Чувашская Республика
Обращение от 14 апреля 1995 года № 5

Обращение Государственного Совета Чувашской Республики к Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросам взаимоотношений федерального бюджета с бюджетом Чувашской Республики

Принято
Государственным Советом Чувашской Республики
14 апреля 1995 года
    Начиная с 1994 года взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами регионов строятся на новых правилах, провозглашающих стабильность и долгосрочность таких взаимоотношений, что положительно было воспринято Чувашской Республикой.
    Но, с другой стороны, Федеральный закон о бюджете на 1994 год оказался крайне невыгодным для населения Чувашской Республики, так как субъективное занижение общего объема федерального фонда финансовой поддержки регионов привело к значительному снижению бюджетной обеспеченности в Чувашской Республике: не были учтены расходы регионов на капитальные вложения, содержание принятых на бюджетное финансирование объектов соцкультсферы и жилого фонда приватизируемых предприятий, компенсационные выплаты семьям с детьми и т. д., а объем фонда поддержки был определен в размере 22 процентов к НДС вместо минимального 35.
    Закон Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 1995 год" ставит бюджет Чувашской Республики в наихудшее положение, приводящее к свертыванию многих программ социально-экономического развития и сокращению расходов а мероприятия по социальной защите населения вплоть до прекращения функционирования сети социально-культурных учреждений.
    Согласно методике расчетов Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета и оттуда средства отчисляются в виде трансфертов по определенной доле для каждого из регионов. Из этого фонда финансовая помощь перечисляется по регионам, получившим статус "нуждающихся в поддержке" и "Особо нуждающихся в поддержке". Для первой группы, куда входит и Чувашская Республика, согласно методике расчета (она была представлена в составе бюджетного послания Президента России и на 1995 год) была определена в размере 77,44 процента от общего объема фонда финансовой поддержки, второй группы - 22,56 процента.
    Но в ущерб провозглашенной стабильности в федеральном фонде финансовой поддержки на 1995 год для первой группы снижена до 56,04 процента в пользу второй группы, и, учитывая то, что доля Чувашской Республики осталась почти на прежнем уровне (даже снизилась несколько), абсолютная сумма трансферта уменьшена на 90 млрд. рублей. Аналогичное уменьшение допущено по 49 территориям, включая соседние республики Марий Эл, Мордовию, а также Кировскую область. Это в большей части осуществлено за счет увеличения сумм финансовой поддержки сильным регионам. В результате чего сильные регионы стали еще сильнее, а слабые - еще слабее (по данным исходных расчетов, доходы на душу населения по Чувашской Республике к среднероссийскому показателю составляют 57 процентов).
    Это произошло в связи с тем, что в начале т. г. были пересчитаны исходные базовые показатели расходной части региональных бюджетов за 1993 год, которые не в полной мере были учтены при формировании бюджетной системы Российской Федерации и взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами регионов, и на эти суммы увеличена расходная часть нижестоящих бюджетов. Однако учет и увеличение этих расходов произведены только для перерасчета долей регионов в фонде финансовой поддержки без увеличения общего объема финансовой поддержки. Т. е. создана видимость принятия расходов региональных бюджетов без выделения реальных средств из федерального бюджета.
    Хотя очевидным является то, что передача средств из федерального бюджета на дополнительные расходы сильным регионам должна была производится за счет дополнительно выделяемых сумм, а не за счет урезания доли экономически слабых регионов. Сам факт включения сильных регионов в группу особо нуждающихся в поддержке не отвечает правилам новых межбюджетных взаимоотношений.
    На практике по Чувашской Республике это характеризуется следующим образом:
    если коэффициент инфляции в 1995 году к уровню 1994 года взять в размере 1,7, то доходы бюджета Чувашской Республики в сравнении с 1993 годом (исходная база по данным Минфина России) с учетом намечаемых передаче трансфертов в 1995 году увеличивается в 4,39 раза (при этом рост объема закрепленных налогов в 6,2 раза, объема превышения расходов над доходами, или причитающихся дотаций (трансфертов), - в 2,04 раза). Расходы бюджета Чувашской Республики в 1995 году к уровню 1993 ода должны составить с коэффициентом 4,85. Это по самым минимальным оценкам, поскольку исходя из российских норм только увеличение расходов на зарплату с начислениями и компенсации детям уже за этот период составляют 6,7 раза, а коэффициент инфляции, судя по росту инфляционных налогов (доходов), - 6,2. В итоге, имея минимальную потребность в расходах в 1995 году в сумме 1023 млрд. рублей (исходная база 1993 года, включая капвложения, - 211 млрд. рублей), доходы составят лишь 927 млрд. рублей или разрыв составляет 96 млрд. рублей.
    Государственный Совет Чувашской Республики обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с предложением придерживаться стабильности и долгосрочных межбюджетных отношений и просит сохранить пропорции распределения федерального фонда финансовой поддержки между регионами, нуждающимися в поддержке, и регионами, особо нуждающимися в поддержке, соответственно в размерах 77,44 и 22,56 процента.
    Обращение принято на VIII
    внеочередной сессии Государственного
    Совета Чувашской Республики
    14 апреля 1995 года