Чувашская Республика

Решение от 13 октября 2011 года № 04-15/6576

По делу № 50-Р-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
13 октября 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2011 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии – зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии – начальник отдела товарных рынков Н.Ю. Винокурова;
    члены Комиссии:
    Г.Ф. Леонтьева – специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    А.Р. Гадилова – старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
    рассмотрев дело N 50-Р-2011, возбужденное по факту распространения наружной рекламы услуг Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» на территории г. Канаш в августе т.г., содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
    в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Новикова С.С. (доверенность б/н от 03.10.2011 г.),
    Республиканский союз кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» на фасаде здания распространяет наружную рекламу следующего содержания:
  1. «СТОЛИЧНЫЙ – Канаш» т. 4-58-84
    ул. 30 лет Победы, д.12а
    ЗАЙМЫ:
    - потребительские
    - под Материнский капитал
    ХРАНЕНИЕ
    сбережений».
  2. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация, распространяемая Республиканским союзом кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами кооператива, привлекает внимание к данным услугам и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.
    В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Статья 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) определяет кредитный потребительский кооператив как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
    Статья 4 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) устанавливает договорный порядок передачи личных сбережений пайщиков кредитному потребительскому кооперативу граждан в пользование. Сторонами договора являются кооператив и его пайщик.
    Частью 2 указанной статьи установлено, что кредитный кооператив предоставляет займы только своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009), кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).
    Из содержания наружной рекламы Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» следует, что данный кооператив принимает сбережения и выдает потребительские займы, а также займы под материнский капитал.
    Вместе с тем, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, что является нарушением пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
    Следовательно, реклама Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» не соответствует требованиям, определенным частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    Представитель Республиканского союза кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» Новиков С.С. не признал нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в наружной рекламе КПКГ «Столичный – Канаш».
    Пояснил, что рассматриваемая наружная реклама является вывеской, так как размещена на фасаде здания, в котором находится КПКГ «Столичный – Канаш» и содержит сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательными на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (п.18 Информационного письма ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе).
    Кроме того, согласно письму ФАС России от 23.07.2009 г. № АЦ/2434 «О разграничении понятий реклама и вывеска» размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности, оказываемых услугах может быть признано обычаем делового оборота.
    Выразил мнение, что указание «кредитный» в наименовании потребительского кооператива граждан уже предполагает, что денежные средства предоставляются членам кооператива.
    Сообщил, что в настоящее время вывеска кооператива дополнена информацией «работаем с пайщиками».
    Комиссия считает доводы представителя КПКГ «Столичный – Канаш» подлежащими отклонению по следующим основаниям.
    Статьей 9 Федерального закона «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ) определена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
    Рассматриваемая реклама КПКГ «Столичный – Канаш» не содержит сведений о режиме работы кооператива.
    Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009), кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
    Наружная реклама КПКГ «Столичный – Канаш» содержит не только информацию об оказываемых услугах (займы, хранение сбережений), но и сообщает о том, какие именно займы предлагает данный кооператив (потребительские; под материнский капитал). При этом в рекламе не указаны сведения о том, что воспользоваться данными услугами могут только пайщики.
    Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя КПКГ «Столичный - Канаш», пришла к выводу о нарушении требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе услуг по кредитованию населения, оказываемых кредитным потребительским кооперативом граждан «Столичный - Канаш», распространенной в августе 2011 года на фасаде жилого дома по адресу: ул. 30 лет Победы, д. 12а, г. Канаш.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей наружную рекламу услуг по кредитованию и хранению сбережений, оказываемых Республиканским союзом кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш», распространенную в августе 2011 года на фасаде жилого дома по адресу: ул. 30 лет Победы, д. 12а, г. Канаш, в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Республиканскому союзу кредитных потребительских кооперативов граждан «Столичный – Канаш» не выдавать, в связи с устранением нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.Ф.Леонтьева
    А.Р.Гадилова