Чувашская Республика
Решение от 06 октября 2011 года № 06-04/6373

По результатам рассмотрения жалобы на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

По делу № 193-К-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
06 октября 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере размещения заказов, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.09.2011 № 313 в составе:
    Винокуровой Н.Ю. – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Чувашского УФАС России (председатель Комиссии);
    Чагиной Г.В. – начальника отдела контроля за размещением заказов (член Комиссии);
    Симаковой Е.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов (член Комиссии);
    при участии представителей:
    Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
    Жирнова Михаила Александровича, по доверенности от 12.09.2011;
    Лукоянова Дмитирия Вячеславовича, по доверенности от 29.09.2011;
    Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам:
    Афанасьевой Надежды Анатольевны, по доверенности от 02.06.2011;
    Петровой Эллы Олеговны, по доверенности от 12.01.2011,
    рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПрофМТ» о нарушении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
    ООО «ПрофМТ» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии с жалобой на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж медицинского оборудования (инкубатор интенсивной терапии новорожденных, трансформируемый в открытую реанимационную систему) (далее – открытый аукцион в электронной форме).
    Жалоба мотивирована тем, что в техническое задание документации об аукционе включены параметры инкубаторов интенсивной терапии, которым в совокупности соответствует оборудование производства компании GE Healthcare (США), что исключает возможность поставки аналогичного оборудования компании Atom Medical, предлагаемого ООО «ПрофМТ». Ограничение количества участников заявитель усматривает в установлении следующих требований к предмету поставки: вращающаяся конструкция матрасика с углом поворота вокруг центральной оси 360°; прозрачная камера увлажнителя вместимостью не менее 1000 мл; измерение массы тела от 300 до 8000 граммов с допустимой погрешностью измерения ±10%; мощность нагревателя 400 Вт; наличие специального сферического рефлектора, обеспечивающего равномерный сбалансированный нагрев в любой точке ложа пациента. При этом ООО «ПрофМТ» поясняет, что матрасное основание инкубатора-трансформера производства Atom Medical выдвигается в обе стороны; отсутствие прозрачной камеры увлажнителя компенсируется наличием дисплея, позволяющего отображать уровень воды в увлажнителе; возможность измерения массы тела пациентов весом до 7000 граммов, по мнению заявителя, способно удовлетворить потребности заказчика с учетом предназначения аппарата (недоношенные и глубоко недоношенные младенцы). Инкубаторы производства Atom Medical оснащены нагревателями мощностью 500 Ватт, что превосходит требования технического задания; отсутствие сферического рефлектора не сказывается на рабочих характеристиках аппарата, способного обеспечить равномерный нагрев в любой точке ложа пациента. Исходя из изложенных обстоятельств, ООО «ПрофМТ» считает заказчика нарушившим части 2, 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
    Представители Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушения законодательства о размещении заказов не признали. Довод заявителя о нарушении заказчиком частей 2, 3 статьи 22 Закона о размещении заказов считают необоснованным, поскольку данные нормы подлежат применению только при проведении открытого конкурса и не распространяются на случаи проведения открытого аукциона в электронной форме. Пояснили, что требования к инкубаторам установлены с учетом реальных потребностей получателей оборудования, которые в полном объеме удовлетворяет инкубатор Giraffe Omnibed производства компании GE Healthcare (США). Так, вращающаяся конструкция матрасика с углом поворота вокруг центральной оси 360° позволяет проводить хирургическое вмешательство без перемещения ребенка из инкубатора на операционный стол. Прозрачная камера увлажнителя вместимостью не менее 1000 мл позволяет медицинскому персоналу в любое время визуально определить объем жидкости в резервуаре и отсутствие загрязнения, без необходимости манипуляций с камерой увлажнителя; кроме того, простота конструкции и отсутствие в системе увлажнителя дополнительных трубок, проходящих внутри кувеза, по мнению заказчика, исключает риск развития бактерий и обеспечивает простоту очистки и дезинфекции. По вопросу наличия в аппарате функции измерения массы тела от 300 до 8000 граммов отметили, что нижний предел данного параметра обусловлен необходимостью размещения детей с экстремально низкой массой тела, а верхний обоснован случаями размещения близнецов, а также аппаратуры одновременно с младенцем. Считают, что мощность нагревателя более 400 Вт способна вызвать у ребенка перегрев и термический ожог. Наличие в аппарате специального сферического рефлектора позволяет обеспечить равномерный теплообмен пациента в любом положении, в том числе при проведении операции, реанимации, интубации и прочих медицинских процедурах, исключая перегрев или переохлаждение.
    В заседании по рассмотрению дела объявлялся перерыв до 03 октября 2011 года, при этом сторонам было предложено представить экспертное заключение специалистов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации или иных экспертных организаций о положительной либо отрицательной оценке технических характеристик инкубаторов производства Atom Medical и GE Healthcare.
    Указанные документы в материалы дела не представлены. В заседании 03 октября 2011 года представитель Минздравсоцразвития Чувашии в подтверждение обоснованности технических параметров, указанных в аукционной документации, представил протокол заседания рабочей группы № 2 от 05.07.2011, в состав которой входят специалисты медицинских учреждений Чувашской Республики.
    Комиссия, оценив представленный протокол, приходит к выводу о том, что данный документ не может служить доказательством обоснованности включения в техническое задание параметров оборудования, о которых ставит вопрос заявитель, поскольку протокол не подписан членами рабочей группы и не заверен в установленном порядке. Кроме того, в тексте протокола отсутствуют какие-либо выводы специалистов относительно обоснованности установления перечисленных требований к оборудованию.
    Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов приходит к следующему.
    1.Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
    В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
    На основании части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
    Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов).
    Извещением № 0115200001111000813, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07 сентября 2011 года, объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж медицинского оборудования (инкубатор интенсивной терапии новорожденных, трансформируемый в открытую реанимационную систему). Государственным заказчиком выступило Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики; аукцион проводится уполномоченным органом Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
    В разделе 7 «Техническое задание» установлены требования к инкубаторам, в том числе: вращающаяся конструкция матрасика с углом поворота вокруг центральной оси не менее 360° (пункт 3.2); прозрачная камера увлажнителя вместимостью не менее 1000 мл (пункт 5.3); оптимальное измерение массы 300 – 8000 граммов, погрешность измерения ±10% (пункт 6.1); мощность нагревателя – 400 Ватт (пункт 8.3); наличие специального сферического рефлектора, обеспечивающего равномерный сбалансированный нагрев в любой точке ложа пациента (пункт 8.4).
    Комиссией установлено, что затребованным в техническом задании параметрам в совокупности соответствует инкубаторы-трансформеры Giraffe Omnibed производства компании GE Healthcare (США). Факт установления характеристик, исключающих возможность предложения альтернативного оборудования, подтвержден представителями Минздравсоцразвития Чувашии.
    Действия государственного заказчика по включению в документацию об аукционе требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа, препятствуют достижению цели расширения возможностей участия юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
    2.По результатам внеплановой проверки, проведенной на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссией Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее.
    Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
    По смыслу данной нормы заказчик, уполномоченный орган обязаны четко указать, какие именно документы должны быть представлены в составе первой и второй части заявки.
    Данный подход к толкованию приведенной нормы согласуется с положениями части 1 статьи 41.9, части 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, предусматривающими рассмотрение заявок на соответствие требованиям документации об аукционе в электронной форме.
    Согласно пункту 20 информационной карты аукциона в составе второй части заявки участникам размещения заказа належит представить копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким, товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме (подпункт 3), копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации (подпункт 5).
    Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом не установлены конкретные требования к содержанию второй части заявки, которые могут привести к необъективному подходу аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок.
    Кроме того, требования к содержанию первой части заявки содержится как в пункте 20 информационной карты аукциона, так и в техническом задании (раздел 7 документации об аукционе в электронной форме), где указано на необходимость представления сведений о стране происхождения поставляемого товара, что может привести к разночтениям при подготовке заявки на участие в торгах.
    Комиссия также отмечает, что требование о представлении сведений о стране происхождения товара не предусмотрено частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
    На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком, уполномоченным органом пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
    Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на основании части 5 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
    1.Признать жалобу ООО «ПрофМТ» обоснованной.
    2.Признать в действиях государственного заказчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушение части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
    3.Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, уполномоченному органу Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении нарушения части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
    4.Направить материалы дела должностному лицу Чувашскому УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.В.Чагина
    Е.В.Симакова