Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2011 года.
Решение в полном объеме изговлено 11 февраля 2011 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт дела естественных монополий и рекламы,
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт дела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело № 01-Р-2011 по признакам нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе услуг по индивидуальному пошиву корсетов Киселевой Любови Ивановны, распространенной в газете "МК в Чебоксарах" 14-21 декабря 2010 г.
в присутствии заявителя - гр. Шашковой (Пановой) О.В.,
В Чувашское УФАС России поступило заявление гр. Шашковой (Пановой) О.В. о распространении рекламы с незаконным использованием её фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте рабы, а также якобы её слов об одобрении объекта рекламирования.
На 3-ей странице газеты "МК в Чебоксарах" 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718) размещена реклама "Корсет Киселевой Любови Ивановны" следующего содержания: "Корсет Киселевой Любови Ивановны. "Он заметно подчеркнул достоинства моей фигуры. Мне нравится, что мастер создает корсеты, учитывая особенности каждой клиентки. Кстати, корсет совсем незаметен под одеждой!" - телеведущая Ольга Панова ("Россия 1"). Скидка 20 %. Заказ корсетов Киселевой Любови Ивановны по тел.: 8-903-066-48-53, 74-55-08. Скидка действует до 11 января 2011 г.". Реклама сопровождается фотографиями телеведущей с надписями "Мой обычный образ" и "Я в корсете".
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
Рассматриваемая информация о предоставлении услуг по индивидуальному пошиву корсетов Киселевой Любови Ивановны является рекламой, поскольку в ней содержатся все квалифицирующие признаки рекламы (распространена в средстве массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к перечисленным услугам, формированию или поддержанию интереса к ним и их продвижению на рынке).
В силу пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.
В своем заявлении гр. Шашкова (Панова) О.В. утверждает, что она не давала согласия на использование своих фотографий, сведений о фамилии и имени, месте рабы и занимаемой должности, слов одобрения объекта рекламирования в рекламе корсетов Киселевой Любови Ивановны.
ИП Балякина И.В. пояснила, что в декабре 2010 г. редакция журнала "Антенна - Телесемь. Чебоксары" предложила ей разместить рекламу корсетов Киселевой Любови Ивановны, производством корых она занимается. Рекламный модуль был произведен редакцией журнала "Антенна-Телесемь. Чебоксары" по предварительной договоренности с рабодателем (филиалом ФГУП "ВГТРК" - ГТРК "Чувашия") телеведущей Шашковой (Пановой) О.В. Съемки проходили в торговом центре "Мега-Молл" при личном участии телеведущей Шашковой (Пановой) О.В., позировавшей перед фотокамерой без корсета. Фотография, использованная в рекламе, была доработана с помощью компьютерных средств обработки фотоснимков ("фотошоп").
Письменный договор между ИП Балякиной И.В. и телеведущей Шашковой (Пановой) О.В. об использовании её фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте рабы, слов об одобрении объекта рекламирования (корсетов Киселевой Любови Ивановны) в рассматриваемой рекламе не заключался. Рекламный модуль, созданный с согласия и при личном участии в съемках телеведущей Шашковой (Пановой) Любови Ивановны, был распространен в журнале "Антенна-Телесемь. Чебоксары" 13-19 декабря 2010 г. и 27 декабря 2010 г. - 02 января 2011 г.
10.12.2010 ИП Балякиной И.В. поступило предложение о заключении на выгодных условиях договора на размещение рекламы корсетов в газете "МК в Чебоксарах". 12.12.2010 ИП Балякина И.В. позвонила телеведущей Шашковой (Пановой) О.В. для получения её согласия на использование ранее созданного макета рекламы с участием телеведущей для распространения в газете "МК в Чебоксарах". В качестве оплаты был предложен пошив корсета. На что телеведущая Шашкова (Панова) О.В. ответила, что перезвонит ей на следующий день. 13.12.2010 ИП Балякина И.В. занималась закупкой материалов. Вечером в телефонной книге своего сотового телефона она обнаружила пропущенные звонки Шашковой (Пановой) О.В., поступившие в период с 15 час. 30 мин. до 16 час. 20 мин. и решила, что она согласна на продолжение использования макета рекламы для его распространения в дальнейшем. В т же день на остановке общественного транспорта "Энергозапчасть" состоялась встреча менеджера газеты "МК в Чебоксарах" и ИП Балякиной И.В., в ходе корой был подписан договор на размещение рекламы в газете, переданы деньги за её размещение. Были согласованы изменения в рекламном модуле с использованием фотоизображений телеведущей Шашковой (Пановой) О.В., в частности, содержание рекламы дополнялось сведениями о фамилии, именем, указании места рабы и занимаемой должности гр.Шашковой (Пановой) О.В.
Позднее, перезвонив Шашковой (Пановой) О.В., ИП Балякина И.В. узнала, что телеведущая не может разрешить использовать рекламный модуль для размещения в газете "МК в Чебоксарах", поскольку согласно трудовому контракту она не имеет права принимать участие в рекламе без согласия работодателя. Однако ИП Балякина И.В. уже не могла предпринять каких-либо действий, направленных на предотвращение распространения рассматриваемой рекламы, поскольку номер был уже сдан в печать. В следующем номере газеты "МК в Чебоксарах" 21-28 декабря 2010 г. рекламный модуль был изменен, для его создания было использовано фотоизображение директора ООО "Издательский дом "Бизнес среда" Григорьевой С.Г.
В соответствии с абзацем 5 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел определением от 24.01.2011 рассмотрение дела было отложено до 08 часов 15 минут 09 февраля 2011 г.
В заседание Комиссии после окончания в нем перерыва, связанного с отложением дела, ИП Балякина И.В., не явилась, от неё по телефону поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, мотивированное болезнью ребенка.
Заявитель Шашкова (Панова) О.В. по существу рассматриваемого дела пояснила, что она не давала ИП Балякиной И.В. согласия на использование в рекламе корсетов Киселевой Любови Ивановны своих фотографий, фамилии и имени, сведений о должности и месте работы, а также слов об одобрении объекта рекламирования, исходящих якобы от неё.
Действительно, 12.12.2010 ей позвонила ИП Балякина И.В. по вопросу возможности использования макета рекламы с её участием, созданного редакцией газеты «Антенна-Телесемь. Чебоксары», для последующего его распространения в газете «МК в Чебоксарах». Она ответила, что обдумает её предложение и сообщит о своем решении на следующий день. В течение следующего дня заявитель Шашкова (Панова) О.В. неоднократно звонила ИП Балякиной И.В., но она на звонки не отвечала. Однако вечером ИП Балякина И.В. перезвонила ей сама. Заявитель Шашкова (Панова) О.В. сообщила ей о своем несогласии на размещение рекламного модуля, произведенного для распространения в журнале «Антенна-Телесемь. Чебоксары», в газете «МК в Чебоксарах». Заявитель Панова (Шашкова) О.В. объяснила ИП Балякиной И.В., что её участие в фотосъемках для создания рекламы «корсетов Киселевой Любови Ивановны» для размещения в журнале «Антенна-Телесемь. Чебоксары» происходило по поручению работодателя в рамках исполнения служебных обязанностей согласно трудовому договору, то есть было санкционировано работодателем, который состоит с ООО «Телесемь. Чебоксары» в договорных отношениях по оказанию различного рода услуг на условиях взаимозачета. Работодатель крайне отрицательно относится к участию в рекламных акциях своих сотрудников не согласованных с ним, за подобную рекламу её могут лишить эфира. ИП Балякина И.В. ответила, что уже не в силах ничего изменить, договор на размещение рекламы в газете «МК в Чебоксарах» уже подписан, деньги переданы, номер сдан в печать.
Заявитель Шашкова (Панова) О.В. настаивает на привлечении ИП Балякиной И.В. к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Подпункт 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускает использовать в рекламе упоминание о благоприятных отзывах конкретных лиц, которые якобы используют или использовали объект рекламирования, довольны его действием или качествами, а на самом деле эти лица не пользовались рекламируемым товаром и не могут судить о его потребительских свойствах, или даже негативно относятся к этому продукту. Кроме этого, нельзя использовать в рекламе фотоизображения конкретных лиц, их персональные данные без их согласия.
Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен стимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из представленного ООО «Издательский дом «Бизнес-Среда» договора от 13.12.2010 № 81, заключенного между ООО «Издательский дом «Бизнес-Среда» («Исполнитель») и ИП Балякиной И.В. («Заказчик») следует, что Исполнитель обязался оказать Заказчику услуги по производству и размещению рекламы Заказчика.
В рассматриваемом случае содержание рекламы определялось ИП Балякиной И.В., которая в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к выводу о том, что реклама ИП Балякиной И.В. (корсеты Киселевой Любови Ивановны), распространенная в газете «МК в Чебоксарах» от 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718), нарушает требования пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу ИП Балякиной И.В. (корсеты Киселевой Любови Ивановны), распространенную в «МК в Чебоксарах» от 14-21 декабря 2010 г. № 51 (718), поскольку в ней нарушены требования части пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 2.Не выдавать ИП Балякиной И.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с нераспространением ненадлежащей рекламы в настоящее время. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.Гаврилов
Члены
Г.Ю.Ланская
Г.Ф.Леонтьева