Чукотский автономный округ
Закон от 09 апреля 1997 года № 09-ОЗ

О территориальном общественном самоуправлении в Чукотском автономном округе

Принят
Думой Чукотского автономного округа
04 апреля 1997 года
    Настоящий Закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления на территории Чукотского автономного округа, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
    1.Территориальное общественное самоуправление - это добровольная, самоуправляемая, некоммерческая организация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях), объединившихся на основе общности их интересов для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через собрания (сходы), конференции или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
    2.Территориальное общественное самоуправление является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории и осуществляется как непосредственно, так и через создаваемые им органы.
    3.Территориальное общественное самоуправление в соответствии с уставом муниципального образования может являться юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, как общественная организация.
    4.При государственной регистрации территориального общественного самоуправления ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени территориального общественного самоуправления и исполняет обязанности в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.
    5.Порядок избрания органа территориального общественного самоуправления, организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются законодательством Российской Федерации, законодательством Чукотского автономного округа, уставом муниципального образования и уставом территориального общественного самоуправления.
    1.Правовую основу территориального общественного самоуправления в Чукотском автономном округе составляют:
    Конституция Российской Федерации;
    Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях";
    законодательство Российской Федерации и Чукотского автономного округа;
    устав и нормативные правовые акты муниципального образования;
    устав территориального общественного самоуправления.
    2.Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:
    непосредственное волеизъявления граждан территорий населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий - собрания (сходы), конференции;
    органы территориального общественного самоуправления.
    1.Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - территориальное общественное самоуправление.
    2.Любой гражданин соответствующей территории территориального общественного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, имеет право принимать участие в непосредственном решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
    3.Граждане, проживающие на соответствующей территории, вправе организоваться в территориальное общественное самоуправление, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
    4.Граждане соответствующей территории имеют право контролировать и получать информацию о деятельности территориального общественного самоуправления.
    5.Органы местного самоуправления и государственной власти Чукотского автономного округа не могут препятствовать осуществлению населением территориального общественного самоуправления.
    6.Вмешательство органов государственной власти Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность территориального общественного самоуправления, равно как и вмешательство территориального общественного самоуправления в деятельность органов государственной власти Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа, уставом муниципального образования.
    7.Вопросы, затрагивающие интересы территориального общественного самоуправления, решаются органами государственной власти Чукотского автономного округа и органами местного самоуправления с участием соответствующего территориального общественного самоуправления или по согласованию с ними.
    Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
    законности;
    защиты прав и законных интересов населения;
    свободного волеизъявления граждан через собрания (сходы), конференции;
    выборности и подконтрольности населению органов территориального общественного самоуправления;
    широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
    сочетания интересов населения соответствующей территории и муниципального образования, а также государственными интересами;
    гласности и учета общественного мнения.
    1.Система территориального общественного самоуправления включает в себя:
    собрания (сходы), конференции граждан населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием, жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий - высший руководящий орган;
    выборный и подотчетный собранию (сходу), конференции граждан населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием, жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления.
    Периодичность проведения собраний (сходов), конференций устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.
    2.Граница территорий, на которых действует территориальное общественное самоуправление, устанавливается соответствующим представительным органом муниципального образования с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов.
    3.Территориальные общественные самоуправления с целью наиболее эффективной реализации своих полномочий могут объединяться в союзы (ассоциации).
    Правоспособность союзов (ассоциаций) территориального общественного самоуправления как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
    1.Устав территориального общественного самоуправления должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представленным на регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
    2.Устав территориального общественного самоуправления должен предусматривать:
    наименование территориального общественного самоуправления и его юридический адрес;
    структуру, полномочия, цели, порядок формирования и срок полномочий выборных органов территориального общественного самоуправления;
    границы территорий территориального общественного самоуправления;
    формы и порядок непосредственного участия граждан в территориальном общественном самоуправлении;
    порядок контроля за деятельностью территориального общественного самоуправления;
    порядок внесения изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
    источники формирования денежных средств и иного имущества территориального общественного самоуправления, права территориального общественного самоуправления по управлению имуществом;
    порядок реорганизации и (или) ликвидации органа территориального общественного самоуправления;
    иные нормы, определенные уставом муниципального образования.
    3.Устав территориального общественного самоуправления может содержать описание символики данного территориального общественного самоуправления.
    1.Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, служит для реализации принципов народовластия на соответствующей территории и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
    2.Органы местного самоуправления:
    оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
    разрабатывают нормативные правовые акты по территориальному общественному самоуправлению;
    вправе передавать на договорной основе органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;
    могут устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласия с территориальным общественным самоуправлением;
    предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
    координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
    оказывают помощь в разработке уставов территориального общественного самоуправления и содействуют в его регистрации;
    способствуют выполнению решений общих собраний (сходов), конференций территориального общественного самоуправления, принятых в пределах их компетенций;
    учитывают в своих решениях мнение населения;
    приостанавливают действие органов территориального общественного самоуправления в случаях превышения их полномочий;
    осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
    3.Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории с правом совещательного голоса.
    4.Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы граждан соответствующей территории.
    5.Органы государственной власти Чукотского автономного округа обеспечивают соблюдение прав и законных интересов территориального общественного самоуправления, оказывают поддержку их деятельности, законодательно регулируют предоставление им налоговых льгот и иных льгот, относящихся к компетенции органов государственной власти Чукотского автономного округа.
    1.Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
    2.Граждане соответствующей территории, обладающие избирательным правом, вправе избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления.
    Выборы органов территориального общественного самоуправления населения проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях по месту жительства в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Чукотского автономного округа.
    3.Представительные органы местного самоуправления по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, и сроки проведения выборов территориального общественного самоуправления.
    4.Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляется открыто. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств органов местного самоуправления.
    5.Избранными в состав органа территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа участников общего собрания (схода), конференций граждан, обладающих избирательным правом.
    1.Компетенция территориального общественного самоуправления населения определяется уставом о нем, а также решениями органов местного самоуправления о передачи ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления с согласия жителей соответствующей территории.
    2.Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
    3.Органы территориального общественного самоуправления вправе:
    созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
    предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных актов органов местного самоуправления, решений других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочий территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
    создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
    выступать заказчиком по выполнению работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием собственных и привлеченных финансовых средств;
    участвовать в осуществлении социальных программ, используя собственные и привлеченные средства;
    разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития муниципального образования, принимаемых органами местного самоуправления;
    участвовать собственными средствами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
    получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
    организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
    определять в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления.
    1.Финансовые средства территориального общественного самоуправления состоят из собственных и привлеченных средств.
    Собственные финансовые средства образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований населения, предприятий, учреждений, организаций, а также других поступлений.
    2.Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
    1.Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы территориального общественного самоуправления, приобретенное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является собственностью территориального общественного самоуправления.
    Распоряжение имуществом территориального общественного самоуправления осуществляется органами территориального общественного самоуправления.
    Устав о территориальном общественном самоуправлении может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в общей собственности граждан, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференции населения.
    2.Финансовые средства, полученные за счет его хозяйственной деятельности, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных организаций являются собственностью территориального общественного самоуправления.
    Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органами территориального общественного самоуправления на основе соответствующих смет и расходов. Годовые отчеты об использовании средств рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями населения.
    3.Органы государственной власти Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, а также граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа территориального общественного самоуправления.
    1.Решения территориального общественного самоуправления, принятые им в пределах своей компетенции, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Чукотскому автономному округу, имеют обязательный характер для юридических и физических лиц, которым они адресованы.
    Решения территориального общественного самоуправления в пределах своей компетенции не нуждаются в утверждение органами государственной власти Чукотского автономного округа, органом местного самоуправления и их должностными лицами.
    Если для реализации решения территориального общественного самоуправления требуется принятие нормативного правового акта, то орган местного самоуправления обязан рассмотреть данное решение, после чего либо принять нормативный правовой акт, либо мотивировано отклонить данное решение.
    2.Юридические лица независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы согласовывают с соответствующим органом территориального общественного самоуправления свои мероприятия, затрагивающие компетенцию территориального общественного самоуправления.
    3.Юридические лица и граждане несут ответственность перед территориальным общественным самоуправлением, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений территориального общественного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    4.На работников территориального общественного самоуправления, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
    1.Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления определяется уставом органа территориального общественного самоуправления и уставом муниципального образования.
    2.Деятельность территориального общественного самоуправления может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    Ответственность органа территориального общественного самоуправления или его членов перед населением соответствующей территории наступает в случае нарушения им данного Закона, устава территориального общественного самоуправления либо утраты этим органом или лицом доверия со стороны жителей. Основания и виды ответственности органа территориального общественного самоуправления и его членов определяются законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа, а также уставом органа территориального общественного самоуправления.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Губернатор
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    9 апреля 1997 года
    N 09-ОЗ