Чукотский автономный округ
Постановление от 04 июня 2007 года № 423

Об отчете о работе Счетной палаты Чукотского автономного округа за 2006 год

Принято
Думой Чукотского автономного округа
04 июня 2007 года
    Рассмотрев и обсудив отчет о работе Счетной палаты Чукотского автономного округа за 2006 год, Дума Чукотского автономного округа отмечает, что деятельность Счетной палаты в отчетном периоде осуществлялась в соответствии с действующим законодательством и перспективным планом работы на 2006 год.
    Организация деятельности Счетной палаты так же, как и в предыдущие годы, строилась на основе принципов законности, объективности, независимости и последовательной реализации всех форм финансового контроля.
    Основные усилия Счетной палаты в прошедшем году были сосредоточены на вопросах контроля за исполнением окружного бюджета, бюджета Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования, использованием бюджетных средств муниципальными образованиями, а также реализацией на территории Чукотского автономного приоритетных национальных проектов.
    Выполняя поставленные перед Счетной палатой задачи, в 2006 году проведено 44 контрольных мероприятия.
    Контрольно-ревизионными мероприятиями за 2006 год установлено, что общая сумма средств окружного бюджета, использованная проверенными организациями с нарушением бюджетного законодательства, составила 159,6 млн. рублей. Среди нарушений нецелевое использование бюджетных средств составило 24,7 млн. рублей, незаконное - 13,6 млн. рублей, неэффективное -121,3 млн. рублей.
    В результате принимаемых мер в окружном бюджете (с учетом нарушений, выявленных в прошедших периодах) восстановлено 7,2 млн. рублей.
    Дума Чукотского автономного округа постановляет:
    1.Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Чукотского автономного округа за 2006 год (прилагается).
    2.Рекомендовать Счетной палате Чукотского автономного округа:
    повысить уровень контроля за исполнением представлений и предписаний Счетной палаты, возмещением нарушителями бюджетного законодательства причиненного ущерба окружному бюджету.
    3.Опубликовать отчет о работе Счетной палаты Чукотского автономного округа за 2006 год в газете "Крайний Север".
    4.Снять с контроля постановление Думы Чукотского автономного округа от 1 февраля 2006 года N 21 "Об отчете о работе Счетной палаты Чукотского автономного округа за 2005 год" как выполненное.
    5.Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
    Председатель Думы
    В.Н.НАЗАРЕНКО
    ОТЧЕТ
    О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЧУКОТСКОГО АО ЗА 2006 ГОД
    В 2006 году, как и в предыдущие годы, основной акцент в своей деятельности Счетная палата Чукотского автономного округа делала на реализацию главной задачи, определенной для нее законодательством Чукотского автономного округа - обеспечение контроля за исполнением окружного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также за целевым использованием бюджетных средств муниципальными образованиями.
    В целом за 2006 год проведено 44 контрольных мероприятия, из них по реализации на территории Чукотского автономного округа приоритетных национальных проектов - 27. Проверками охвачено 50 организаций и учреждений. План работы Счетной палаты, утвержденный постановлением Совета Думы Чукотского автономного округа от 14.12.2005 N 183, выполнен в полном объеме.
    В течение 2006 года проведены проверки исполнения окружного бюджета и бюджета Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2005 год, исполнения местных бюджетов за 2005 год в трех муниципальных образованиях, проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств семью хозяйствующими субъектами и 38 бюджетными учреждениями различного уровня бюджетной системы. Общая сумма проверенных бюджетных средств составляет 15,9 млрд. рублей.
    В ходе контрольных мероприятий выявлено использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства в общей сумме 159,6 млн. рублей, из них: 24,7 млн. рублей не по целевому назначению, 13,6 млн. рублей использованы незаконно и 121,3 млн. рублей - использованы неэффективно.
    В органы государственной власти Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, руководителям организаций и учреждений было направлено 39 представлений и 7 предписаний Счетной палаты для устранения выявленных нарушений.
    В результате проведенной работы в полном объеме исполнены 45 представлений и предписаний, в бюджеты различных уровней восстановлено 7,9 млн. рублей, в том числе в добровольном порядке 5,4 млн. рублей.
    1.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    В течение 2006 года в рамках проверки целевого использования бюджетополучателями средств окружного бюджета Счетная палата провела 13 контрольных мероприятий по различным разделам функциональной классификации расходов окружного бюджета, которыми было охвачено 26 объектов.
    Так по разделу 03 - "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" по поручению правоохранительных органов было проведено контрольное мероприятие по проверке целевого использования Адвокатской палатой Чукотского автономного округа бюджетных средств, выделенных на оказание государственной поддержки деятельности юридических консультаций за период 2003 - 2005 годы.
    В ходе проверки установлены многочисленные нарушения бюджетного законодательства. За счет средств окружного бюджета осуществлялись расходы на содержание работников самой Адвокатской палаты, выявлены нарушения Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. В результате допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,6 млн. рублей Материалы проверки переданы в правоохранительные органы.
    По представлению Счетной палаты, Адвокатской палате Чукотского автономного округа в 2006 году уменьшены бюджетные ассигнования на сумму нецелевого использования средств.
    По разделу 04 - "Национальная экономика" проверено целевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию региональных целевых программ "Стабилизация и развитие АПК Чукотского автономного округа" за 2005 год и "Развитие и поддержка телерадиовещания и связи в Чукотском автономном округе" за период 2004 - 2005 годы, целевое использование бюджетных средств, полученных ГП "Чукоткоммунстрой" в 2005 году на финансирование строек и объектов адресной инвестиционной программы, а также использование бюджетных средств, выделенных в 2005 году на обеспечение деятельности ветеринарных учреждений Чукотского автономного округа.
    Проверка показала, что средства, выделяемые на реализацию региональных целевых программ, используются неэффективно. Допускается отвлечение бюджетных средств на длительное время в дебиторскую задолженность. Кроме этого, выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации целевых программ в общей сумме 3,2 млн. рублей, и неэффективного использования в сумме 7,4 млн. рублей.
    В результате проделанной работы средства в сумме 3,2 млн. рублей возвращены в окружной бюджет в добровольном порядке.
    Кроме этого, за несоблюдение условий заключенных договоров исполнителю адресной инвестиционной программы ГП ЧАО "Чукоткоммунстрой" были начислены штрафные санкции в сумме 90,9 тыс. рублей, которые в добровольном порядке перечислены предприятием в доходы окружного бюджета.
    По разделу 06 - "Охрана окружающей среды" проведена проверка целевого использования средств окружного бюджета, выделенных в 2005 году на реализацию региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа".
    В целом средства на реализацию мероприятий указанной программы использованы по назначению. Однако Счетная палата рекомендовала государственному заказчику программы повысить требования к исполнителям программных мероприятий в части оформления отчетов о целевом использовании бюджетных средств.
    По разделу 07 - "Образование" проведены проверки целевого использования бюджетных средств ГУ "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Солнышко" за 2004 - 2005 год, ГУ дополнительного образования "Чукотский окружной Дворец детского и юношеского творчества" за 2005 год, Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 3, г. Анадырь" за 2005 год.
    В результате проведенных контрольных мероприятий установлены факты, когда работникам учреждений незаконно в течение двух лет подряд производилась оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно. Оплата штрафных санкций за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности осуществлялась за счет бюджетных средств, а не за счет виновного лица (ГУ "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Солнышко"), незаконно устанавливались доплаты и надбавки в заработной плате (ГУ дополнительного образования "Чукотский окружной Дворец детского и юношеского творчества"), при предоставлении работникам преподавательского состава комнат для проживания в общежитии образовательного учреждения, договора найма жилого помещения с ними не заключались, плата за проживание не взималась, используя государственное имущество, образовательное учреждение осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением Федерального закона "Об образовании", своего Устава и Закона Чукотского автономного округа "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Чукотского автономного округа" (ГОУ начального профессионального образования "Профессиональное училище N 3, г. Анадырь").
    Всего по данным проверкам выявлено использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства в общей сумме 5,2 млн. рублей, из них не по целевому назначению - 613,7 тыс. рублей.
    В результате принятых мер учреждениям уменьшены бюджетные ассигнования в сумме 159,4 тыс. рублей, остальные средства, использованные не по целевому назначению, восстановлены в добровольном порядке.
    По разделу 1101 - "Межбюджетные трансферты" проведена проверка исполнения местных бюджетов муниципальных образований г. Анадырь, Провиденский и Чукотский районы за 2005 год.
    В ходе проверки исполнения местного бюджета Чукотского муниципального района за 2005 год проведены встречные проверки целевого использования средств местного бюджета отдельными бюджетополучателями.
    Проверкой установлено, что при исполнении местного бюджета допускались случаи нарушения требований бюджетного законодательства. Так, при утверждении и доведении до распорядителей и получателей лимитов бюджетных обязательств нарушались положения статьи 223 Бюджетного кодекса РФ. В нарушение положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в штатном расписании Администрации муниципального образования числилась должность председателя Избирательной комиссии муниципального образования. Исполнение отдельных государственных полномочий осуществлялось за счет собственных средств местного бюджета, в результате не по целевому назначению использованы 47,7 тыс. рублей.
    Необходимо отметить, что все нарушения Администрацией муниципального образования Чукотский муниципальный район были оперативно устранены, средства восстановлены в местный бюджет.
    При исполнении бюджета муниципального образования Провиденский муниципальный район допускались нарушения бюджетного законодательства в части отражения в отчете об исполнении местного бюджета расходов, произведенных за счет резервных фондов. Не по целевому назначению использованы 16,5 тыс. рублей, полученных в виде субвенций на выполнение государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния. Встречная проверка в Администрации муниципального образования выявила незаконное расходование средств на выплату премий работникам Администрации в общей сумме 548,1 тыс. рублей. Неэффективное использование средств на длительное время отвлеченных в дебиторскую задолженность составило 236,2 тыс. рублей.
    В целях восстановления в местный бюджет средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, Администрации муниципального образования Провиденского района уменьшены бюджетные ассигнования на 548,1 тыс. рублей.
    Проверка исполнения местного бюджета муниципального образования г. Анадырь проводилась совместно с правоохранительными органами и выявила нарушения действующего законодательства, допускаемые органами местного самоуправления.
    В нарушение статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в структуру Администрации входили Совет народных депутатов, Избирательная комиссия г. Анадырь.
    В ходе проверки выявлены нарушения при использовании средств на исполнение отдельных государственных полномочий. Установлены нарушения, допущенные при использовании бюджетных средств, выданных в подотчет на хозяйственно-операционные расходы, на оплату санаторно-курортного лечения.
    Администрация городского округа Анадырь, осуществляя функции, не свойственные ей как органу местного самоуправления, использовала бюджетные средства на оплату работ и услуг, не связанных с ее деятельностью. Так, за счет средств, предусмотренных по смете расходов на свое содержание, Администрация городского округа Анадырь производила ремонты объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении и безвозмездном пользовании у муниципальных предприятий. На указанные цели использовано 17,6 млн. рублей.
    Проверкой также установлено, что в 2005 году закупка товаров (услуг) на сумму свыше 2000 МРОТ, за счет средств местного бюджета осуществлялась Администрацией городского округа Анадырь с нарушением статей 71, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, чтобы не проводить конкурсные процедуры, Администрацией муниципального образования город Анадырь были заключены 19 договоров подряда на текущий ремонт гаража общей стоимостью 3099,0 тыс. рублей, с разбивкой по каждому договору на сумму, не превышающую 200,0 тыс. рублей.
    В ходе проверки также выявлено, что Администрацией муниципального образования город Анадырь не проведен конкурс по отбору поставщика на поставку автомобиля.
    В 2006 году Счетная палата проводила проверки по отдельным поручениям Думы Чукотского автономного округа и правоохранительных органов.
    По поручениям правоохранительных органов проведена проверка деятельности Администрации городского округа Анадырь, в части размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за 2005 год, 1 полугодие 2006 года. В соответствии с отдельным поручением Думы Чукотского автономного округа проведена проверка Управления образования Анадырского муниципального района. Материалы указанных проверок направлены в правоохранительные органы.
    В рамках полномочий, предусмотренных статьей 77 Бюджетного кодекса РФ, проведена проверка целевого использования бюджетных кредитов, выделенных государственным предприятиям Чукотского автономного округа из окружного бюджета в 2006 году. В ходе проведения указанных проверок нарушений бюджетного законодательства не выявлено. Средства направлены на закупку и поставку товаров в соответствии с утвержденным перечнем.
    Необходимо отметить, что контрольные мероприятия по проверке целевого использования бюджетных средств отдельными бюджетополучателями свидетельствуют о том, что в тех учреждениях и организациях, где Счетная палата проводит регулярные проверки, количество допускаемых нарушений неуклонно сокращается. Повышается финансовая дисциплина руководителей и работников бухгалтерских служб, отвечающих за эффективное и целевое использование бюджетных средств. Отдельные нарушения устраняются в ходе проверок, не дожидаясь представлений и предписаний Счетной палаты. Там же, где проверки не проводятся длительное время, выявляются грубые нарушения бюджетного законодательства.
    Следует отметить, что большинство руководителей организаций и бюджетных учреждений своевременно и в полном объеме выполняют представления Счетной палаты, принимают все возможные меры для возмещения незаконно использованных бюджетных средств. Однако в отдельных случаях полномочий Счетной палаты недостаточно для полного устранения выявленных нарушений, поэтому материалы проверок передаются в правоохранительные органы.
    В соответствии со статьей 2 Закона "О Счетной палате Чукотского автономного округа" в начале 2006 года проведена проверка исполнения Правительством Чукотского автономного округа Закона Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2005 год". В результате контрольного мероприятия установлено, что доходы окружного бюджета составили 11255,2 млн. рублей, что на 3,1% меньше объема плановых доходов на 2005 год и в сравнении с доходами 2004 года снизились на 22,2%. Неналоговые доходы выполнены на 68,3% по сравнению с утвержденным планом. Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в объеме 100%.
    Исполнение расходов окружного бюджета на реализацию региональных целевых программ составило 99% плановых назначений. При этом недофинансированы мероприятия по 11 региональным программам, в том числе 3 из них - программы социальной направленности.
    План по капитальным расходам окружного бюджета на 2005 год исполнен на 92,1%. Капитальные вложения освоены в объеме 2751,8 млн. рублей.
    Согласно долговой книге Чукотского автономного округа, по состоянию на 1 января 2006 года государственный долг Чукотского автономного округа составляет 4862247 тыс. рублей., что не превышает предельный объем, установленный статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    В целом окружной бюджет Чукотского автономного округа за 2005 год исполнен в соответствии с бюджетным законодательством, и в своем заключении на отчет Правительства Чукотского автономного округа об исполнении окружного бюджета за 2005 год Счетная палата рекомендовала Думе автономного округа утвердить его в представленной редакции.
    Большое внимание в 2006 году Счетная палата уделяла вопросам реализации на территории Чукотского автономного округа мероприятий приоритетных национальных проектов. Всего в рамках данной работы проведено 27 контрольных мероприятий по проверке целевого использования средств федерального бюджета, поступивших в Чукотский автономный округ на реализацию национальных проектов.
    В целом средства федерального бюджета, поступающие в Чукотский автономный округ на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов, используются по целевому назначению.
    В рамках национального проекта "Здоровье" на территорию округа в полном объеме поступили медицинское оборудование и автомобили скорой медицинской помощи. Доплаты педагогическим и медицинским работникам, производимые в рамках национальных проектов "Образование" и "Здоровье", осуществлялись своевременно.
    Средства, поступившие на поощрение педагогических работников, реализующих общеобразовательные программы, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, в полном объеме направлены на лицевые счета победителей всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ в рамках национального проекта "Образование".
    Средства федерального бюджета поступившие на государственную поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты приоритетного национального проекта "Образование" в сумме 2,0 млн. рублей, направлены в образовательные учреждения "Центр образования г. Певек" и "Средняя общеобразовательная школа села Новое Чаплино" Провиденского района. За счет поступивших средств закуплено офисное оборудование и мебель для организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Нарушений при использовании средств не установлено.
    В результате осуществления ежемесячного контроля за реализацией национального проекта "Образование" установлено, что в отдельных общеобразовательных учреждениях округа при расчете среднего заработка не учитывались выплаты педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя, установленные в рамках национальных проектов. В результате проделанной работы удалось решить вопрос о включении вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в расчет среднего заработка педагогическим работникам. По материалам Счетной палаты прокуратурой округа направлены требования о перерасчете среднего заработка педагогическим работника с учетом установленных выплат.
    Проверка использования средств федерального бюджета в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" показала, что на территорию округа поступили 20 сертификатов на сумму 12,5 млн. рублей на получение жилья для граждан, выезжающих с территории Чукотского автономного округа в благоприятные для проживания регионы Российской Федерации. Все средства использованы по целевому назначению.
    Информация по реализации национальных проектов направлялась в адрес Счетной палаты РФ, Главному федеральному инспектору по Чукотскому автономному округу, в прокуратуру Чукотского автономного округа.
    Особенностью контрольной работы Счетной палаты в отчетном периоде явилось более тесное сотрудничество с правоохранительными органами. В течение 2006 года были проведены четыре совместных контрольных мероприятия с сотрудниками отдела по экономическим и налоговым преступлениям УВД Чукотского автономного округа, а всего в правоохранительные органы направлено 9 материалов проверок для выявления в действиях руководителей организаций и учреждений состава преступления.
    2.ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
    В рамках экспертно-аналитической работы, проводимой Счетной палатой, проведена экспертиза законопроектов, предусматривающих расходные полномочия, осуществляемые за счет средств окружного бюджета. Экспертизе были подвергнуты проекты законов "Об окружном бюджете на 2007 год", "О бюджете Чукотского территориального фонда ОМС на 2007 год", проводилась экспертиза восьми редакций законопроекта "О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2006 год". Три раза проводилась экспертиза проекта закона "О внесении изменений в Закон Чукотского автономного округа "О бюджете Чукотского территориального фонда ОМС на 2006 год".
    В целом указанные законопроекты соответствовали бюджетному законодательству. Замечания, вносимые Счетной палатой по отдельным статьям законопроектов, учитывались при их доработке на заседаниях рабочих групп.
    В 2006 году Счетная палата осуществляла экспертизу законопроектов о региональных целевых программах, реализуемых за счет средств окружного бюджета. Всего на экспертизу было представлено 22 законопроекта. В результате проведенной экспертизы Счетная палата указывала на низкое качество разработки законопроектов, отсутствие экономических обоснований к программным мероприятиям и показателей экономической эффективности реализации программ, по которым возможно осуществить оценку результатов их реализации.
    В течение 2006 года Счетная палата направляла в адрес Думы Чукотского автономного округа аналитические материалы по вопросам оперативного контроля за исполнением окружного бюджета за 2006 год, оценки налогового потенциала Чукотского автономного округа, межбюджетных отношений. Также была направлена аналитическая записка по материалам проверки образовательных учреждений Чукотского автономного округа, информационная записка по реализации национальных проектов.
    По итогам проведения анализа нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий, Счетная палата направляла в адрес Правительства автономного округа предложения по принятию нормативных правовых актов, направленных на урегулирование отдельных вопросов целевого и эффективного использования бюджетных средств. В результате в течение 2006 года Правительством Чукотского автономного округа было принято более десяти нормативных и распорядительных актов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.