований части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и проведения проверки в части управления МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарск» многоквартирными домами.
    В мотивировочной части решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.11.2010 по делу № А79-1048/2010 (ст.12) указано, что договоры управления многоквартирными домами с МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарск» были заключены без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации органом местного самоуправления, в отсутствие решения собственников помещений дома о выборе способа управления в лице управляющей компании, без определения ими условий этого договора и не с каждым собственником и не влекут возникновения у МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарск» прав управляющей компании.
    Как установлено Арбитражным судом Чувашской Республики от 17.11.2010 по делу № А79-1048/2010 (ст.11) 30 июня 2005 года во исполнение постановления главы администрации г.Новочебоксарска от 30.06.2005 № 222 управлением имущественных отношений администрации г.Новочебоксарск и МУП «УК в ЖКХ г.Новочебоксарск» подписан договор об управлении жилищным фондом, объектами внешнего благоустройства инженерной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования г.Новочебоксарск на срок с 30.06.2005 до 30.06.2008 с возможностью пролонгации на новый срок в случае, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно части 3 статьи 161 которого способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
    В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
    До настоящего времени способ управления в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарск» собственниками не реализован, открытый конкурс администрацией г. Новочебоксарск не проведен.
    Представитель администрации г. Новочебоксарск сообщил, что в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело в отношении администрации г. Новочебоксарск должно быть прекращено, считает, что права ООО «УК Новэк» не затронуты, т.к. в 2005 году данной организации не существовало.
    Кроме того, администрация г. Новочебоксарск считает, что собственники помещений многоквартирного дома самостоятельно в 2008 году выбрали управляющую компанию и решения собственников в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в суде не обжалованы.
    Основания для проведения открытого конкурса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» у администрации г. Новочебоксарск отсутствовали.
    По поводу доверенности, выданной администрацией г. Новочебоксарск на предоставление интересов собственника муниципального жилого фонда при осуществлении прав собственности муниципального образования от 01.02.2008 № 329 МУП УК в ЖКХ, представитель администрации г. Новочебоксарск пояснить не смог.
    Представитель МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарск» (далее – МУП УК В ЖКХ) поддержала позицию администрации г. Новочебоксарск в данном вопросе и добавила, что 30.04.2008 собственники помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП УК В ЖКХ провели общие собрания в форме заочного голосования по выбору способа управления домом и выбрали управляющую организацию - МУП УК в ЖКХ, заключили договоры управления многоквартирными домами.
    Письмом от 27 июля 2011 №2136 ООО «УК Новэк» уточнило свои требования к администрации г. Новочебоксарск и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск».
    Арбитражным судом ЧР от 17.11.2010 по делу №А79-1048/2010 установлено, что во исполнение постановления главы администрации г. Новочебоксарска от 30.06.2005 №222 управлением имущественных отношений администрации г. Новочебоксарск и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск» подписан договор об управлении жилищном фондом, объектами внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, находящимися в собственности муниципального образования г. Новочебоксарск Чувашской Республики, на срок с 30.06.2005 до 30.06.2008 с возможностью пролонгации на новый срок в случае, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
    Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении по делу № А79-1048/2010 пришел к выводу о том, что изначально у Предприятия (МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск») не возникло прав управляющей организации.
    Кроме того, решением Чувашского УФАС России по делу №75-АМЗ-2010 администрация г. Новочебоксарск признана нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части наделения полномочиями по представлению интересов мунициплаьного образования города Новочебоксарск Чувашской Републики хозяйствующему субъекту - МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск».
    Имеющиеся доказаельства в материалах дела №50-АМЗ-2011 свидетельствуют о согласованных действиях администрации г. Новочебоксарск и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск», направленных на препятствование хозяйственной деятельности ООО «УК Новэк» путем организации, проведения и принятия незаконных решений собственников многоквартирных домов по выбору способа управления в пользу мунициплаьного предприятия.
    Рассмотрев материалы дела и, заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно части 3 статьи 161 которого способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
    В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
    Постановлением администрации г. Новочебоксарск №222 от 30.06.2005 определено поручить управлению имущественных отношений администрации г. Новочебоксарск заключить от имени муниципального образования г. Новочебоксарска договор об управлении жилищным фондом, объектами внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования – г. Новочебоксарск Чувашской Республики с МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарска».
    Во исполнение данного постановления 30.06.2005 управление имущественных отношений администрации г. Новочебоксарск заключает с МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарска» договор об управлении жилищным фондом, объектами внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования – г. Новочебоксарск Чувашской Республики, согласно приложению №1 которому МУП «Управляющая компания в ЖКХ г. Новочебоксарска» передается в управление 447 многоквартирных домов.
    Данный договор заключен после введения в действие положений Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми в случае не реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на выбор способа управления этим домом администрация г. Новочебоксарск должна была провести открытый конкурс по выбору управляющей организации.
    Информация о реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на выбор способа управления с марта по июнь 2005 года отсутствует. Следовательно, договор от 30.06.2005 об управлении жилищным фондом, объектами внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, находящиеся в собственности муниципального образования – г. Новочебоксарск Чувашской Республики заключен в нарушение требований Жилищного кодекса РФ.
    Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении по делу № А79-1048/2010 пришел к выводу о том, что изначально у Предприятия (МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск») не возникло прав управляющей организации.
    01.02.2008 администрацией г. Новочебоксарск МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарска» выдана доверенность №329 представлять интересы собственника муниципальных жилых и нежилых помещений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, а также совершать все необходимые действия, связанные с данным поручением.
    Распоряжением администрации г. Новочебоксарск №69 от 23.05.2008 утверждены рекомендации по осуществлению представительства муниципального образования г. Новочебоксарска Чувашской Республики при принятии решений по выбору способа управления и выбору управляющей организации на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
    Согласно утвержденным рекомендациям при выборе управляющей организации многоквартирным домом уполномоченный представитель собственника муниципального имущества обязан поддержать организацию с долей участия в уставном капитале муниципального образования г. Новочебоксарск Чувашской республики не более чем 25 %, действуя, таким образом, с целью создания условий управления многоквартирными домами такими организациями не менее чем 50% многоквартирных домов в г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
    Исходя из содержания протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилых домов г. Новочебоксарск, проведенных в 2010 году в качестве управляющих организаций установлены либо МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск», либо МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск» и ОО «УК ЖКХ».
    Представитель ООО «Новэк» в ходе заседания Комисии Чувашкого УФАС России заявила, что по существу рассматриваемому вопросу действия администарции г. Новчебоксарск и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск» за период с 2008 по 2010 год конкурентные права ООО «УК Новэк» не нарушают.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
    Однако ввиду отсутствия достаточных доказательств в материалах дела для признания факта нарушения антимонопольного законодательства и заявлением представителя ООО «УК Новэк» об отсутствии органичения конкурентных прав администарцией г. Новочебоксарск и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск»,Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости перкращения производства по делу.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Дело №50-АМЗ-2011 в отношении администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в отношении администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания в ЖКХ г.Новочебоксарск» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.
    Председатель Комиссии
    В.А.Борисов
    Члены Комиссии
    А.В.Алексеева
    Н.А.Давыдова