Чувашская Республика
Закон от 28 января 1993 года

Об образовании

Принят
Государственным Советом Чувашской Республики
28 января 1993 года
    В редакциях
  • от 14.02.1997 № 1,
  • от 23.10.2000 № 25,
  • от 18.10.2004 № 23,
  • от 18.10.2004 № 26,
  • от 25.11.2005 № 49,
  • от 02.06.2006 № 24,
  • от 04.06.2007 № 24,
  • от 15.11.2007 № 69,
  • от 05.05.2008 № 16,
  • от 17.12.2008 № 62,
  • от 19.10.2009 № 55,
  • от 30.05.2011 № 25,
  • от 15.07.2011 № 36,
  • от 05.12.2011 № 92,
  • от 03.10.2012 № 65.
    Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
    Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике.
    Образование в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и нормами международного права.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Чувашская Республика провозглашает область образования приоритетной.
    2.Организационной основой государственной политики Чувашской Республики в области образования являются Федеральная целевая программа развития образования и Республиканская целевая программа развития образования.
    3.Республиканская целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    4.Исключен
    5.В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
    Государственная политика в области образования в Чувашской Республики основывается на следующих принципах:
    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    2) признание единства федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики;
    3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    5) свобода и плюрализм в образовании;
    6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
    1.Законодательство Чувашской Республики в области образования основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и включает в себя Конституцию Чувашской Республики, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики в области образования.
    2.Физические и юридические лица, нарушившие законодательство в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Задачами законодательства Чувашской Республики в области образования являются:
    1) разграничение компетенции в области образования между органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления;
    2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;
    3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образования в Чувашской Республике;
    4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
    1.Гражданам Российской Федерации, проживающим в Чувашской Республике, гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
    2.Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
    3.Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об образовании".
    3.1.В соответствии с законодательством Российской Федерации Чувашская Республика оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов Чувашской Республики, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений.
    4.Исключен
    5.В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами Чувашской Республики для образовательных учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики, и муниципальных образовательных учреждений.
    6.Чувашская Республика создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
    7.Чувашская Республика оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    1.Вопросы языковой политики в области образования в Чувашской Республике регулируются Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике".
    2.Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
    Чувашская Республика обеспечивает создание условий для дошкольного, начального общего, основного общего образования на русском и чувашском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке.
    3.Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
    4.Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение государственных языков Чувашской Республики регламентируется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике".
    Чувашская Республика оказывает содействие чувашским дошкольным образовательным и общеобразовательным учреждениям, находящимся за пределами республики, в подготовке педагогических кадров, разработке учебных программ и обеспечении учебно-методическими комплектами.
  3. Глава II.Система образования

  4. Система образования в Российской Федерации и Чувашской Республике представляет собой совокупность взаимодействующих:
    преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
    сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
    органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
    объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
    1.Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Чувашской Республике реализуются следующие образовательные программы:
    1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
    2) профессиональные (основные и дополнительные);
    3) профессиональной подготовки.
    2.Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
    3.К основным общеобразовательным относятся программы:
    1) дошкольного образования;
    2) начального общего образования;
    3) основного общего образования;
    4) среднего (полного) общего образования.
    4.Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
    5.К основным профессиональным в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся программы:
    1) начального профессионального образования;
    2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
    3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
    4) послевузовского профессионального образования.
    6.Утратил силу
    7.Исключен
    1.С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
    Допускается сочетание различных форм получения образования.
    2.Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании".
    3.Исключен
    Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций регулируется законодательством Российской Федерации.
    1.Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    развитие общества;
    укрепление и совершенствование правового государства.
    2.Содержание образования должно обеспечивать:
    адекватной мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    формирование духовно-нравственной личности;
    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
    3.Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
    4.Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
    5.Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательными стандартами.
    5.1.Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
    5.2.Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
    6.Исключен
    7.Исключен
    8.Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
    1.Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.
    1.1.В соответствии с законодательством Российской Федерации при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
    При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
    2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
    3.Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
    4.Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
    Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, проходят государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение образовательных программ основного общего образования и среднего (полного) общего образования, и государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
    5.Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
    5.1.В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования создаются федеральная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - федеральная информационная система) и региональные информационные системы обеспечения проведения единого государственного экзамена (далее - региональные информационные системы). В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем устанавливается Правительством Российской Федерации.
    6.Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
    7.Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
    8.В соответствии с законодательством Российской Федерации в местах проведения единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, во время проведения указанных мероприятий запрещается размещать, участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    1.Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
    Порядок приема в образовательные учреждения, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.1.Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.
    Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.
    Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования осуществляется на основании результатов отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств. Отбор граждан для приема в указанные образовательные учреждения в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
    2.При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
    3.Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    1.Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
    Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
    2.Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
    3.Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
    4.Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
    Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
    Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
    Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения.
    5.Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
    1.Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
    2.Исключен
    3.Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
    4.Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
    5.Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
    1.Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
    2.Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
    Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются законодательством Российской Федерации.
    3.Общее образование является обязательным.
    4.Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
    5.Утратил силу
    6.По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.
    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
    7.По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
    Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.
    Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
    Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
    8.Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
    1.Исключен
    2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
    3.Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
    1.Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
    2.Чувашская Республика в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.
    3.Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
    1.Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
    2.Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
    1.Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
    Подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования.
    2.Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
    3.Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
    4.Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
    Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами.
    1.Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
    В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
    1.1.Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
    Освоение указанных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
    2.К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
    в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
    в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
    посредством индивидуальной педагогической деятельности;
    в научных организациях.
  5. Глава III.Управление системой образования

  6. 1.Глава Чувашской Республики принимает решение о создании, реорганизации органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего полномочия в сфере образования.
    2.К полномочиям Государственного Совета Чувашской Республики в области образования относятся:
    1) разработка законопроектов, принятие законов в области образования и внесение изменений и дополнений в соответствующие законы;
    2) исключен
    3) утверждение республиканского бюджета Чувашской Республики в части расходов на образование;
    4) исключен
    5) установление республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
    6) исключен
    3.К полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в области образования относятся:
    1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Чувашской Республики;
    1.1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами Чувашской Республики;
    1.2) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;
    1.3) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
    1.4) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений;
    2) разработка и реализация республиканских программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, контроль за их реализацией;
    3) формирование бюджета в части расходов на образование;
    4) исключен
    5) утратил силу
    6) утратил силу
    7) разработка республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;
    8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений Чувашской Республики (за исключением создания высших учебных заведений);
    8.1) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений Чувашской Республики в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
    9) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
    10) исключен
    11) исключен
    12) утратил силу с 1 января 2009 года
    13) издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
    4.Органы государственной власти Чувашской Республики имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях и в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных организациях, а также осуществления государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в муниципальных детских школах искусств.
    Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования определяются законодательством Российской Федерации.
    1.Государственное управление в сфере образования осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики органом исполнительной власти Чувашской Республики.
    2.В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
    3.В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения орган, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вносит предписание об устранении данного нарушения.
    4.Утратил силу
    5.К полномочиям органа, осуществляющего государственное управление в сфере образования в Чувашской Республике, в обязательном порядке относятся:
    1) исключен
    2) утратил силу
    3) исключен
    4) исключен
    5) исключен
    6) исключен
    7) исключен
    8) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);
    8.1) установление формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования;
    9) исключен
    10) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
    10.1) участие в отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, в части издания учебных пособий по родному языку и родной литературе;
    11) утратил силу
    12) исключен
    13) исключен
    14) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
    15) утратил силу
    16) обеспечение образовательных учреждений в местах компактного проживания чувашского населения за пределами Чувашской Республики учебно-методическими комплектами на основе соглашений с органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, субъектов Российской Федерации;
    17) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений;
    18) утратил силу с 1 января 2009 года
    19) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
    6.Утратил силу
    7.К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным органам государственной власти Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования, относятся:
    1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании"), иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
    2) утратил силу
    3) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании"), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории Чувашской Республики и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
    4) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
  7. Глава IV.Экономика системы образования

  8. 1.Исключен
    2.Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе республиканских нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
    Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности должны учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
    3.Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики).
    4.Исключен
    5.Исключен
    6.Исключен
    7.Исключен
    8.Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
    9.Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя.
    10.Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Чувашской Республики, вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
    Абзац исключен
    1.Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Чувашской Республики в пределах федерального государственного образовательного стандарта, образовательного стандарта, устанавливаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании", осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для обучения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
    2.Контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики устанавливаются на конкурсной основе по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Чувашской Республики.
    Порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования Чувашской Республики контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    3.В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования Чувашской Республики самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.
    4.Если порядком предоставления средств не установлено иное, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования Чувашской Республики (за исключением образовательных учреждений, созданных в форме казенных учреждений) самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.
  9. Глава V.Социальные гарантии реализации прав граждан на образование

  10. 1.Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
    2.Совершеннолетние граждане Российской Федерации в Чувашской Республике имеют право на выбор образовательного учреждения и форм получения образования.
    3.Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
    4.Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
    Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.
    5.Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
    6.Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.
    7.Граждане Российской Федерации в Чувашской Республике имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательных стандартов и требований.
    Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    8.Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
    9.В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
    Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 18 лет, обучающимся в общеобразовательных учреждениях и проживающим в семьях бывших попечителей, приемных родителей, назначается и выплачивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения до окончания общеобразовательного учреждения, включая период до первого сентября года выпуска из общеобразовательного учреждения. Порядок выплаты ежемесячного пособия устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    10.Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
    Абзац исключен
    Абзац исключен
    Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющие управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    11.Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
    Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
    12.Для граждан, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, администрацией этих учреждений и органами государственной власти Чувашской Республики создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.
    Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти Чувашской Республики создаются условия для самообразования.
    13.Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
    Абзац исключен
    Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
    14.Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
    14.1.В соответствии с законодательством Российской Федерации обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
    15.Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
    16.Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
    17.В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
    В случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в порядке, установленном гражданским законодательством, возмещение убытков по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
    17.1.В случае принятия решения об отчислении обучающегося в период получения им основного общего образования или среднего (полного) общего образования из образовательного учреждения, реализующего интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, указанное образовательное учреждение обязано обеспечить перевод этого обучающегося в другое образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    18.Утратил силу
    19.Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
    20.Исключен
    21.Исключен
    22.Исключен
    1.Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
    Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
    2.Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санитарного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством Чувашской Республики.
    3.Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
    4.Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
    5.Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
    Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
    6.Исключен
    7.Ответственность за создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
    1.Учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату в размере, установленном статьей 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", взимаемую с родителей или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в указанных организациях, если иное не установлено вышеуказанным Законом и иными федеральными законами.
    2.В соответствии с законодательством Российской Федерации перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    1.В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные, муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - 50 процентов размера этой платы, на третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов размера этой платы.
    В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы, определенного Кабинетом Министров Чувашской Республики, на второго ребенка - 50 процентов размера этой платы, на третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов размера этой платы.
    Средний размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    Право на получение указанной компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующей образовательной организации.
    2.Порядок обращения за компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством Чувашской Республики.
    1.Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    1.1.Работникам образовательных учреждений, на которых с их согласия приказом руководителя соответствующего образовательного учреждения возложены функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, выплачивается денежное вознаграждение в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    Выплата денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2.Исключен
    3.Исключен
    4.Исключен
    1.Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
    2.Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
    3.Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
    4.При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
    5.Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
    В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска устанавливаются законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается законодательными актами Чувашской Республики.
    Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    6.Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
    6.1.За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти Чувашской Республики к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.
    Выплата компенсации работникам, привлеченным к проведению единого государственного экзамена, осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Российской Федерации за фактически отработанное время по коэффициентам ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, исходя из размера ставки первого разряда единой тарифной сетки, установленного Кабинетом Министров Чувашской Республики.
    Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
    7.Исключен
    8.Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Чувашской Республики (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом), в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная компенсация в размере 150 рублей в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других государственных образовательных учреждениях.
    9.Исключен
    10.Утратил силу
    11.Исключен
    12.Исключен
    13.Исключен
    1.Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    2.Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
  11. Глава VI.Международная деятельность в области образования

  12. Председатель Верховного Совета
    Чувашской Республики
    Э.КУБАРЕВ
    г. Чебоксары
    28 января 1993 года