Чувашская Республика
Решение от 05 октября 2011 года № 04-15/6343

О нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

По делу № 47-Р-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
18 февраля 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2011 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2011 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    Н.Ю. Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков;
    члены Комиссии:
    Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    Леонтьева Л.Г. – специалист-эксперт отдела товарных рынков,
    рассмотрев дело № 47-Р-2011, возбужденное в отношении редакции газеты «For city», по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 16 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, распространенной в газете «For city» от 26.08.2011 № 1,
    в присутствии учредителя газеты «For city» ИП Мадикова С.Ю.
    В Чувашское УФАС России поступило заявление гражданки Замятиной О.В. (вх. № 05-05/220 от 12.09.2011) о распространении в информационной газете «For city» рекламы, которая не сопровождается пометкой «реклама» или «на правах рекламы». Из заявления следует, что газета позиционирует себя как «№ 1», демонстрируя тем самым превосходство над другими печатными изданиями.
    В силу статьи 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
    На первой странице рассматриваемого периодического печатного издания под наименованием «For city» указана специализация газеты – информационное издание. В выходных данных содержится следующая информация о газете «For city»: «информационное издание, специализирующееся на авторских и информационных материалах, новостях, реклама до 40 %». Однако опубликованная в газете «For city» многочисленная реклама (сеть турагентств «Мастер-отдыха», Экспресс-Волга Банк, ООО «Стройснаб», «ЧебNet», ателье по коже, АвтоДом, Galex, ООО «Учебный центр «Карьера», ювелирная компания «Алмаз-Холдинг», НСГ (страхование жизни), фитнес-клуб «Будокан», стоматологическая поликлиника «Дантист +», компания «Bisiness flowers», Устра, Кузнецофф) не содержит пометок «реклама» или «на правах рекламы».
    В силу положений статьи 5 названного Федерального закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
    В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной считается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами.
    Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования может выступать не только товар, но и средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    На странице 1 газеты «For city» от 26.08.2011 № 1 размещена реклама данного периодического печатного издания следующего содержания: «№ 1. Всегда в курсе событий. Первые узнаем о предстоящих событиях и оперативно доносим до читателей. Здесь каждый найдет для себя массу полезной информации. Клуб FCC. Эксклюзивные мероприятия для деловых людей нашего города и не только», а также реклама финансовых и страховых услуг сети турагентств «Мастер отдыха» - «…визовая поддержка, страхование, кредит – туристические sim-карты до 10 раз дешевле».
    На странице 5 газеты «For city» от 26.08.2011 № 1 размещена реклама стимулирующего мероприятия следующего содержания: «Автодом. Авто-мойка 24 часа (от 100 рублей), чернение резины и покрытие холодным воском в подарок при заказе мойки «Комплекс»… Тел.: 48-23-22, www.21 – auto.ru».
    На странице 8 газеты «For city» от 26.08.2011 № 1 размещена реклама
    страховых услуг следующего содержания: «НСГ страхование жизни. NCG LIFE INSURANCE COMPANY. Жилье. Финансовая защита. Сокращение налогов. Ул. Калинина, д. 109, стр. 1, оф. 416, тел.: 282-152, 37-55-91».
    На странице 11 газеты «For city» от 26.08.2011 № 1 размещена реклама стоматологической поликлиники «Дантист+» следующего содержания: «Стоматологическая поликлиника «Дантист+» - стоматология положитель-ных эмоций! Стоматологическая поликлиника «Дантист +» - стабильно работающая компания, более 22 лет на рынке стоматологических услуг. Основана в 1988 году. Имплантология, хирургическая стоматология, терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология (все виды протезирования), ортодонтия, современная диагностика (панорамные снимки и компьютерная радиовизиография), лечение заболевания пародонта, отбеливание зубов. 24 часа, круглосуточный режим работы, (8352) 55-07-65, 56-07-50, факс 56-35-41, пр.И. Яковлева, д. 3. Адрес в Интернете: «www.dantist-plus.ru, e-mail: dentist-cheb@mail.ru, ICQ: 609 715 735, Skype: dentist-plus».
    В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.
    Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование (включая организационно-правовую форму), для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
    В силу пунктов 1 и 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
    В рекламе сети турагентств «Мастер отдыха», «NCG LIFE INSURANCE COMPANY» отсутствуют сведения о наименовании организаций, оказывающих финансовые и страховые услуги.
    Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
    В соответствии с Отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113, медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидеми-ческие мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
    Классификация сложных и комплексных медицинских услуг приведена в Отраслевом классификаторе, утвержденном приказом Минздрава России от 16.07.2001 № 268 «О введении Классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» (ОК 91500.09.0002-2001).
    В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно Приложению.
    Данным Перечнем к медицинским работам (услугам) отнесены, в том числе, стоматология детская, стоматология профилактическая, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая.
    Реклама стоматологической поликлиники «Дантист+» содержит пря-мое указание на осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг, следовательно, в силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» должна сопровождаться обязательным предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
    В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны, в частности, сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
    Текст рекламы «АВТОДОМ» не содержит сроков проведения стимулирующего мероприятия и ссылок на источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
    Учредитель газеты «For city» ИП Мадиков С.Ю. пояснил, что рассматриваемый номер газеты является первым и надпись «№ 1» следует понимать буквально, как порядковый номер газеты. Редакция газеты «For city» не утверждает, что данное информационное издание находится в лучшей позиции по сравнению с аналогичными изданиями на рынке печатной продукции Чувашской Республики. Все другие вменяемые редакции газеты «For city» нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе он признает. Нарушения допущены вследствие незнания законодательства и недостаточности опыта. Договора на размещение рекламы не заключались, поскольку это был пилотный выпуск газеты, реклама размещалась бесплатно с целью последующего привлечения рекламодателей.
    Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о том, что реклама, распространенная в газете «For city» от 26.08.2011 № 1, нарушает нарушает требования статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
    В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распростране-ние рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Феде-
    рального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете «For city» от 26.08.2011 № 1, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 (АВТОДОМ»), статьи 16, части 7 статьи 24 (стоматологическая поликлиника «Дантист+»), части 1 статьи 28 (сеть турагентств «Мастер отдыха», «NCG LIFE INSURANCE COMPANY») Федерального закона «О рекламе».
    2.Выдать редакции газеты «For city» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.Винокурова
    Члены Комиссии
    Г.Ю.Ланская
    Г.Ф.Леонтьева